Дин Конгер, Путешествие по России, Советский Союз

Иван Шизофреник
Фотограф Дин Конгер, из книги «Путешествие по России, Советский Союз сегодня». Как известно, писательница Айн Рэнд теряла голову, когда с ней говорили о России. Думаю, она имела моральное право на ненависть к СССР: после того как в царской российской империи прошли погромы, после кошмаров гражданской войны мало кто из еврейских вынужденных эмигрантов начала двадцатого века сохранил добродушный взгляд на «страну советов». Да, почти все книги Рэнд, даже если не упоминать «специальную» литературу для «просвещения» новых левых в США (писательница считала, что способна «интеллектуально противостоять» модным тенденциям шестидесятых), критикуют СССР, и Айн не брезгует ложью, безудержно обеляя капитализм и проклиная социализм.
«Разрядка», битнические восторги «космической эрой» (словечко битник происходит от спутник) и интерес к мировой культуре и сексу не затронули писательницу, пожалуй, как и многих эмигрантов: еще один известный выходец из России, Питирим Сорокин, также не принял идеологию шестидесятых и попытался, подобно Айн Рэнд, интеллектуально противостоять контркультуре, однако сосредоточившись на критике сексуальной революции. Критика получилась вялой, неубедительной и «религиозной».
Для шестидесятых нужны были не очернители коммунизма, вросшие ногами в милитаристский антисоветизм тридцатых годов, а путешественники, паломники и пацифисты. Американцы шестидесятых отказались от идеологии в пользу красивых экзотических фотографий. Что сказать, в США была создана питательная почва для международного фотографического туризма, и яркий представитель оного, американский фотограф Дин Конгер из «National Geographic».
Дин Конгер (Dean Conger) родился 26 августа 1927 года в Каспере, штат Вайоминг. Девять лет он работал в газете «Denver Post», а в 1959 году его пригласили на должность штатного фотографа Национального географического общества. Наступил звездный час Конгера: фотографируя для журнала «National Geographic», он начинает свое бесконечное путешествие по США, Европе, Азии и, конечно, по республикам СССР.
Дин Конгер объездил почти все республики, и что достойно удивления, умело обошел возможные острые политические западни: на фотографиях Конгера не заметно крамольного антисоветского умысла, он работает как корреспондент журналов «Огонек» или «Сельская жизнь». Последнее обеспечило фотографу признание в СССР, а потом и в России: до сих пор в любовно собранных подборках фотографий о жизни в СССР встречаются работы Хонгера и мало кто знает, что эти фотографии делал американец.
Кажется, будто Конгер сосредоточился на демонстрации «строек коммунизма»: он фотографирует с большим удовольствием заводскую жизнь, рыбаков и сталеваров, учителей и врачей, новостройки, но не избегает показывать быт и романтику шестидесятых-семидесятых годов. Советский союза глазами Хонгера это почти двадцатипятилетняя эпопея, красочный рассказ в цветной фотографии о людях.
Дин Конгер воплотил в жизнь все страхи Айн Рэнд: он создает визуальный образ СССР, в котором, кроме романтики освоения огромных просторов, присутствует понятная и симпатичная для американца составляющая.
Поездки по СССР принесли ему славу и карьерный рост.
В 1977 году Хонгер и журналист Барт Макдауэлл подготовили книгу «Путешествие по России, Советский Союз сегодня» («Journey Across Russia, The Soviet Union Today»).
В книге 370 страниц и фотографии, сделанные в период с 1966 по 1975 год.
Хонгера хвалили в СМИ, называли лучшим газетным и журнальным фотографом года, он даже удостоился попасть на доску почета своего университета, как «достигший известности выпускник». До ухода из «большой фотографии» в 1989 году, Хонгер занимал должность помощника директора фотоотдела National Geographic.
Затем уехал в Дуранго, штат Колорадо. Женат, у него трое детей, увлекается лыжным спортом и работой с деревом.
Меня, конечно, заинтересовали не только фотографии Конгера, но и техника, которую он использовал. К счастью, оказалось несложным найти рисунок, где Конгер предстает во всей красоте фотожурналиста шестидесятых: обвешанный малоформатными камерами, с фотовспышкой в руках и сумкой для батарей питания, фотоаксессуаров и прочего барахла. Судя по всему, Конгер принадлежал к фотографам-экспериментаторам, создавая как панорамы (с использованием специальной техники вроде панорамного фотоаппарата «Горизонт»), так и впечатляющие пейзажи и даже интерьеры. Однако ахиллесова пята Конгера — портрет. В последнем случае Конгер не пытается использовать рисунок света, он любит фотографировать людей в экзотической одежде, что считает самодостаточным.
Фотографии см. здесь https://vk.com/album17020639_260536770