О карме, воле и предназначении. - Боевые искусства

Валентин Валевский
                О карме, воле и предназначении. Цикл «Боевые искусства»

                по мотивам китайских историй о боевых искусствах

                Его звали Чжи Дунь[1]. Он был одним из тех, кто стал культурным соединяющим мостиком для духовного наследия всего Китая, во многом повлиявшего на высокий моральный облик народа, сплотившегося в будущем для объединения великой страны. Он рос в консервативный религиозной среде, так что ничто не предвещало того, что из этой среды выйдет великий реформатор, который сблизит два религиозно-философских учения — буддизм[2] и даосизм[3]. Говоря о его семье, известно, что его влиятельнейший и авторитетный буддийский род уходил корнями в Ченьлю, переименованный впоследствии в Кайфын, в провинции Хэнань. Там же он и родился, но откуда вынужден был вместе с семьей бежать из-за многочисленных набегов гуннов, вторгавшихся в земли Поднебесной для расширения своих владений. Детство и юность будущего реформатора протекало в довольно сложных духовных и физических практиках, которые закалили его тело и дух. Когда ему стукнуло четверть века, он принял полное монашеское посвящение и отправился искать счастья в Цзянкан, что ныне Нанкин, который был тогда столицей Китая. Надо сказать, что Чжи Дунь имел врожденный ораторский дар, так что довольно скоро собрал вокруг себя собрание молодых людей, с которыми охотно дискутировал как на темы буддийской, так и даосской философии. Для него было крайне важным раскрыть и показать преимущества буддизма перед даосизмом, но вместе с тем он прекрасно понимал, что без привнесения в буддизм даосских духовных доктрин и практик добиться успеха ему будет весьма затруднительно. Философские диспуты во многом ему помогали в достижении цели. Там же в столице он также проводил многочисленные встречи с местной аристократией и не только с даосскими, но и конфуцианскими мыслителями, дабы поупражняться в философии и развить некоторые свои идеи, каковые найдут потом свое продолжение в новом буддийском течении под названием «цзисе-цзун» с широким использованием даосской терминологии и некоторых сходных с даосскими постулатов, но перетолкованных им на новый лад. Кое-что он почерпнул и с конфуцианства. Уже в преклонном возрасте Чжи Дунь был приглашен в столицу древнего царства Цзинь для просвещения ее элиты. Там в течение долгого времени он захватывал мыслителей философскими диспутами, имевшими огромную популярность. После одного из таких диспутов, затрагивавших проблему кармы, даосский философ Си Чао написал потом, обращаясь к царю, что на протяжении нескольких последних веков только Чжи Дунь смог достаточно ясно объяснить понятие Дхармы в контексте того, что Истина способна существовать и развиваться без перерыва.
— Скажите, любезнейший оппонент, — обратился к Чжи Дуню Си Чао, — в чем истинность доктрины о карме[4]? Несмотря на то, что мы принадлежим к разным философским школам и даосское учение отрицает понятие кармы, все же хотелось бы знать ваше мнение как яркого приверженца учения Будды.
— Мое мнение, досточтимый? — ответствовал ему Чжи Дунь. — Но вы меня спрашиваете о карме, хотя правильнее было бы начать разговор с темы о Дхарме[5], поскольку именно с Дхармы начинается порядок вещей.
— Хорошо, о, мудрейший, — согласился Си Чао, — но давайте тогда начнем с диспута о предназначении человека… По моему мнению, истинными источниками знания являются опыт и интуиция. Руководствуясь опытом и интуицией, человек должен вести жизнь согласно с его природной ролью, навыками и талантами. Всё в этом мире предопределено истинным Дао, которое диктует нам жить согласно нашему предназначению.
— Увы, милейший, — усомнился Чжи Дунь, — но говоря о Дао вы только пытаетесь дать определение Дхарме, ибо сие понятие во многом соответствует ей. Однако и Лао-цзы[6] говорил, что «Дао, которое можно определить, — не подлинное Дао». Как же в таком случае Дао может нам продиктовать истинное предназначение?
— О, достойнейший из собеседников, — покачал головой Си Чао, — разве так важно… Дао или Дхарма?… Стоит ли привязываться к именам?  Ведь в «Дао дэ Цзин» также сказано, что «наличие и отсутствие исходят из одного источника, но носят разные имена». Разве мудрейший Лао-цзы был не прав? Именно для достижений в этой жизни дается нам истинное предназначение. Ради блага одной этой жизни должны мы искать призвание, но кто знает, есть ли для душ человеческих другие жизни или же нет?
— Ну хорошо, любезный,  — возразил Чжи Дунь, — а кто тогда знает, коли есть в нас вина, простят ли нам нашу вину или нет? Разве не должно думать нам об исправлении наших поступков, о компенсации нашей вины?
— Должно, мудрейший, — кивнул головой Си Чао, — но всегда остается некая данность, заставляющая нас соответствовать порядку вещей. Разве возможно исправить предназначение?
— Да, милейший. — заверил его Чжи Дунь. — Благодаря особому усилию воли человек способен исправить предназначение и также способен изменить данность, и если не в этой, то в следующей жизни, ибо уверенней даются человеку шаги в надежде его, а не в глубоком безверии. Если вам царь прикажет убить без вины виноватого, вы последуете данности или истинному предназначению? Какое следует принять решение или действие, дабы избежать худого приказа ради сохранения человеческой жизни? Насколько будет в этом случае действенен принцип недеяния, если он предопределен некой данностью? Так существует ли тогда карма? Не определена ли нашим поведением и поступками? Не доказывает ли она существования Дхармы или истинного порядка вещей? Не есть ли Дхарма и Дао одно и то же? Ибо вот правда: как знание не существует раздельно от истины, так не существует без силы воли и предназначения подлинный человек.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Для дополнительного чтения:

«Дхаммапада. Главы XI, XII, XIII» http://www.proza.ru/2010/07/19/164

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Примечания к тексту:

[1]   Чжи Дунь (314 — 366) — китайский философ, литератор, поэт,
каллиграф во время династии Восточная Цзинь. Буддистский монах.
https://www.synologia.ru/a/Чжи_Дунь

В справочном индексе «Цивилизации классического Китая» великий
Чжи Дунь упомянут как даосский монах, т. к. сам он сочетал в своих
взглядах два религиозно-философских учения — буддизм и даосизм.
Чжи Дунь: «Родился в 314 г., умер в 366 г. Даосский философ и друг
каллиграфа Вана Сичижи.» Книга: https://culture.wikireading.ru/49090
В. Елиссеефф и Д. Елиссеефф; «Цивилизация классического Китая».
V. Elisseeff, D. Elisseeff. La Civilization de la Chine classique; источник:
https://unis.shpl.ru/Pages/Search/BookInfo.aspx?Id=1934082

Также. см. о даосском и чань-буддийском влиянии на мировоззрение
великого монаха (Чжи Дунь), пытавшегося сблизить два религиозно-
философских течения в Поднебесной, в электронной веб-библиотеке:
http://profilib.org/chtenie/114881/tsivilizatsiya-kitaya-79.php

[2]   Буддизм (санскр. buddha dharma; пали buddha dhamma, кит. fojiao) 
— Учение Просветлённого; религиозно-философское учение (дхарма)
о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в середине I тыс. до н. э.
в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама,
впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. См. Вики-материал:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/215/Буддизм

[3]   Вики-материалы трактуют даосское учение следующим образом:

«Даосизм – учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное
учение, включающее элементы религии и философии. Обыкновенно
различаются даосизм как определённый стиль философской критики
(дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо)[...]
Под «дао цзя» подразумевают преимущественно доциньский даосизм,
связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы и
Чжуан-цзы.» Ссылка: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/319/Даосизм

[4]   Карма (фил. религ.) — 1. Сила, управляющая всем, закон причины
и следствия или нравственная причинность. 2. Нравственное следствие
действия, совершенного для достижения чего-либо, удовлетворяющего
личное желание. 3. Духовное зерно (каждого существа), переживающее
смерть и также сохраняющееся при переселении или перевоплощении.
См. значение в толковом словаре: http://www.tolstyslovar.com/ru?Карма

[5]   Дхарма (санскр.), дхамма (пали) — одно из важнейших понятий в
индийской философии и индийских религиях. Дхарму можно описать
как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых
необходимо для поддержания космического порядка. Вики-источники:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/6964/Дхарма

[6]   Лао-цзы — философ (VI - V в. до н. э.), основатель даосизма, счи-
тающийся автором философского трактата «Дао Дэ Цзин»; также один
из первых, который попытался смотреть на природу вещей с материали-
стической стороны. Несмотря на это, в Китаес течением времени появи-
лось несколько школ (течений), рассматривающих даосизм как религию
и даже обожествляющих философа.[...] истинный даосизм следует отно-
сить к области философской критики, нежели религиозному учению. О
нем Вики-материал: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/20908/Лао-цзы

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

на фото: я

© Copyright: Валентин Валевский, 2012, Стихи.ру
Свидетельство о публикации №112072405601