Рукомесла Урала

Валерий Ефимов
Мастеровые

После отыскания рудознатцами "доброй руды" необходимо было подобрать место для завода:  на реке, чтобы вода приводила в действие , и у леса, чтобы древесного угля хватало.
Строительство начинали с плотины, которую ставили плотинные мастера. Сначала в дно реки забивали сваи - толстые бревна, обычно лиственницу, она в воде не гнила. Затем укладывали бревенчатые клети, обкладываемые камнем и засыпали землей. Сквозь прорези в плотине вода из запруженной речки шла в особые лари, а оттуда по деревянным желобам падала на лопатки водобойных колес. вращаясь, они приводили в действие заводские механизмы. Такие заводы именовались "водяного действия".
На заводах 18 века работали и взрослые, и дети, их называли "работными людьми" или "мастеровыми". Мальчики -  рудотолки пестами дробили в ступах куски железной руды, а потом рабочие везли ее в тачках, чтобы засыпать в плавильную печь - домну.  Потом печь закрывали и поджигали уголь, огромными мехами накачивали в домну воздух, чтобы уголь жарче грел и плавил руду. Через много часов по каменным желобам тек из домны жидкий металл.
Мастеровые, работающие в доменных печах, носили войлочные  шляпы с широкими полями - катанки, которые оберегали глаза от искр. Пропитанные раствором рубахи, войлочные или кожаные фартуки защищали тело. На руки надевали суконные рукавицы, с ладоней подшитые кожей. Обувались мастеровые в огнестойкие лапти, которые плели из конопляных жгутов, к ним прилаживали подошвы из металла. но все равно уберечь ноги могли не всегда, за что и получили прозвище "жженопятники".

Углежоги

Для того чтобы выплавить металл в домне, необходимо большое количество угля, который получали, не  добывая из-под земли, а выжигали из дерева.  Уголь называли
"древесным", а промысел -"углежжением".
Поселок углежогов назывался "курень", потому что далеко видны курившиеся дымки над угольными кучами. Существовало два способа обжига: кучевой и ямный. На Южном Урале был более распространен  кучевой.
 Сначала заготовляли древесину. На нее шли все породы деревьев, но лучшими считались береза и сосна. Плахи дерева складывали в кучи и накрывали срезанными пластами дерна, затем поджигали. Процесс тления занимал около недели: дашь большой доступ воздуха - все сгорит, а меньше - погаснет. После выжига "куча" остывала несколько  недель, потом ее разбирали , и готовый уголь на подводах отправляли на металлургический завод.
При разборе кучи углежоги определяли,  какой уголь получился: "трухляк" - рассыпающийся в порошок, "мертвяк" - не дающий высокой температуры при горении, "квелый" - перемешанный с угольной  пылью и "звон звоном" - высшего качества.
Выжигом угля работники занимались далеко от заводов. Жили в лесу, в шалашах, мылись редко, ходили копченые до черноты, ив народе говорили про очень грязного человека: "Как с куч приехал".

Гончары

Каждое домашнее хозяйство всегда имеет большое количество посуды.  Издавна ее изготавливали из дерева и глины. ЛюдеЙ, изготавливающих ее из глины, называли гончарами.
Сначала они из глины делали замес, готовили тесто, затем клали на гончарный круг и, вращая его,  изготавливали необходимое: кружку, корчагу, кринку, миску, тарелку.  Затем готовое изделие гончары смазывали   жидким дегтем и обсыпали  свинцовым порошком. Обжиг проводили в специальной печи.
Получив новую посуду, хозяйка сначала в ней кипятила молоко, которое потом выливала. И только после хорошего мытья посуду использовали для пищи.

Кузнецы

В каждой слободе и деревне была своя кузница, и не одна.
Кузницы ставились на деревенских окраинах. В центре кузницы стояла наковальня из части дубового бревна с металлическим покрытием. Здесь же и горн - печь особого вида для разогрева до ковкого состояния   и плавления металлов и кузнечный очаг с мехами и поддувалом. С помощью кожаного кузнечного меха в топку подавался воздух, который позволял достичь высоких температур. Железная заготовка раскалялась добела и становилась "ковкой".
Дальше работа велась двумя кузнецами. Маленьким молоточком мастер показывал подмастерью, где и с какой силой нужно ударить по "ковке". А другой рукой, с помощью клещей, поворачивал поковку.
Подмастерье тяжелым молотом ударял по заготовке, придавая ей форму изделия. Затем, прямо с наковальни, изделие опускали в бадью с водой. Так его "закаливали", чтобы было крепче и тверже.
Кузнечное дело являлось достаточно доходным и выгодным, хотя и очень тяжелым.

Лаптеплеты

Чтобы сплести лапти, нужно было иметь специальный инструмент: металлический крючок с деревянной ручкой - кочедык, деревянный молоточек - утягивалку и острый нож. Для изготовления пары латей необходимо было надрать нитей  с 5-6 молодых липок. Простой и легкой работой считалось плетение подошвы лаптя, переда и обушника, сложной - плетение запятника, куда сводились все лыки и связывались в петлю так, чтобы продернутые завязки не кривили лапоть и не мешали при ходьбе.
Лапти плелись простые, рабочие, для зимы более просторные, чтобы онучей (портянки) больше входило, и нога в мороз не мерзла. Для женщин плелись лапоточки с прямыми носками, а на лето - "касаточки", облегченные лаптишки с короткими завязками - "оборами". Иногда плелись "ступни" - более глубокая, чем лапти обувь, без завязок.
Пары лаптей хватало на месяц, поэтому у мастера всегда было много работы