Ч. 59 Живучая подлодка

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/03/30/1006

Днём 27 февраля 1943 года  подводная лодка U-167 покинула Сен-Назер и направилась в Среднюю Атлантику. Приняв участие в двух «волчьих стаях», она повредила американский транспорт «Molly Pitcher», доставлявший американским войскам в Африке сахар, кофе, тротил, уголь, грузовики и танки.
 
При взрыве торпеды погибли четыре человека. Но экипаж смог спасти судно и прибыл в Касабланку. Другому судну,  британскому транспорту «Lagosian», который шёл из Алжира с грузом только балласта, повезло меньше: U-167 отправила его на дно одной торпедой. Погибли 11 человек, 35 человек успели сесть в шлюпки, их потом спасли.

После этого U-167 осталась поджидать другие транспорты и корабли. Дождалась утром 5 апреля 1943 года, когда шла под дизелями для зарядки электрических батарей, британского бомбардировщика «Lockheed Hudson MK. III».

Как ни пытался командир подводной лодки 37-летний корветтен-капитан Курт Штурм увернуться от бомбёжки и быстро погрузиться, английский лётчик, который вёл самолёт буквально над волнами, на высоте 15 метров, двумя глубинными бомбами попал в лодку, а двумя промахнулся.

На воде появилось большое масляное пятно, и лётчик решил, что лодка потоплена. На самом деле U-167 получила серьёзные повреждения, но не затонула. Командир лодки направил её к побережью острова Гран-Канариа, столь любимого в 90-х годах прошлого века некоторыми нашими соотечественниками.
 
На пути следования к испанскому острову подводную лодку заметил лётчик другого британского самолёта, «Lockheed Hudson MK. III», который уже в сумерках добавил повреждений U-167.

Живучая подлодка в 8 часов вечера появилась в Пунта Маспаломас к северо-востоку от маяка. Испанские рыбаки перевезли раненых немцев на берег, здоровые подводники добрались сами на резиновых лодках, а тяжелораненого офицера на единственном автомобиле, который был в местечке, отвезли в больницу в Лас-Пальмас.

На лодке остались Курт Штурм и пять его подчинённых. Когда командир лодки попытался отвести её на более глубокое место и затопить, лодка уже приняла для себя решение и стала тонуть самостоятельно.

Шесть немцев едва успели вынырнуть. Они плавали на поверхности воды, пока их не подобрали испанские рыбаки.

По собственному опыту знаю, что вода там теплее 18 градусов не бывает.
Испания не участвовала в войне, соблюдала нейтралитет, но в то же время втихомолку помогала немцам. На острове была небольшая немецкая колония и германский консул, который сообщил о случившемся в Германию.

Там разработали операцию по возвращению подводников под кодовым названием «Фогель». С испанскими властями фашисты договорились без труда, и в середине апреля на Гран-Канариа прибыла подводная лодка U-455.

Затем пришли ещё три подводные лодки, U-154, U-159 и U-518, которые доставили весь экипаж во Францию.

На Канарские острова прибыл также некий Эрнест Земмель. Он покрутился на острове в районе, где затонула подводная лодка, и вернулся в Германию. Весь экипаж U-167 после излечения раненых назначили на новую подводную лодку  U-455. Она подорвалась на мине в августе 1944 года.
 
Рыбаки, которые спасли подводников, получили от германского консула по 7 000 песет и по медали, которую они вряд ли стали носить. U-167 после войны, в 1951 году, подняли на поверхность, благо, глубина была всего 23 метра, залатали и отбуксировали в порт Лас-Пальмас.

В торпедных аппаратах обнаружили три торпеды G7a с боевыми зарядами, всего 840 кг взрывчатки. Судя по всему, тот немец, Эрнест Земмель,  должен был подорвать подводную лодку, если испанцы её поднимут. Но, убедившись, что те не собираются это делать, он отправился восвояси.

U-167 использовали в качестве съёмочной площадки киношники, а потом отправили на металлолом.

Немцы вынашивали мысль создать секретную базу на Канарских островах. На островах Гран-Канария и Фуэртевентура в 1939 году побывал руководитель абвера адмирал Канарис. Об этом написал Мануэль Рос Агудо в книге «La Guerra Secreta de Franco, 1939-1945».

Имеется также донесение британского секретного агента, что порты Лас-Ньевес, Моган и Сан-Николас использовались в качестве базы снабжения немецких подводных лодок и что на западном побережье острова Фуэртевентура недалеко от Кофете находилась секретная база снабжения немецких подводных лодок.

Мне довелось провести три недели на этом острове, побывал я из любопытства и в том месте, где была предполагаемая база, однако свои соображения оставлю при себе. Меня заинтересовало кое-что другое, связанное с подводной лодкой  U-167, но об этом в следующей главе.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/03/31/1309