Пламенеть, не сгорая

Александр Мушенко
***
Гордыню свою усмирите.
Молитву к Творцу устремите.
Ведь слава не нам! Лишь Ему!
Подаст нам в худую суму,
Быть может, хоть капельку рая,
Чтоб нам пламенеть, не сгорая!..


***
С чего всё началось? А это было летом.
Таким горячим и по-пляжному раздетым.
Мы встретились на шумном рынке, там, где сливы
И груши, яблоки, арбузы. А с обрыва
Сбегала к морю шаловливая тропинка.
Ты засмеялась и представилась мне: «Зинка».
И с той минуты повторяли чайки: «Зинка».
А волны, шевеля песок, шептали: «С ним я.
Да, только с ним я, с ним я, с ним я навсегда».
Безмерно глуп, безмерно счастлив был тогда!
Потом всё как в кино: вокзал, состав, прощанье.
Слеза, последний поцелуй и «До свиданья».
Теперь мы будем жить, друг друга вспоминая.
Конечно-же, мечтать, что ждет любовь такая…

***
В мороз оконное стекло покрылось
Разводами невиданных цветов.
Россия будто сказкой причастилась
Той Снежной Королевы городов…

***
Солнышко играло на кокардах рядовых,
Не убитых рядовых, а всё еще живых.
Сколько их таких на фронте пареньков простых?!
Помнит их отечество и молится за них,
Чьих-то самых дорогих, любимых и родных.
Молится отечество за грешников… святых!..

***
Мне бежать на работу не надо.
Так чего-же еще мне желать?!
Каждый день мой теперь, как награда.
Буду в творчестве жить и мечтать –
Стать России прекрасным поэтом,
Быть фотографом, скульптором быть.
И за счастье нежданное это
Возраст свой пенсионный ценить…

***
Нас в счастливчики никто не приглашает.
Несчастливчиков нас только убивают.
А зачем нас убивают? – не поймешь.
Не убит уже вчера?! Еще живешь!..

***
Глаза туманные, как дым от сигарет.
И речи пьяные, и состраданья нет.
А есть глаза несытые и взгляд в упор.
Улыбка многогрешная, как приговор…

***
Простить всех тех, кто убивал меня.
Не убивал, точнее – добивал!
И трепетную искорку огня
Моей души бездумно задувал…

***
Подражать поэту невозможно.
Как ты будешь подражать весне?!
Ведь не им стихотворенья сложены,
А пригрезились ему во сне.
Подражать поэту невозможно.
Как ты будешь подражать Руси?!
Ведь поэта слово непреложно.
Рифмы у России попроси!..

***
А голоса случайные умолкнут,
И только голос Матушки Руси
Все трудности и беды переможет.
Ты всё, всё, всё лишь у нее проси…

***
Ты слейся с Русью в резонансе,
В молитве слейся, а не в трансе.
Ее дыханием дыши,
Стань капелькой ее души.
И лишь тогда стихи простые
Восславят дали дорогие,
Поля родные, пресвятые…

***
Только поэту в радость грусть России.
Глаз синева сольется с неба синью.

***
А душу леденит промозглость ноября.
Так неужели-же кипели жизнью зря
Поля отчизны, рощи, перелески
Веселым летом, шаловливым летом?!

***
Не надо лишних слов, не надо паники:
Наша жизнь пойдет на «Титанике».
На «Титанике» неправды и вражды,
На «Титанике» большой беды.
Борта его пробиты, но плывет,
И улыбается народ.
А «SOS» звучит во всех сердцах,
Растерянность в глазах.
И мы уже в воде,
И лед везде.
Спасите нас!
Погас
Весь свет.
Нас нет!..

***
Стихи должны быть видимы и слышимы,
И в строках течь не синяя вода.
Все, все из храма Бога Слова вышли мы.
Без Бога – лишь распад! Одна беда!
Лишь Слово превращается в творение.
Творенье в слове даст произведение…

***
Мы, погружаясь в бездны зла,
Взыскуем правды.
Но нас окутывает мгла,
И ей мы рады.
Лжецы льют ложь, а правда – где?
Лишь полуправда.
Лишь четвертьправда здесь везде
И лишь – неправда!
В многообразье не святом,
Во лжи оттенках
Возводим арестантский дом,
Живем в застенках!..

***
Мы варимся в котлах судьбы,
Но остаются единицы,
О ком потомки скажут: «Был».
Другие могут лишь присниться,
Присниться заревой России.
Они остались в неба сини…

***
Согреться у костра чужого,
Как причаститься не святого.
И ложного, и мнимого,
Твоей судьбой гонимого
И сердцем не хранимого…

***
Кто морально не умер, а всё-таки жив,
От беспамятства и безотцовства бежит.
Он бежит в край великой российской судьбы.
Покупая коляску, не ладит гробы…

***
Вакуум в душе – страшнее нету!
Эта пустота у нас у всех.
Мы тенями движемся по свету,
Мерзость принимая за успех.
«Я мерзавец, но из высших целей!»
«Я ворюга, но кормлю семью!»
«Мир давно во зле лежит. Что делать?
Ради «высших целей» я убью!»

***
Коллективный антихрист Россию крушит,
Он крушит православную веру.
Храм Господень оболган, оплеван, разбит.
Им Россия стояла от веку!..

***
А правда с кривдой не сольются.
Едина правда, кривды – легион!
Врага наветы разобьются.
Духовный голод в родину влюблен!..

***
В отчий дом России как вернуться?
Ото сна греховного проснуться?
Долго спит российский богатырь.
Зло заполнило отчизны ширь…

***
Что художника питает?
Чувства, стрессы и любовь.
Что философ понимает?
Что нам надо стать собой.
Как бесстрастия добиться,
В душу поселить Христа.
С Ним бессмертья причаститься
В тайне Божьего креста…

***
Как источенные ветром скалы –
Лица стариков.
Всё на белом свете уж познали
Странники веков…

***
Деревья в зелени, а небеса в лазури,
А между ними русское село.
Луг в сизоватой дымке, будто трубку курит,
И лето в Подмосковье расцвело.
И бедный сельский храм пейзаж Руси венчает,
В его крестах сверкает солнца луч.
И кажется, что он все, все ответы знает.
День жарок, тих и приторно тягуч…


***
Она сказала: «Я Анастасия».
И улыбнулось солнце в неба сини.
И легкий ветерок в ее кудрях почил.
Разглядывать грешно, но не смотреть – нет сил!..

***
Зло ратоборствует со злом уже давно,
А правда отступила.
Стать победителем в той схватке не дано;
Лишь свежие могилы…

***
Ворье, менты и бизнес на крови.
Россия, сонм небесный призови
Архистратига Михаила.
Чтоб эту нечисть победила
Отчизна бедная моя.
России сирые поля
Ждут нового Добрыню.
От злого ветра стынут…


***
Зачем мы пили водку? Для чего?
Чтоб огурцом закусывать ее…

***
Без Бога будущего нет.
Лишь день из бед и век из бед.
Вопросов много, а ответ
Один! И будущего нет!..

***
Батюшка сидел и плакал,
Гибнущих жалел людей.
И слагал святые сказки
О России лебедей…

***
Знайте! Помните! Не забывайте!
Знайте! Помните и прославляйте!
Край родимый не ругайте!
С ним живите! Умирайте…

***
Осквернили кладбище. Надгробья
Брошены в пространство черноты.
Камни вопиют о мщенье, чтобы
Ничего не забывали вы!..

***
Как медленно и нерешительно
Снежинки опускаются на землю.
Так целомудренно, просительно.
А под снегами села дремлют…

***
Нам кажется – Россия гениальна.
А гениальна-ли?
В моей душе она оставила
Проталину любви…

***
О чем я думаю? О разном.
О умном, глупом. Несуразном…

***
Февраль, но муха на окне жужжит.
А русский мир весь белизной облит…


***
С чем могу сравнить я жизнь свою?
Кажется – я без огня горю.
Но горю, пока-что, не сгорая.
А вокруг Россия догорает…

***
Сколько было жизней до меня?
Сколько будет после?
Я добавлю капельку огня
В слякотные весны?..

***
«Литературщина» для стихотворства – смерть.
Судьбу свою своею меркой мерь.
Не в прошлом и не в завтрашнем. Теперь
Душе своей откройся. Ей поверь!..

***
ПроЯснилось. Сижу, смотрю в окно.
Что вижу? Что на Русь смотрю давно.
Но вижу-ли ее? – не знаю.
Ты – Русь моя? Или моя другая?!

***
Я столько мыслей строкам подарил!
Но, может, лучше – не дарил, а просто жил?
И не взирал на жизнь со стороны.
Не соглядатаем, а жителем страны
Я был. И свой сосуд любви на жизнь пролил…

***
О чем мечтаю? Ни о чем.
Быть может, и проблема в том?..


***
Мамы нет уже тринадцать лет.
Снег идет, идет, а мамы нет.
Странно, как устроен белый свет:
Я с ней говорю. Ее же – нет!..

***
Мыслью охвачу вселенную за миг,
И в моей душе утонет птичий крик.
А в моих глазах лишь неба синева.
Под моей ногой зеленая трава…

***
Всё пишу о себе, о себе, о себе.
Но себя не люблю, пребываю в борьбе
Сам с собой. И себе я, конечно, не друг.
В отраженье своем вижу только испуг…

***
А мой товарищ умер. Как же это странно,
Ведь добрый взгляд его ласкал меня недавно…

***
«Всё суета-сует»? Да, нет, не суета.
И полнота, и простота, и красота!..


***
Картошка на плите и водка в рюмке.
Я умный дурачок, я бездарь умный.
Для вас я, в общем-то, никто,
Как будто, вешалка в пальто…

***
Всю неделю моросило,
Подаяния просило.
Дождик хлюпал и стенал,
Сострадания искал…

***
В сумерках я шел по полю
Вместе со своею болью.
Тьма раскинулась в полях,
Отпечаталась в глазах…

***
Лодка на всё лето –
Ведь прекрасно это!
Речка, зори и уха.
Жизнь, ребята, не плоха!..

***
Я иду по траве, по цветущим лугам,
По прекрасным, как лето, как счастье, цветам…

***
Дождь в окне, раскрытом на рассвете.
Долго не вставали. Мирно спали дети…

***
Белки летают по веткам.
Солнце стреляет по белкам…

***
Нынче кончается лето.
Осень мы встретим с рассветом…

***
Похоже на сон, на хороший,
На мартовский вечер погожий.
На майский рассвет золотой.
На встречу, родная, с тобой.
Похоже, похоже, похоже,
Что я – этой жизни прохожий –
Тобою, родная, стреножен…

***
Что тебе приснилось, милая моя?
Первый луч рассветный? А быть может я?!

***
А мне вставать не надо –
Чего еще желать?
Цветы земного сада
Росою освежать…

***
Чем Бог благословил, того нам и довольно.
За всё благодарю, - слетает с губ невольно…

***
Фигню я сочиняю. Ну и что-же.
И бездарь написать хоть что-то может…

***
Звезды в клочья разорвали облака;
Вышняя дорога высока,
Мы же топчем Русь пока…

***
Любим вас, как отца!
Гопца-дритца, ца-ца!

***
На горизонте появился парус.
Это виденье мне зачем досталось?
Быть может, чтоб ему достался я?
Душа ему запомнилась моя?!
***
Конец июня и всё небо в звездах.
Я сам с собой о вечном говорю.
Ложится спать уже, наверно, поздно.
Пока-что, рано и встречать зарю…

***
Степи, ширь и дикость, дикость
И отчаянная лихость.
И любовь, как «на разрыв».
Праведность, грехов нарыв…

***
Взгляд собственный и самобытный.
И жизни путь, врагом избитый.
Ползет судьба, как не судьба.
За корку черного борьба…

***
Он скорее жив, чем мертв.
Воздух «фатерленда» сперт.
Разложенье правды тут.
Ты – мерзавец, праведник и шут…

***
Я ничего без вас не потеряю;
Не думайте, что дороги Руси.
При встрече я вас больше не узнаю.
Терпеть Иуду не имею сил…

***
Без исключений правил не бывает.
Случается – в июне снег не тает.
А в январе всё зацветет в сердцах,
И распогодится в угаснувших глазах…

***
За ненадобностью совесть растоптали
И за грош ее врагам Руси продали…

***
Рассеять тучи хрупкими руками
И улыбнуться бледными губами…

***
Надо только подождать и жизнь наладится,
Ведь не вечно-же нам только тупо стариться…

***
Что я буду делать без него?!
Он был средоточием всего.
Центром был моей больной судьбы.
Только вздох один остался «был» …

***
Лунные блики по стенам. Ночами
Я наяву, как во сне.
Жизнь моя юная только в начале –
Кажется старому мне…

***
Я, словно ветер, парю над полями.
Серою кошкой крадусь.
Мы – это то, что мы думаем сами.
Полнит нас думами Русь…

***
Зачем терзать поэтика вопросом?
У Пушкина с Есениным спроси!
Все тайны-тайн лежат у нас под носом.
Их объяснить Россию попроси!..

***
С глупцами не дружи! С безумцами – тем паче!
Друзьями окружи себя на тихой даче.
Друзьями – свежим ветром. Друзьями – ручейком.
И получай ответы премудрости веков…

***
Что я ищу в пустынях неразумья?
В словах пустых, предвестниках безумья!..


***
Смири свое «всезнание» пустое
И раздружись с кичливой головою.
Ты – прах, лишь прах. Один ничтожный прах.
Твой гордый ум у мудрости в ногах!..

***
Прикрой глаза и напиши душою!
И сердцем напиши – не головою!..

***
Я с ними ни о чем не буду говорить.
Ведь надо мне не умирать, а вечно жить!
Они же в ад влекут безумными речами.
И праведниками себя считают сами!..

***
Это что-то жуткое.
Ад, сплетенный с шуткою…

***
Мишенька, сынок, сероглазый мой,
Мы на небесах встретились с тобой.
Дал тебя мне Бог по своей любви.
В трудный час, родной, только позови –
Я к тебе примчусь в дождь и холода,
Связана с тобой, милый, навсегда!..

***
Неужели родина моя – ничто?!
Край, где я родился и мужал.
Ведь здесь таинства моей судьбы престол,
Тут я маму в небо провожал!
Здесь я повстречал любимую свою
В парке, там, где ели у пруда.
С родиной я песнь своей судьбы пою.
С Домодедово я навсегда.
Пусть мой город непомпезный небольшой.
Нет здесь гор и голубых морей,
Но своей простой бесхитростной душой
Полюбился русскости моей!..

***
Когда я возвращаюсь в подмосковный город свой,
Сквозь набежавшую слезу хочу шепнуть «Привет!»
Ведь Домодедово – единственный и дорогой.
Он средоточие моих галактик и планет!..

***
Люблю свой город тихий поутру.
Он лучше всех российских городов.
Я заболел тут. Думал, что умру.
Потом воскрес искусством докторов.
Я был здесь счастлив, был судьбой убит.
Я тут дышал и впитывал простор.
Мой город – центр рокочущих орбит.
Невольно устремляю в небо взор.
За самолетами летит душа,
Мечта уносит в неба синеву.
Россия, ты проста и хороша!
Я счастлив – в Домодедово живу!..
***
Здравствуй, мой город, ну здравствуй!
Хоть ты не рай, но и я не святой,
День мой осенний порадуй
Счастья неброской, но светлой слезой.
Жизни без бед не бывает.
Только потом даже грусть дорога.
Задним числом понимаешь –
С родиной я несказанно богат!..

***
В упор мы смотрим друг на друга.
Я – человек, она – луна.
Ну, а кругом поруганная
Родная наша сторона.
Неровный свет луна свой льет,
Холодный и бездушный.
И мало нас уже живет
В России безвоздушной…

***
Приморский город. Берега уступы
Сбегают вниз к ласкающей волне.
Мы пьяны счастьем, мы от счастья глупы
И от любви своей навеселе.
Приморский город, пляж и наши тени
Бредут в прибое, рассекая ночь.
Волна целует голые колени
И шаловливо убегает прочь…

***
Вновь солнце всходит над Россией,
Весна в России настает.
Под этой синеокой синью
Грач на березе гнезда вьет…

***
Нет чувств. Они уже сгорели.
Нет мыслей – в прошлое ушли.
А до весны одна неделя.
Летят в Россию журавли.
Летят они, несут на крыльях
Приветы утренней зари.
А провожали их не мы ли?
Восток России золотом горит!..

***
Надежда в старом теле, как предвестник
Лишь огорчений, горестных потерь.
А зазвучит могучей, вольной песней
Кто-то другой. Нет, ты! Поверь! Проверь!..

***
С людьми не просто. Каждый – сгусток боли
И горести угаснувшей любви.
И многие из нас уже в неволе,
В неволе дьявольской, взыскующей крови…

***
Сегодня прошлое, грядущее иль никакое?
Я несмышленыш с рано поседевшей головою.
О чем-то вечно думою и что-то говорю,
Не замечая таинства весны, весны зарю!..

***
- Нельзя! Так не бывает!
- Нет, бывает!
Что маловерье наше понимает?!
Я прах, я тлен. И я же – Божий сын!
Отец наш – Чудо! Чуду Господин!..


***
Поток сознания на чистый лист прольется.
Быть может, он тогда, как птица, встрепенется?!
И понесет мои мечты к раскрытым небесам.
Мой тихий голос приобщится вечным голосам…

***
Вы богом Пушкина назначили себе.
И вместе с Пушкиным с Создателем в борьбе.
И храм возводите поэта несвятого.
Всё движет, всё животворит лишь Божье Слово!
И Бог наш – Слово! Нескончаемое Слово!..

***
А горы передвинуть можно? Да, конечно!
Господь нам разрешил. Его же Слово – вечно!
Его же Слово – Вечность!..

***
Забудь о нем. Он может только ползать!
Вернее, даже ползать он не может.
Толочь-же воду в ступе – будет польза?
Прости! Ведь он Твое созданье, Боже!
Прости нас неразумных, Вечный Боже!..

***
Я стихов своих давно уж не пишу,
Не болею строфами и не дышу.
Но Поэзия об этом не грустит.
За окном лесок таинственно шумит.
По стеклу бежит небесная вода,
Поэтичный дождик моет города.
Дождь прошел и новая поэма –
Синева царит над всей вселенной!..


***
Мы носим искру Божества в себе,
Нам надо лишь чуть-чуть ее раздуть.
И с верою пройти чудесный путь –
Путь поиска Поэзии в судьбе.
В судьбе своей, в судьбе родной России,
В ее душевной неоглядной сини!..

***
Последний зимний день, а завтра – звонкий март,
Который будет солнцем радостным объят!
Надеждой облачен, как чистой синевой.
И бесшабашный ветер вновь над головой!..

***
Неужели я так скушен, как стихи мои?!
С радостью небес не дружен – что ни говори!
Всё грущу и всё скучаю, жду – когда умру.
А надежда раздвигает темень поутру!..

***
Товарища спроси. Чтоб он сказал?
Что жизнь – перрон, что наша жизнь – вокзал?
И мы лишь провожаем, ждем кого-то,
Но он всё не приедет этот «кто-то» !..


***
Мне надо книгу дописать сегодня, завтра март.
Я кожи много стер о ту шероховатость парт,
Что руки неумелые писать учила.
Пора «отличником» стать, верно, наступила…

***
Смотрю в окно, за ним одна картина –
Равнина, белоснежная равнина.
И в этой дали взгляд мой утопает.
Но не утонет. Русь его спасает!..

***
Довольно на сегодня. Много важных дел.
Писать стихи прекрасные – не мой удел.
А мой – лишь гениальные стихи писать.
Нет, не писать! А ими жить, мечтать, дышать!..

***
Как авторов, нас только чудо созидает.
У чуда попроси – оно ответы знает.
Оно, конечно, знает, что мы – тоже чудо.
Мы только здесь, сейчас, но мы же и повсюду.
С Есениным мы дружим с Пушкиным в родстве.
В распоряженье нашем целый Божий свет!..

***
Перо мое упало на чистую бумагу.
Чтоб что-то написать надо иметь отвагу.
Чтобы писать, необходимо многое иметь.
От дуновенья ветерка должна душа звенеть…

***
Он учит не тому, научит не меня.
Слова его во тьме ледышками звенят…

***
Надо в это верить, надо это знать –
За спиною крылья, призваны летать!..

***
Мы были простыми, банальными,
А призваны стать гениальными!..


***
Солнце всходит красное, суровое,
Обжигая ветки, задремавших сосен.
Светопреставленье непутевое
Русских перелесиц, задремавших в осень…

***
Весною всё огнем затопит
И отразится в белизне снегов.
Весны российской снова солнце всходит,
Чтобы прорвать застывших берегов
Запруды, возведенные веками,
Холодными бездушными руками
И онемевшими губами… Нами…

***
Должно всё отразиться вспышкой света.
Прозрение, открытие, полет!
И жителей всерадостной планеты –
Нас чудо в поднебесье поведет!..

***
Да будет! Ты скажи себе: «Да будет!»
И гром небес вселенную разбудит.
Вселенную твоей возвышенной судьбы.
Алмазами наполнит очи голытьбы!..

***
Если ты хромой – отложи забег.
Но не унывай! Ты же человек!
Человек, рожденный человеком быть!
Ангелоподобно в поднебесье плыть!..

***
Возлюби и не гордись,
Возлюби. Стыдись, стыдись!
Возлюби и милуй, милуй!
Брат мой падший. Брат мой милый…

***
Я всё стихи свои кропаю,
А кто я? – сам того не знаю.
Не знаю – кто я, для чего?
Как замысел понять Его?!

***
Весна. Да где-ж она – весна? Метет метель.
Так неужели это заревой апрель?!
Быть может, лето никогда и не наступит?
Так серо, так безрадостно над Ступино…

***
Может, кто-нибудь мои стихи читает,
Думает – что важное в них прозревает.
Я же сам пока и йоты не пойму.
Складываю мысли в рваную суму…

***
Любовь животворит, а злоба убивает.
Хотя и пуля превосходнейше летает,
Она к полету ангельскому не причастна.
Судьба ее кратка, судьба ее ужасна!..