Половцы - Злосчастный народ

Равиль Байбурин
Каждый, кто хотя бы поверхностно знаком со «Словом о полку Игореве», знает название половцы.
Да и из  школьных уроков по истории многие  знают, что в древности русские часто сражались с половцами.
Но только вот  не все знают:
 Кто такие эти половцы?
Откуда взялись они?
 Как они стали орудием в междоусобной вражде на Руси?
 И куда, в конце концов, делись?
Давайте попробуем разобраться.

* * *

Надо сказать, что ни один из имеющихся в наличие исторических источников так и не даёт ответ о достоверном происхождении половцев.
 Вопрос этот и по сей день является предметом дискуссий среди историков…
 
Многими учёными признанно, что половцы – это тюркские племена.
Историки полагают, что в этом конгломерате племён, который нельзя назвать этносом, изначально присутствовали тюркский и монгольский этнокультурные компоненты.
Арабо- и персоязычные авторы называли их «кипчаками».
Византийские и мадьярские источники именовали их «команами», «куманами» и «кунами».
В русских источниках этот народ известен как «половцы». А их земля соответственно стала называться Половецкой степью.
Почему наши предки обозвали пришельцев именно половцами — неизвестно.
Есть разные версии по этому поводу:
-   По одной, самой популярной, версии слово половцы происходит от русского слова «полов», означавшего соломенный оттенок жёлтого цвета.
 Мол, половцы были блондинами, и из-за необычного для степняков цвета волос их так и прозвали.
Современные историки же в массе своей считают, что слово «половец» произошло от «половый» — «изжелта-белый, желтоватый, соломенный».
Скорее всего, волосы у представителей этого народа были светло-жёлтого, соломенного цвета. Хотя это странно для тюркских племен.
-   По другой версии, кипчаки делились на несколько больших групп.
Самая западная из них имела самоназвание сары-кипчак, что в дословном переводе и означало жёлтые кипчаки.
-  Одно время бытовала версия, что слово половцы связано со словом «поле». 
Ведь эти народы жили в поле, степи. Но версия эта кажется малосостоятельной.

•    Здесь хотелось бы привести интересные рассуждения украинского исследователя Олеся Бузины:
 
«Странно, но по страницам популярной литературы упорно кочует миф об «истинно арийском» внешнем виде степняков, населявших в XI—XIII веках Дикое Поле. «Есть данные, — пишет в книге «Исчезнувшие народы» С. А Плетнева, — свидетельствующие, что половцы были в основном светловолосые и голубоглазые. Отсюда будто бы и произошло русское название — «половые», т. е. светлые, как полова — солома».
Легко же писать кабинетной исследовательнице! Во-первых, начнём с того, что «полова» и «солома» — далеко не одно и то же. Достаточно съездить к крестьянам в деревню — они их хорошо различают. Солома — это высушенные стебли ржи или пшеницы - длинные, светлые, красивые. Она годится как на подстилку скоту, так и на крышу для хат. А вот полова недаром синоним слова «дрянь». Полова, как пишет Владимир Даль, — «обой от молотьбы, отвеянная лузга». По цвету она, скорее, сероватая, грязная. По размеру — чуть длиннее ногтя. И уж никак не похожа на солому!
Так что если половцев и назвали в честь половы, то отнюдь не за парадный внешний вид. Путешествовавший в 1253 году по причерноморским степям францисканский монах Гильом де Рубрук, в отличие от современных специалистов по древним кочевникам, видел их воочию. Половцы ему явно не понравились: «Даже когда мы сидели под своими повозками ради тени, так как в то время там стояла сильная жара, они так надоедливо приставали к нам, что давили нас, желая рассмотреть наши вещи».
Ничего необычного во внешнем виде этих назойливых людишек Рубрук не отметил. Скорее его поразили их гигиенические привычки, отличавшиеся полной беспардонностью: «Если у них появлялось желание опорожнить желудок, они не удалялись от нас и настолько, насколько можно бросить зерно боба; мало того, они производили свои нечистоты рядом с нами во взаимной беседе»...  Ну скоты, и больше ничего! И ни слова о «светловолосости» и «голубоглазости».
А между тем Рубрук был не просто послом французского короля Людовика Святого, но и замечательным, говоря по-современному, «журналистом». Он фиксировал все необычные, поразительные факты, которые удавалось встретить на пути. Посетив готов, живших на южном берегу Крыма, он тут же отметил, что их «много» и что язык их — немецкий. Добравшись до татар, тщательно описал их внешность в главе «О бритье мужчин и наряде женщин»: «Все женщины удивительно тучны; и та, у которой нос меньше других, считается более красивой». Но вот «европеоидности» половцев почему-то не заметил.
Молчат на сей счёт и древнерусские летописи. Правда, «Слово о полку Игореве» упоминает о «красных девках половецких», которых похватали (и, наверное, употребили по назначению) храбрые русские дружинники. Но, отмечая внешнюю привлекательность пленниц («красные» — то есть красивые), поэт ничего не сообщает об их антропологическом типе. Мне же думается — как всё-таки неприхотливы были наши предки! Даже типичная половецкая девка, гадящая прямо не отходя от воза, казалась им «красной»!
Из летописей известно десять браков древнерусских князей с дочерьми половецких ханов. Даже такой знаменитый их враг, как Владимир Мономах, отнюдь не брезговал половчанками. В 1107 году он женил своего сына — будущего Юрия Долгорукого — на дочери хана Аепы. Плод этого брака хорошо известен — Андрей Боголюбский, разоривший в 1169 году Киев. От этого Андрея остался череп, заботливо изученный известным антропологом Герасимовым. Герасимов воссоздал и внешний вид «гибрида»: широкое лицо, узкие глаза, круглая, как шар, голова степняка. Да с такой «рожей» не на святой Руси княжить, а урюк на базаре продавать!
Рассказать о себе сами половцы тоже не могли — от них остался только словарь XIV века. Да и то, составленный итальянцами. Нуждаясь для торговых дел в понимании местного языка, венецианские и генуэзские купцы записали самые важные, с их точки зрения, слова куманов — так называли они половцев.
Зато половцы сумели себя показать, изваяв сотни надгробных статуй, украшающих теперь археологические музеи Украины и России! Всех их отличает явное стремление к реализму — половецкие скульпторы изображали именно тех людей, что лежали под надгробьями. Некоторые из них принадлежат скуластым широколицым мужчинам с лихо закрученными усами. Маленькие зоркие глазки уверенно смотрят из-под плотно натянутых шапок, отороченных мехом. Руки держат ритуальную чашу.
Но особенно заметна монголоидность на женских изваяниях! Крошечные узенькие глаза, носики, буквально тонущие в толстых щеках. Этим фигурам, тем не менее, свойственна своеобразная эротичность. Под каменными одеждами выпукло проступают полные груди и широкие бедра. Удобные для верховой езды штаны плотно обхватывают мощные ляжки.
Эталон половецкой красоты не должен нас удивлять. В степи часто случались стихийные бедствия. Проигранная война означала потерю стада, голод и страдания. Описывая бедствия половцев в Крыму после поражения от татар, Рубрук отмечает: «Когда пришли татары, команы, которые все бежали к берегу моря, вошли в эту землю в таком огромном количестве, что они пожирали друг друга взаимно, живые мёртвых, как мне рассказывал видевший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки — трупы». Конечно, нарисованная Рубруком картина — отпечаток катастрофы, уничтожившей владычество половцев в Причерноморье. Но и обычные годы выдавались нелёгкими. В этих условиях особенно ценилась «женщина-консерва» — легко нагуливавшая сало и способная к деторождению даже в голодный год.
Тогда как же возникла легенда о половцах — голубоглазых блондинах?
Первым это предположение выдвинул в XIX веке русский историк-норманист А. А. Куник, пытаясь объяснить славянское название этого народа. Он и запустил идею, что «половый» означает «светлый», «соломенно-желтый». В XX веке в СССР норманистов не жаловали. Поэтому объяснение стало гулять по научным монографиям без ссылки на автора.
Но полова, как мы уже выяснили, — не жёлтая, а грязно-серая. Происходит это слово от другого похожего — «половина». Ровно столько получается этих отходов после обмолота зерна. Появившись в середине XI века у границ Руси, первоначально половцы не переходили на правый берег Днепра — жили на левой половине. Отсюда и название. А стойкая ассоциация диких, не любящих мыться, зато гадящих где придётся, варваров с половой довершила дело. Так куманы и стали половцами.
А вот в голубоглазых блондинов их перекрасили уже в XIX веке — в профессорских «парикмахерских» Москвы и Петербурга».

Сами же половцы называли себя кипчаками, кимаками, куманами…
Интересно, что слово «кипчак» (или, как произносили его сами носители, «кыпчак») на тюркских наречиях означает «злосчастный».
 
* * *

Скорее всего, предками кипчаков были племена сиров (сары), кочевавшие в IV-VII веках в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем.
 Есть свидетельства о том, что в 630 году они образовали государство с названием Кипчак.
 Впоследствии оно было разрушено уйгурами и китайцами.
После этого уцелевшие кочевники из племени сары ушли в степи современного восточного Казахстана.
Там они получили прозвище «кипчаки».
Кстати, «кипчак» – первоначально презрительное прозвище, данное уйгурами побеждённым тюркам, означавшее «неудачники», «беглецы».
В 40-х годах VIII века, когда в среднеазиатском регионе окончательно распался Тюркский (т. н. Второй Тюркский) каганат, кипчаки, будучи потомками сиров, вошли в состав Кимакского каганата.
И находились в нём в IX – начале XI вв.
Но потом произошёл распад Кимакского каганата.
Он был  обусловлен внешним давлением (новой волной кочевой экспансии, возглавляемой монгольскими племенами) и внутренними противоречиями.
Это высвободило активные кипчакские племена.
 И те двинулись в западном направлении.

Как и подобает кочевникам, половцы вскоре освоили тактику внезапных набегов:
-   устраивали засады,
-   нападали врасплох,
-   сметали на своём пути неподготовленного противника.
 Вооружённые луками и стрелами, саблями и короткими копьями, половецкие воины бросались в бой, на скаку забрасывая врага кучей стрел.
Они шли «облавой» по городам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен.
 Помимо ударной конницы, их сила заключалась ещё и:
-   в разработанной стратегии, а также
-   в новых для того времени технологиях.
К примеру, в таких, как:
-   тяжёлые самострелы и
-   «жидкий огонь».
Их они позаимствовали, очевидно, у Китая ещё со времён жизни на Алтае…

В начале XI века многочисленные и воинственные племена кипчаков пришли из Заволжья в Причерноморские степи.
Пришли они из глубин Азии тем же путём, что и некогда печенеги…
По мнению такого авторитетного автора как профессор Светлана Плетнева, в южнорусские степи прикочевало более десятка больших половецких орд численностью от 30 000 до 50 000 человек в каждой.
В итоге у русичей появился новый сосед – дикие и кровожадные половцы.

Затем они пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная.
Вскоре они уничтожили, изгнали или подчинили себе всех прочих обитателей Великой евразийской степи, раскинувшейся от Дуная до Иртыша.
Эти гигантские пространства на долгие годы получили прозвище Дешт-и-Кипчак - Кипчакская степь (Половецкая земля).

* * *

Интересные сведения о жизни половцев для нас оставил фламандский монах-францисканец Гийом де Рубрук.
Он совершил в 1253–1255 годах по поручению французского короля Людовика IX путешествие к монголам.

•    Вот как он описал увиденное им:

«Дом, в котором они спят, они ставят на колёсах из плетёных прутьев; брёвнами его служат прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается ввысь шейка, наподобие печной трубы; её они покрывают белым войлоком, чаще же пропитывают также войлок известкой, белой землёй и порошком из костей, чтобы он сверкал ярче; а иногда также берут они чёрный войлок. Этот войлок около верхней шейки они украшают красивой и разнообразной живописью. Перед входом они также вешают войлок, разнообразный от пестроты тканей. Именно они сшивают цветной войлок или другой, составляя виноградные лозы и деревья, птиц и зверей. И они делают подобные жилища настолько большими, что те имеют иногда тридцать футов в ширину. Именно я вымерил однажды ширину между следами колёс одной повозки в 20 футов, а когда дом был на повозке, он выдавался за колёса по крайней мере на пять футов с того и другого бока. Я насчитал у одной повозки 22 быка, тянущих дом, 11 в один ряд вдоль ширины повозки и ещё 11 перед ними. Ось повозки была величиной с мачту корабля, и человек стоял на повозке при входе в дом, погоняя быков. Кроме того, они делают четырёхугольные ящики из расколотых маленьких прутьев, величиной с большой сундук, а после того, с одного краю до другого, устраивают навес из подобных прутьев и на переднем краю делают небольшой вход; после этого покрывают этот ящик, или домик, чёрным войлоком, пропитанным салом или овечьим молоком, чтобы нельзя было проникнуть дождю, и такой ящик равным образом украшают они пёстротканными или пуховыми материями. В такие сундуки они кладут всю свою утварь и сокровища, а потом крепко привязывают их к высоким повозкам, которые тянут верблюды, чтобы можно было таким образом перевозить эти ящики и через реки. Такие сундуки никогда не снимаются с повозок. Когда они снимают свои дома для остановки, они всегда поворачивают ворота к югу и последовательно размещают повозки с сундуками с той и другой стороны вблизи дома, на расстоянии половины полёта камня, так что дом стоит между двумя рядами повозок, как бы между двумя стенами. Женщины устраивают себе очень красивые повозки».

 Разумеется, такие жилища могли себе позволить далеко не все степняки. И большинство простолюдинов довольствовались гораздо более скромными условиями.
Основной пищей кипчаков были сыр, молоко и мясо.

Половцы хлеба не выращивали, домов не строили, поля не обрабатывали.
 А занимались скотоводством, переходя с места на место, от пастбища к пастбищу.
В стадах имелся:
-    и крупный рогатый скот,
-    и овцы,
-    и даже верблюды.
 Но главным богатством кочевника являлась, конечно же,  лошадь.

Изначально половцы вели круглогодичное так называемое таборное кочевание.
Они, находя обильное пищей для скота место, располагали там свои жилища. А когда  корм истощался, то отправлялись на поиски новой территории.
Поначалу степь могла безболезненно обеспечивать всех.
Однако в результате демографического роста насущной задачей стал переход к более рациональному ведению хозяйства — сезонному кочеванию.
Оно предполагает чёткое разделение пастбищ на  зимние и  летние, складывание территорий и маршрутов, закреплённых за каждой группой.
Зиму они проводили на берегу моря, в долинах различных рек, где скот мог легко добыть корм.
Весной начинался период перекочевки вверх по рекам, к богатым травой долинам рек.
На летний период половцы останавливались на стойбищах-летниках.
 Осенью тем же маршрутом они возвращались к зимовникам…

* * *

 Осенью, когда кони были сыты, начиналась пора набегов.
 
И горе было тем, кто вставал на пути кочевников.
 Их конные лавины внезапно возникали перед изумлённым и испуганным врагом.
Половцы, проникнув в жилища, кидали в окна ткани, меха и утварь, тащили упиравшихся женщин, словно котят хватали детей по две и по трое, кидали поперёк седла.  И, всё, что можно, захватив с собой, поджигали пустое жилище…
Они нещадно грабили мирных земледельцев и сжигали славянские сёла, опустошали окраины городов, убивали мирных жителей или забирали их в плен и продавали на невольничьих рынках.
 
Они внезапно нападали и также внезапно исчезали, оставляя после себя вытоптанную и выжженную пустыню….
       
•    Один из византийских писателей XII века так писал о половецких набегах:

«В одно мгновение половец близко, и вот его уже нет. Совершил наезд и стремглав с полными руками, хватается за поводья, понукает коня ногами и бичём и вихрем несётся дальше, как бы желая обогнать быструю птицу. Его ещё не успели увидеть, а он уже скрылся из глаз».

        Если постараться, наше воображение нарисует такую картину: словно чёрная река, разлившись, катила грозные валы, словно в грозовом небе, клубясь, громоздились чёрные тучи – так бесчисленное половецкое войско затопило степь, окружая селение наших предков…
               
* * *

Войско половцев состояло из лёгкой и тяжёлой конницы, имевшей постоянный состав типа русских дружин и ополчения.

Надо признать, половцы были очень искусными воинами.
Они с детства умели прекрасно управляться с конём.
 Вооружённые луками и стрелами, саблями, арканами, копьями, половецкие воины с пронзительным криком бросались в бой, стреляя на скаку из луков, засыпая врага тучей стрел.
Поговаривали, что половецкий всадник на лету самую быструю птицу подстрелить может и арканом самой быстрой лошади с первого броска ноги опутать.
Кроме того, они отлично умели воевать копьём и щитом, будучи закованными в тяжёлую кольчугу.
       
 Половцы не любили сражаться с большим и хорошо организованным войском.
Напасть врасплох, смять численно слабого противника, подавить его, разъединить вражеские силы, заманить их в засаду, уничтожить – так они вели свои войны.

Тактика половцев сводилась к:
-    устройству засад,
-   применению внезапных и стремительных атак конных масс во фланги и тыл противника в целях его окружения ж разгрома.

Физически сильные, выносливые и хитрые, эти дети степей были непревзойдёнными мастерами манёвренной войны.
         
Когда кочевники шли в большой поход, они высылали впереди себя крупный разведывательный отряд, который насчитывал 7 – 8 тысяч бойцов.

В битве половцы строились отдельными отрядами.
Причём они обязательно использовали в бою резерв и засадный полк.

Бой половцы начинали со стремительной конной атаки, которая внезапно прекращалась: половцы резко разворачивали коней и, осыпая противника стрелами, отступали.
Враги, естественно, бросались их преследовать.
 И, как результат, - расстраивали свои стройные ряды.
Вот тут их и атаковали со всех сторон основные силы половцев - в бой шли тяжеловооружённые воины.
 Они строились в плотную колонну,  и первый удар наносили копьями.
Такая тактика была безотказной…

Но если половцы сталкивались с сильным противником и вынуждены были отступать – они умели и обороняться.
Быстро составляли свои телеги в несколько кругов. После этого  накрывали их бычьими шкурами, чтобы враг не мог поджечь их. И затем, укрывшись внутри этого кольца, отчаянно отбивались от неприятеля.
Лучники из-за тесно стоящих возов расстреливали противника.
А всадники совершали дерзкие вылазки из-за этой импровизированной ограды и, нанеся урон врагам, возвращались обратно…

В большие походы выступала практически вся мужская половина орды.
Это позволяло ханам собирать огромные армии.
Правда, боевая ценность таких воинов была не особо велика. Они годились для нападения на мирное население, для преследования уже разбитого противника, но в прямом столкновении с профессиональными дружинниками половцы несли высокие потери…
       
* * *

Каким было общественное устройство половцев?

В XI веке при переселении половцев  в Причерноморье, основной их  экономической и общественной единицей были так называемые курени.
Это – соединения нескольких, в основном патриархальных, родственных семей, по существу, близких большесемейным общинам земледельческих народов.
Русские летописи называют такие курени родами.
Каждый род имел в собственности земельные участки и летние кочевые маршруты.
В орду входило много куреней.
Причём они могли относиться к нескольким этносам: от болгар до кипчаков и кимаков, хотя их всех вместе русские называли половцами.
Во главе орды стоял хан.
 Куренями тоже руководили ханы.
 Далее по социальной лестнице следовали половецкие воины (свободные).
В XII веке в разных источниках зафиксированы были ещё 2 категории населения:
 -    «Челядь»  - это свободные, но очень бедные члены куреней.
 -    «Колодники» – это военнопленные, использовавшиеся в качестве рабов.
 
В XII веке, как отмечали русские летописи, происходит общественная трансформация.
Кочевание родовыми куренями было заменено аильным, т. е. семейным.
 Правда, аилы богачей иногда были столь же крупными, как ранее курени. Но состоял аил не из нескольких более или менее равных экономически семей, а из одной семьи (двух-трёх поколений) и её многочисленной «обслуги».
 В «обслугу» эту входили:
 -   и бедные родственники,
-   и разорившиеся соплеменники,
-   и военнопленные – домашние рабы.
В русской летописи такие большие семьи именовались чадями.
 А сами кочевники, вероятно, определяли её словом «кош» — «коч» (кочевье).
В ХII веке аил-«кош» стал основной ячейкой половецкого общества.
Аилы не были равновелики, а главы их не были равноправны.
В зависимости от экономических и внеэкономических причин (в частности, принадлежности семей к родовой аристократии) все они стояли на разных ступенях иерархической лестницы.
 Одним из заметных внешних атрибутов власти кошевого в семье был котёл (казан).
Кошевой самой богатой, а значит, и влиятельной семьи был главой рода, т. е. нескольких больших семей.
Однако род-курень был единицей «промежуточной».
Объединяющей аилы организацией была орда.
Потому как даже большой курень или аил не мог кочевать в степях в полной безопасности. Ведь нередко аилы сталкивались из-за пастбищ. Ещё чаще происходил угон скота (барамта). А то и захват веж и пленных жаждущими скорого и лёгкого обогащения удальцами.
Поэтому и необходима была какая-то регулирующая власть.
Она вручалась выборным путём на съезде кошевых главе наиболее богатой, сильной и влиятельной семьи (вместе с тем и куреня, к которому она принадлежала).
Так аилы объединялись в орды.
Очевидно, глава орды получал высший титул — хан. В русской летописи этому соответствовал титул князя.

Добытое в походах богатство делилось между представителями местной элиты, участвующей в походе.
Простые же люди, не имея возможности кормиться самостоятельно, попадали в зависимость к аристократам:
-   мужчины-бедняки занимались выпасом скота,
-   женщины же прислуживали у местных ханов и их семьи.

С XII века происходит и процесс организации более крупных объединений – союзов орд.
 Во главе их встают «великие князья» — ханы ханов – каганы.
Они имели фактические неограниченную власть, могли объявлять войну и заключать мир.
Некоторые ханы исполняли и функции жрецов.
 Но в половецком обществе существовала и специальная жреческая прослойка – шаманы.
Основными функциями шаманов были гадание (предсказание будущего) и врачевание, основанное на непосредственном общении с добрыми и злыми духами.

* * *

Какова была роль половецких женщин?

Надо сказать, что женщины в половецком обществе пользовались большой свободой и почитались наравне с мужчинами.
Женщинам-предкам сооружались святилища.
Многие женщины вынуждены были в отсутствие своих мужей, постоянно уходивших в далёкие походы (и погибавших там), брать на себя заботы по сложному хозяйству кочевий и по их обороне.
Половецкие женщины не оставались в стороне от ратных дел.
В эпоху военной демократии девушки принимали участие во всеобщих походах.
Да и  оборона кочевья во время отсутствия мужа предполагала также наличие воинских навыков.

Так и возникал в степях институт «амазонок» -  женщин-воительниц.
 Они запечатлены были в степном эпосе, песнях и изобразительном искусстве.
А оттуда уже перешли и  в русский фольклор (в русских былинах под именем поляниц).

* * *

  Что собой представляли «половецкие бабы»?

Специфической чертой половецкой культуры являлись каменные статуи предков.
 Их называют каменными  или «половецкими  бабами».
«Половецкие каменные бабы» стерегли души их предков.
 Когда-то их ставили в степи «сторожить» мёртвых и защищать живых, а также помещали в качестве ориентиров и указателей для бродов.
 «Половецкие бабы», как и другие каменные бабы – не обязательно изображение женщины, среди них много и мужских лиц.
Даже сама этимология слова «баба», происходит от тюркского «бабал», что означает «пращур», «дед-отец». 
И связано это с культом почитания предков, а вовсе не с существами женского пола. И «бабы» эти представляли собой своеобразные охранные обереги от душ умерших людей.

Хотя, по другой версии, каменные бабы – следы ушедшего в прошлое матриархата, а также культа почитания богини-матери у половцев (Умай), олицетворявшей земное начало.
Единственный обязательный атрибут – сложенные на животе руки, держащие чашу для жертвоприношений, и груди,  всегда свисающие на живот. Причём такие груди  встречаются и у мужчин. Очевидно, это связано с кормлением рода.
Располагали каменные статуи на вершинах курганов или холмов в квадратных или прямоугольных святилищах, сложенных из камня-плитняка.
Чаще всего ставили мужское и женское изваяния — родоначальников коша — лицами на восток.
Но  попадались святилища и  со  скоплением фигур.
Согласно верованиям половцев, которые исповедовали шаманизм и тенгрианство (поклонение небу), мёртвые наделялись особой силой,  способной как помогать, так и вредить живим.
Проводником и посредником между миром живых и миром мёртвых был шаман.
Перед статуями молились, надеясь, что умерший предок из того мира сумеет помочь живым в их делах. Приносили статуе жертву (судя по находкам, это были обычно бараны), чтобы заручиться её поддержкой.

Как и многие народы, половцы своим покойникам в могилы клали всё, что нужно для нормальной загробной жизни: коня, украшения, запасы пищи и, разумеется, оружие.

* * *

Впервые  половцы подошли к границам Руси в 1055 году.
Тогда они заключили мир с Переяславльским князем Всеволодом Ярославовичем.  Тот как раз возвращался из похода на торков и повстречался с этим, доселе не виданным кочевым племенем во главе с ханом Болушем.
Начиная с этого момента южные русские княжества существовали под постоянной угрозой половецкого набега…

1-я попытка половцев совершить набег на русские земли была предпринята уже в 1060 году.
 Удар тогда пришёлся с юго-востока.
 Святослав Ярославич Черниговский с дружиной смог разбить вчетверо большее войско половцев.
Множество половецких воинов было убито и потоплено в реке Снови.
Новая попытка половцев во главе  князем Сокалом (Искал) пограбить русские земли (в 1061 году) оказалась успешной…
После этого половцы то  и  дело совершали разрушительные набеги на города и сёла Руси.
 При этом они опустошали земли, забирали скот и имущество и уводили в плен местных жителей.
Больше всего от половецких нападений страдали пограничные княжества — Переяславское, Северское, Киевское, Рязанское…

Но всё же, пока в Киевской Руси существовала династическая централизованная власть, набеги половцев были лишь временным неприятным явлением. И для защиты от них возводились более крупные стены, строились замки, усиливались воинские дружины.

С другой стороны между половцами и Русью велась интенсивная торговля.
И даже завязывались дипломатические отношение.
 Причём укрепить их должны были династические браки – так половецкие ханы часто отдавали своих дочерей замуж за русских князей.
 Но вот что ведь интересно. Этот принцип работал только в одну сторону, поскольку сами русские князя своих дочерей замуж за половецких ханов не отдавали.
Этому явлению есть несколько причин.
Главная из них в том, что половцы не были христианами, и если дочка половецкого хана выходя замуж за нашего князя, одновременно принимала христианство, значит в представлении людей того времени совершалось дополнительное богоугодное дело. А вот выдать замуж крещёную дочь русского князя за «нехристя» уже не представлялось возможным.

Надо сказать, что начавшийся период русско-половецких войн имел одну интересную особенность. Ни русские, ни половцы не стремились завоевать земли противника.
И как бы ни складывалась военная ситуация, граница Руси и Половецкой Степи оставалась неизменной.
 Половецкие орды доходили до Киева, русские дружины до Дона, но каждый раз после походов армии возвращались на исходные рубежи.
 Можно сказать, что это была пограничная война, актуальная не для всей Руси, а лишь для её южных княжеств: Киевского, Переяславского и Черниговского.

Надо сказать, что за полтора века половецкие ханы предприняли почти 50 больших походов на Русь. Это не считая бесчисленных мелких грабительских набегов.
 Причём разорению подвергались самые богатые и густонаселённые земли.
От наездов этих степняков много горя знала Русская земля.
Города и сёла пустели.
Поля зарастали травой, и на них рыскали дикие звери.
 Русские головы стлались, как снопы, земля сеялась костями и поливалась кровью, а по небу то и дело разливалось пожарное зарево…
 
 А глад и мор довершали начатое половцами чёрное дело. И превращали обжитые земледельческие районы в «Дикое поле».
 Половцы отрезали от Руси Чёрное море и Византию, захватили русское княжество Тьмутаракань…

* * *

В 1068 году в крупный поход на Русь двинулись бесчисленные орды хана Шарукана.

Былины о походе хана Шарукана на Русь рассказывают, как по степи от самого синего моря бегут стада гнедых туров, напуганных топотом коней половецкого войска:
            
 И не видно ведь злата-светла месяца,
 А от того же от духу половецкого,
 От того же от пару лошадиного… 
      
Соединённые силы «триумвирата» — полки 3-х князей Ярославичей (Изяслава, Святослава, Всеволода) - вышли на битву.
 Но потерпели сокрушительное поражение в бою на речке Альта и бежали.
 А киевляне оказались брошенными на произвол судьбы…

* * *

После этого стала очевидной мощь нового кочевого соседа.
Но опасность не была осознана правителями Руси. 
Половцев, всегда готовых к войне и грабежу, они начали использовать в борьбе друг против друга…

 В 1073 году три сына Ярослава Мудрого: Изяслав, Святослав и Всеволод, которым он завещал Киевскую Русь, рассорились.
 Святослав и Всеволод обвинили своего старшего брата в заговоре против них и стремлении стать «самовластцем», подобно отцу.
Это стало рождением большой и долгой смуты на Руси, которой воспользовались половцы.
 Ослабление власти великого киевского князя, рост претендентов на великокняжеский престол и углубление междоусобицы способствовали активизации половецких набегов на русские рубежи.
 Инициаторами выступали как сами кочевники, искавшие наживу, так и русские князья, которые использовали половцев в качестве военной силы в междоусобных противостояниях.
Не принимая до конца ничьей стороны, половцы охотно выступали на стороне человека, который сулил им большие «барыши».
 Как отмечал исследователь П. В. Голубовский, половцы выступали своеобразным регулятором политического равновесия на Руси: поддерживая в усобицах то одних, то других князей, они никому не давали усилиться настолько, чтобы подчинить себе остальных.
Впрочем, прельщало кочевников, конечно, не «влияние на политические процессы», а банальная возможность невозбранно пограбить русские земли.
 Из тех же соображений половцы нередко помогали русским князьям в вооружённых конфликтах с «третьими сторонами» – поляками, булгарами…

1-й князь, прибегнувший к помощи половцев -  Олег Святославич (его дяди лишили наследства).
Он сделал это в 1078 году.
Олег привёл тогда на русские земли  «поганых» для борьбы с Всеволодом Ярославичем.
И позволил половцам вдоволь помародёрствовать на землях Руси - грабить и жечь русские города.
 За этот свой негодный поступок и был прозван автором «Слова о полку Игореве» Олегом Гориславичем…
В дальнейшем он неоднократно повторял этот «приём» в междоусобной борьбе.
В союзе с кочевниками внук Ярослава, Олег Гориславич, выгнал Владимира Мономаха из Чернигова.
И он же заполучил Муром, прогнав оттуда сына Владимира Изяслава…

* * *

Вскоре традиция привлекать половцев в княжеские междоусобицы стала вредной привычкой многих князей, пока перед ними не предстала реальная опасность утраты собственных территорий.
 Конец княжескому и половецкому бесчинству смог положить только князь Владимир Мономах.
Он, во-первых, остановил княжеские междоусобицы.
 А во вторых, нанёс сокрушительное поражение уже самим половцам.

Для защиты от этих страшных врагов, великий воитель за годы своего княжения создал целую систему крепостей на степных границах Руси, гарнизоны которых бдительно «сторожили» Дикое поле.
Он значительно увеличил численность лёгкой конницы, воины которой во владении луком и саблей ни в чём не уступали степнякам.
В постоянной борьбе с Диким полем великий ратоборец Русской земли показал себя выдающимся тактиком и стратегом.
 Он основательно изучил характер набегов половцев на Русь и пришёл к выводу, что эти набеги нужно упреждать.
 Кочевники обычно нападали на русские земли в самом начале лета.
Мономах же предложил совершать походы в степь ранней весной. То есть тогда,  когда после зимней бескормицы половецкие кони ещё не набрали силы и были не такими резвыми. А русские кони, которых кормили сеном и зерном, были сильнее отощавших за зиму на подножном корму половецкий лошадей. И это давало ещё одно дополнительное преимущество в борьбе против них.
Он же предложил громить половцев не в приграничье, а атаковать их на их же территории.
И впервые выступил в поход на половецкие степи.

Битву за битвой проводил Владимир Мономах, одерживая одну победу за другой.
 Он применял тактику:
-    молниеносных рейдов,
-   неожиданных нападений и
-   обходных манёвров.
 Это приводило половецкое войско в замешательство.
Давала преимущество и излюбленная тактика Мономаха: он предоставлял возможность врагу атаковать первым, предпочитая защиту за счёт пеших. Ведь, нападая, противник изматывал себя намного больше, чем оборонявшийся русский воин.
Половецкая «лава» разбивалась о длинные копья и щиты русских пеших воинов.
Русская конница тем временем, окружая степняков, не давала им удирать на своих знаменитых легкокрылых конях.
В неутихающей войне с Диким полем совершил Владимир Мономах множество военных походов.
 Один из знаменитых внуков его, Роман Галицкий, завидуя славе деда, образно говорил, что тот «погубил поганых половцев и пил золотым шеломом воду из Дона».
         
Приведу только несколько походов  этого князя-ратоборца:

А) В 1103 году  он организовал большой поход из приграничья на вежи хана Урусобы к реке Молочной, впадающей в Азовское море.
 Владимир точно рассчитал время похода – ранней весной, когда скот у половцев бывал обессилен скудным зимним питанием и отелами. И его фактически было невозможно спешно перегонять на недоступное для врагов место. Это стало для степняков полной неожиданностью.
Кроме того, он, конечно, продумал и направление удара:
-   Сначала в «протолчи» (широкая правобережная долина среднего Днепра), ожидая захватить там припозднившиеся зимники половцев.
-   А в случае неудачи идти по известному уже и на Руси маршруту этой группировки на весенние пастбища на берегу моря.
Объединённые силы русских князей, состоящие из дружин и народного ополчения, пройдя пороги Днепра, свернули затем на восток и глубоко вторглись в кочевья половцев.
1-е большое сражение с кочевниками произошло в урочище Сутень.
Дружины русичей наголову разбили половцев.
Удивительно, но в этой битве «хозяева степей» были на редкость неповоротливыми.
 По словам летописца, «…у их коней точно ноги сковало».
 Большой половецкий отряд во главе с ханом Алтунопой был уничтожен. Всех до единого воинов этого отряда степняков погубили русские дружинники. Сам же Алтунопа пал в жестоком бою.
Рать Мономаха пошла дальше по степи.
 4 апреля на реке Молочной произошла решительная битва.
Летописец так описывает её начало:
«И двинулись полки половецкие, как лес, конца им не было видно; и Русь пошла им навстречу».
И загудела весенняя степь под ударами крепких копыт. Русские ударами с флангов начали битву, окружили степняков. А затем Мономах нанёс удар по центру вражеского войска.
После жаркой сечи кочевникам было нанесено сокрушительное поражение.
Были убиты 20 «князей» половецких – Урусоба, Кочий, Яросланопа, Китанопа, Кунам, Асуп, Курътык, Ченегрепа, Сурьбарь «и прочая князи их».
В итоге была полностью уничтожена достаточно крупная половецкая орда (лукоморская).
Русские захватили большую добычу, и вернулись из похода с полоном и славою великою.
    
Много новаторских идей реализовал в том походе Владимир Мономах:
-   Здесь и транспортировка пехоты водным путём (на ладьях вниз по Днепру до острова Хортица).
-   И быстрые марши (войско преодолело 100 километров за 4 дня).
-  И окружение (блокирование) передового отряда противника (половцы после пропажи своих разведчиков будто ослепли и оглохли).

Среди прочих уроков, который преподнёс в этот день великий ратоборец своим врагам, был и такой.
 Пленный хан Белдузь предлагал князю за себя огромный выкуп. Обещал золото, невольниц, коней, верблюдов.

•    Однако Мономах сказал ему:
 
«Ты много раз клялся не воевать, но продолжал разорять Русскую землю. Почему ты не учил сынов своих и род свой соблюдать клятвы, а всё проливал кровь христианскую? Да будет теперь кровь твоя на голове твоей!»

 И зарубили хана Белдузя. Чтоб другим не повадно было воевать против русских.

Б) В 1111 году князь организовал большой поход в степь.
Объединённое древнерусское войско выступило из Переяслава в конце февраля, везя припасы, снаряжение и оружие на сотнях саней.
 На этот раз был выбран необычный маршрут: русичи незаметно прошли в стороне от основных степных шляхов.
Тогда русская рать за 22 дня проделала путь в 500 километров и оказалась в донских степях.
Очутившись неожиданно для врага в самом центре половецких кочевий на Северском Донце, воины Мономаха овладели городами Шарукань и Сургов. Последний победители нещадно сожгли.

Затем состоялось 2 битвы:
-   «На протоке Дегая».
Русичи 24 марта сошлись с противником и наголову разбили его.
Однако из глубины кочевий шла ещё одна половецкая рать.
-   На реке Сальнице -  правом притоке Северского Донца.
Здесь 27 марта сошлись в решающем сражении половцы и русичи.
По словам летописца, половцы «выступили точно великий лес», так их было много. И они со всех сторон обступили русское войско.
Но Мономах не стал, как обычно, стоять на месте, а повёл войско навстречу врагу.
Воины сошлись в рукопашной битве, «и столкнулись полк с полком, и, точно гром, раздался треск столкнувшихся рядом».
Половецкая конница в этой толчее потеряла свой манёвр, а русские в рукопашном бою начали одолевать.
В разгар битвы началась гроза, усилился ветер, пошёл сильный дождь. Русские так перестроили свои ряды, что ветер и дождь били в лицо половцев. Но они сражались мужественно и потеснили чело (центр) русского войска, где дрались киевляне.
Им на помощь пришёл Мономах, оставив свой «полк правой руки» сыну Ярополку. Появление стяга Мономаха в центре битвы предотвратило панику.
Наконец половцы не выдержали яростной схватки и бросились к донскому броду.
Их преследовали и рубили, пленных не брали. Около 10 тысяч половцев полегло на поле боя. Остальные бросали оружие, прося сохранить жизнь. Лишь небольшая часть во главе с Шаруканом ушла в степь.
Так половцам было нанесено решительное поражение на реке Сольнице.
 Победители из этого похода, как говорит летописец, пришли домой со славою великой. Она разнеслась и по всем странам дальним, дошла до греков, венгров, ляхов, чехов и даже до Рима.      
  Половцы долго не могли оправиться от этого поражения, монолитность их племён была сокрушена.
Порабощённые ранее торки и печенеги откололись от них, явившись на поклон в Киев.
Часть орд ушла подальше от границ Руси – в задонские степи.
 40 тысяч кочевников вообще переселилось в Грузию.

В) В 1116 году русские снова выступили в степь. И снова захватили городки Шарукан и Сугров, а также третий город – Балин.

В результате ряда победоносных походов вглубь степей в начале XII века Мономаху удалось:
-    изгнать половцев из Причерноморья и Приазовья, и
-    заставить откочевать за Волгу, Яик и на Кавказ, и
-   надолго отбить у них охоту соваться к Киеву.
Вздохнула Русь, избавленная на время от опустошительных половецких набегов.
Безопасными стали жизнь в порубежье и торговые пути по Днепру.
Черта земледелия продвинулась на юг…

         * * *

Надо сказать, что русские князья не ограничивались исключительно военными акциями в отношениях с половцами. Они часто прибегали к «брачной» дипломатии.
К примеру:
-  В 1107 году Владимир Мономах женил своего сына Юрия (Долгорукого) на дочери половецкого хана Аепы.
-  А в 1117 году другой сын великого князя киевского Андрей Владимирович (Волынский) женился на внучке Тугоркана.
-  Также узами брака связали себя с половецкими родами Святополк II и Святослав Ольгович.
-   Половецких жен имели также Владимир Галицкий, Мстислав Удалой, Рюрик Киевский, Ярослав Всеволодович, и почти все Ольговичи…

В итоге: благодаря дипломатии и успешным военным походам удалось вытеснить половецкие орды за Дон и Волгу.
 Владения Мономаховичей расширились, и на южных и юго-восточных границах русских княжеств установилось относительное спокойствие…


* * *

Во времена феодальной раздробленности русские князья часто использовали половцев в междоусобных войнах.
 А иногда воевали со степняками.

-   В 1135 году  Всеволод Ольгович  позвал на помощь своих братьев и половцев.
И повёл их на Переяславское княжество (родовую вотчину Мономаховичей), «воююче села и городы», «люди емлюще, а другие секуще».
Так дошли они почти до Киева, взяли и зажгли Городец.

-   В  1136 году  Ольговичи с половцами зимой перешли по льду на правый берег Днепра у Треполя, обойдя стороной черноклобуцкое Поросье.
 И направились на Красн, Василев, Белгород.
 Далее они прошли по окраинам Киева к Вышгороду, обстреляв через Лыбедь киевлян.
Ярополк поспешил заключить мир с Ольговичами, выполнив все их требования.
 Киевское княжество было основательно разорено.
А  окрестности всех перечисленных городков были ограблены и сожжены.

-   В  1139 году  Всеволод Ольгович опять привёл половцев.
 И было разграблено переяславское пограничье – Посулье и взяты несколько маленьких городов.
Ярополк в ответ собрал 30 тысяч берендеев и принудил Всеволода заключить мир.

-   В  1146 году  Всеволод Ольгович пошёл на Галич и привлёк половцев.

-   В  1147 году  Святослав Ольгович с половцами грабил Посемье.
 Но, узнав, что против них идёт Изяслав, половцы ушли в степь.

-   В  1155 году  Поход половцев на Поросье, который отразили берендеи во главе с молодым княжичем Василько Юрьевичем – сыном Юрия Долгорукого.

-   В 1163 году  князь Ростислав Мстиславич заключил мир с ханом Беглюком (Белуком) и взял его дочь для своего сына Рюрика.

-   В 1167 году князь Олег Святославич совершил поход на половцев. Видимо, тогда и был убит хан Боняк.

-   В 1168 году  Олег и Ярослав Ольговичи ходили против половцев на вежи ханом Козла и Беглюка.

-   1170 году был осуществлён большой поход 14 русских князей в половецкую степь.
 Взяты были вежи между Сулой и Воркслой, затем вежи на Орели и Самаре.
Всё это время половцы отступали.
 Битва же произошла у Чёрного леса (правый берег Донца, напротив устья Оскола).
Половцы были побеждены и рассеяны.
Этот поход положил конец грабежам торговых караванов.

-   В 1172 году половцы подошли к границам Руси с обоих берегов Днепра и попросили мира у киевского князя Глеба Юрьевича.
 Он первоначально решил заключить мир сначала с теми  половцами, что пришли с правого берега, и отправился к ним.
Это не понравилось половцам, что пришли с левого берега, и они напали на окрестности Киева.
Взяв полон, они повернули в степь, но были настигнуты и разбиты братом Глеба – Михаилом с берендеями.

* * *

Ослабление Руси из-за непрекращающихся усобиц между князьями привело к усилению половцев.
Ведь каждый раз, когда очередной князь нанимал кочевников, расплачивался он не только деньгами, но и разрешением разграбить земли соперника.
Из-за этого южные русские земли, где происходили основные сражения, беднели.
Разорённые крестьяне в лучшем случае, бросая всё, переселялись на северо-восток. А в худшем — попадали в рабство к половцам.
Кочевники буквально жирели на захваченной добыче.
 Кроме того, в середине 12 века у кипчаков начался демографический подъём.
В результате в 60-е годы этого века половцы снова начали устраивать самостоятельные грабительские набеги на Русь.
 А в конце века снова с переменным успехом шла постоянная война русских княжеств с половцами.
Причём для русичей условия были гораздо хуже, чем при Мономахе.
Ведь теперь разрозненные княжества стали более уязвимы.
А собрать в единый кулак дружины отдельных княжеств было сложно и зачастую невозможно.
В то время как у половцев появился вождь, способный объединить соплеменников для борьбы с Русью - хан Кончак…

* * *

Хан Кончак — сын грузинско-подданного хана Атрака — стал одним из самых известных половецких ханов за всю историю этого народа.
 Он вновь возродил древнюю славу рода Шарукидов.
На историческую арену он вышел в 1160-е годы 12-го века и сразу попытался вновь объединить все восточные половецкие орды в единую силу.

 В 1174 году он организовал свой 1-й поход на Русь.
Кончак – хан донских половцев и Кобяк – хан «лукоморских» половцев совершили совместный поход на Переяславль.
Пограбив окрестности, они повернули в степь, но их догнал Игорь Святославич, и произошла стычка, итогом которой стало бегство половцев.

В 1179 году  Кончак пограбил Переяславское княжество.
 И, увернувшись от русских, с богатой добычей ушёл в степь.

К концу 70-х Кончак был самым сильным степным правителем. Власть его признали большинство родов, кочевавших между Доном и русскими княжествами.
 Вообще, к этому времени донские половцы были наиболее сильными. Потому как кочевья их более западных соседей - приднепровских половцев -  периодически подвергались нападениям русских князей и чёрных клобуков.
 На Дон же русские после Мстислава Великого походов не совершали.
 Так что орды Атрака, Сырчана и, наследовавшего им  Кончака, несколько десятилетий не подвергались нападениям. Сами же они активно участвовали в русской усобице.
Сначала походы Кончака были просто грабительскими налётами, которые поднимали дух его воинов, обогащали их и привлекали новых кочевников под его знамена. Большого ущерба Руси они не наносили.
Но вскоре окрестности Киева, Чернигова, Переяславля стали постоянными жертвами набегов.
 Половцы чувствовали себя тем более вольготно. Ведь последние действительно великие русские князья-полководцы, способные собирать могучие армии - Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский - к этому моменту уже погибли…

В 1180 году Кончак вместе с ещё одним ханом Кобяком вмешался в русскую усобицу на стороне Ольговичей против князя Рюрика Ростиславича.
Однако чернигово-половецкий поход на Киев закончился катастрофой.
В битве на речке Черторые они были разбиты Рюриком.
 В результате пало много знатных половцев – «И тогда убиша половецкого князя Козла Сотановича, и Елтука, Кончакова брата, и два Кончаковича яща, и Тотура, и Бякобу, и Кунячюка багатого, и Чюгая… ».
 
Кончаку пришлось спасаться бегством.
Причём, он бежал в одной ладье с князем Новгород-Северским Игорем Святославичем.
 За время совместного бегства между русским князем и ханом начались отношения если не дружеские, то товарищеские.

Спустя 3 года Кончак блокировал Днепровский торговый путь и начал новый поход на Русь.
 Но, узнав, что ему навстречу уже двинулись русские дружины Святослава Всеволодовича и Рюрика Ростиславича, не стал испытывать судьбу.
 И, развернувшись, ушёл со своей ордой вглубь степи.
 Зато его союзник Кобяк Крлыевич решился на бой и был бит вблизи реки Орели.
 Только пленными русичи взяли 7 тысяч половцев, включая самого Кобяка, 2-х его сыновей и ещё 16 прочих ханов.
Это был первый за долгие годы общерусский поход, в котором участвовало больше десятка князей.
Но Игорь Новгород-Северский отказался воевать против Кончака и в совместный поход не пошёл. Зато он устроил удачный налёт на другую половецкую орду в районе реки Мерл.
Пленного хана Кобяка казнили в Киеве.

Узнав об этом, Кончак, собравший новую армию, в 1184 году отправился мстить киевскому князю за гибель своего союзника.
Это был не очередной грабительский налёт, а поход с целью захватить и уничтожить город.
В арсенале половцев были даже осадные машины, построенные для них неким басурманом.
Согласно Ипатьевской летописи, у хана были самострелы, натянуть тетиву которых едва могли 50 человек.
Как же ослабела Русь, если степной разбойник всерьез рассчитывал взять нашу древнюю столицу!
Но и в этот раз русичи оказались более умелыми воинами.
Киевский князь Святослав сумел незаметно подойти к половецкому лагерю у реки Хорол и ночью нанести внезапный удар.
Кончак спасся лишь благодаря тому, что в темноте его ставку, стоявшую чуть в стороне от основного лагеря, просто не заметили. Увидев, что все пропало, хан бросил не только погибавших собратьев, но и свою наложницу и бежал в степь собирать новые силы.

На следующий год русские ограничились лишь стратегической разведкой, готовясь к большому походу, назначенному на более поздний срок.
В поход должны были идти объединённые силы не только всех южных княжеств, наконец-то согласившихся на уговоры киевского князя Святослава действовать вместе, но и воины северной Руси.
 Планировалось повторить подвиг Мономаха: дойдя до Дона уничтожить основную живую силу восточной половецкой орды. А также разрушить основу их экономического благополучия, угнав или перерезав стада скота.
Но в дело вмешался Новгород-Северский князь Игорь.
 Он с братом -  князем Курским и Трубческим Всеволодом - и племянником решили попытать счастья и самостоятельно совершить поход против половцев.
 В то время Новгород-Северское и Путивльское княжества были удельными и формально были вассалами Черниговского князя.
Чернигов же и Киев давно соперничали.
 И черниговские правители всячески пытались обособиться и вести самостоятельную политику. Поэтому при первой же возможности они и их вассалы переставали согласовывать свои действия с Киевом.
К этому моменту Игорь был в самом расцвете сил. За свои тридцать четыре года он успел поучаствовать во многих сражениях и стать достаточно опытным полководцем.
Например, он был одним из князей, которые под знаменем Боголюбского в 1169 году штурмом взяли Киев.
Кроме того, он трижды побеждал в больших сражениях против различных половецких орд.
Его дружина была пусть и не самой большой на Руси, но состояла из проверенных воинов и рвалась в бой.
А половцы были недавно биты и, по мысли князя, скорее всего ещё не успели зализать полученные под Хоролом раны.
Так что князь вполне был уверен в успехе задуманного предприятия.
Но, как говорится, «человек предполагает, а Бог располагает».
Поход начался с плохого предзнаменования — солнечного затмения: светило померкло и стало напоминать месяц.

•    Однако на предложение вернуться Игорь возразил:

«Тайны божественной никто не ведает, а знамение творит бог, как и весь мир свой. А что нам дарует бог — на благо или на горе нам, — это мы увидим. Если нам придется без битвы вернуться, то позор нам будет хуже смерти!»

Спустя три дня после начала похода у реки Сюурлий произошло первое столкновение с половцами.
Русская армия выстроилась на одном берегу реки, разделившись на шесть отрядов, половцы — на противоположном.
Основную боевую линию русской армии составляли дружины князей Игоря Святославича, его брата Всеволода и племянника Святослава. Перед ними стали полк молодого Владимира Игоревича, а также отряды лёгкой кавалерии и собранные со всех дружин лучники.
Когда русская армия форсировала реку и двинулась на кочевников, те обстреляли её из луков, а затем бросились бежать.
Одна часть русской армии начала преследовать кочевников.
 А вторая, лучшая часть, состоявшая из личных дружин князей Игоря и Всеволода, по словам летописцев, двигалась медленно, соблюдая боевой порядок.
Это было грамотное решение. Ведь излюбленной тактикой половцев были обманные отступления, когда преследователи увлекались погоней и расстраивали боевой порядок, а кочевники разворачивались и атаковали. Сейчас же лёгкая русская конница преследовала и убивала половцев, а тяжеловооружённые воины стояли в резерве и были готовы отреагировать на любую неожиданность.
Половцы бежали через свой табор дальше в степь.
 Преследователи же остановились и принялись грабить лагерь. Некоторые дружинники так увлеклись, что только к вечеру вернулись с добычей и пленниками к своим полкам.
Ночью в русском лагере начался военный совет. Было понятно, что половцы не разбиты, кроме того дозорные заметили подход новых отрядов кочевников. Князь Игорь предложил под покровом темноты переправиться за реку и начать отступление, пока половцы всех не окружили. Утром половцы окажутся перед пустым лагерем, а русские уже будут далеко. Но другие князья посчитали, что кони их дружин сильно устали и если не дать им отдохнуть, то многие отстанут по пути. Поэтому было решено заночевать в степи, а утром принять новый бой.
Русские пропьянствовали ночь.
 А утром оказались в окружении половцев. Да ещё и в неудобном для защиты месте.
Против русских рядов стояли воины почти всех половецких ханов.
Дружины двинулись в обратный путь, пробиваясь через окруживших их врагов. Чтобы не оторваться от собственной пехоты, русские всадники спешились и дрались пешими. Игорь получил рану в руку, но продолжал сражаться.
Бой длился целый день, но и ночью схватки не прекратились.
Утром следующего дня половцы нанесли последний удар и раздробили поредевшие русские дружины. Князья, хоть и сражались с ожесточением, но были захвачены в плен.
Поход закончился катастрофическим разгромом.
Русские дружины были практически уничтожены. Немногие уцелевшие воины попали в плен и были проданы в рабство.
 
Парадоксально, однако именно из-за этого поражения Игорь Святославич, один из десятков удельных князей, правивший второразрядным городком, навсегда вошёл в историю нашего Отечества.
Ведь из этого горя родилось гениальное и пронзительное «Слово о полку Игореве» — самое известное из произведений русской средневековой литературы.

Победив, половцы не стали тратить времени и, пользуясь моментом, кинулись на русские земли.
Половцы разделились на 2 отряда:
-   1-й во главе с Кончаком атаковал Переяславль.
 -   2-й под командованием Гзака отправился грабить Черниговское княжество.
Переяславльцы отбились, хоть и с трудом.
Зато стоявший рядом город Римов Кончак взял приступом и увёл всех уцелевших жителей в рабство.
Хан Гзак (Коза Бурнович) опустошил окрестности Путивля.
 Но город штурмовать не стал и вернулся в степь.

Сам же Игорь Святославич, будучи в плену, всё же пользовался определённой свободой. Он мог свободно передвигаться по лагерю и ездить на охоту, но рядом с ним постоянно находились двадцать половцев, следивших, чтобы он не бежал.
Дождавшись момента, когда охрана перепилась, князь всё же сбежал и сумел вернуться домой.
Прожил он ещё немало и закончил жизнь Черниговским князем.
 Его сын пробыл в плену почти два года, успел жениться на дочери Кончака и вернулся домой с молодой женой и ребёнком.
Этот брак окончательно сделал Кончака и Игоря союзниками. И половцы больше не нападали на земли этого князя.

В 1187 году  состоялся поход нескольких русских князей в степь.
Дошли они до слияния рек Самары и Волчьей - в самый центр орды Бурчевичей.
 И учинили там полный разгром.
 В это время, видимо, половцы этой орды ушли в грабительский набег на Дунай.

В том же году Кончак совершил ещё один поход на Русь - в Поросье и на Черниговщину.
Он ограбил земли вдоль реки Суллы.
 Но это была его последняя война против Руси.

 Ведь к этому времени немного утихли усобицы.
Определились два основных центра силы (Владимиро-Суздальское княжество и Киев), и князья могли всерьёз заняться половцами.

В 1190 году половецкий хан Торглий и торческий князь Кунтувдей организовали зимний поход на Русь.

Ответный поход русские и  чёрными клобуками во главе с Ростиславом Рюриковичем, совершили в этом же году. Они дошли до половецких веж близ острова Хортица, захватили добычу и пошли обратно.
 Половцы нагнали их у речки Ивли (Ингульца) и произошла битва.
 В ней победили русские с черными клобуками.

В 1192 году  был совершён набег русских, когда поднепровские половецкие воины ушли в поход на Дунай.

Чаша весов окончательно склонилась на русскую сторону, когда в 1198 году владимирский князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо совершил большой поход в половецкие степи.
Он полностью отбил у кочевников охоту воевать с Русью.
Теперь если они и появлялись на Руси, то исключительно как союзники или вассалы русских князей.
Примерно в это же время умер и Кончак.
 Принявший бразды правления его сын Юрий Кончакович с северным соседом не воевал, предпочитая получать доход от торговли с Русью и Крымом.
 Обстановка на русско-половецкой границе стабилизировалась: половцы не делали набегов, а русские не устраивали походы в степь…

* * *

После монголо-татарских завоеваний 13-го века  половцы:
-     частично были уничтожены монголо-татарами;
-    частично смешались с ними и вошли в состав Золотой Орды;
-   частично бежали в соседние страны (Венгрия, Болгария, Византия, Русские княжества, Литва, Северный Кавказ, Закавказье).