Германия. Бригадирские будни

Николай Кокош
 
    ( Опубликовано в газете " Пусть говорят," выпуск номер 26 от 24.06.2020 г. Кривой Рог. Украина).



 Йена (Федеральная земля Тюрингия).  Март 1999 год.  Я, в качестве бригадира украинских строителей,  руковожу  демонтажом огромного комплекса "Mc Donalds," который расположен в центре города, рядом с университетом. Работаем нелегально, никаких документов у нас нет, попадемся в руки беспристрастной  немецкой полиции - "каталажка" и бесславная депортация в родные пенаты! Нет, никогда, будем " отстреливаться" до последнего патрона!  При  чрезвычайной ситуации, это у нас отработана до мелочей, мы разбегаемся  в разные стороны, спасаемся кто как может.  Так случалось не один раз, но  мы всегда покидали " поле боя" без потерь, Бог миловал. Работа движется к завершению, еще один день и можно переходить на другой объект. Пятница, послеобеденное  время. Неожиданно появляется наш шеф Айк ( сегодня расчетный день, и  мы его ждали только к вечеру).


     Наш работодатель вручает  мне увесистую пачку западногерманских марок и собирается уходить. Я преграждаю ему выход: " Айк, куда ты так торопишься? Сколько здесь денег?"
 - Я срочно уезжаю в Эрфут, вернусь завтра, часа в три дня.
 - Постарайтесь за сегодня - завтра все работы завершить, впереди много дел, нас ждут новые объекты.
 - Здесь семь тысяч, раздашь своим рабочим.
 - Но смотрите, не пьнствовать, сорвете график работ, уволю к чертовой матери, - доходчиво разъясняет Айк. Он свободно говорит по - русски и этим очень гордится. Все время подтрунивает надо мной, мол, когда ты, Николай, заговоришь по - немецки? У меня в руках огромная сумма денег. Столько мне на  Украине не заработать и за пять лет! Я бы их потратил, я бы их потратил...размечтался!  Ловлю  устремленные на меня  сосредоточенные и напряженные взгляды моих сотоварищей: среди них уголовники, алиментщики, боевики из Молдовы, учителя, военные  и милиционеры...  Попробуй обмануть их, утаить   деньги - разорвут на части и глазом не моргнут.


  Может быть моё упоминание о составе бригады покоробит уважаемых читателей и  вызовет у них брезгливую усмешку? А, что вы думаете,  на заработки ехали  "приглаженные" интеллигенты,  воспитанные и  законопослушные  граждане? Скорее наоборот: авантюристы,  искатели  приключений,  для которых риск,  как глоток свежего воздуха, как невесть откуда-то  подвернувшаяся возможность, в который  раз проверить и  испытать  себя на прочность. Обуреваемые жаждой в короткий срок подзаработать и поправить своё финансовое положение,  они не боялись ни рекетиров на пути в Европу, ни немецкой полиции. Еще бы, заработать 70 вожделенных  западногерманских марок в день - было для них  чем - то  недосягаемым, заоблачным!   Эта цель их сплачивала, таких разных и непохожих друг на друга. У меня в бригаде были: учитель физкультуры из Хмельницкого Дима и бывший начальник штаба авиационного полка из Сум Григорий Иванович,  вор-карманник из Чернигова Серега и моторист из Мариуполя Семен, бывший опер из Прилук Тарас Никанорович  и  боевики из Молдовы Саша, Миша, Валера, для последних убить человека, так же просто как прихлопнуть комара! Но, как ни странно, они ладили между собой и, до поры до времени, были одной, монолитной командой  способной работать  на результат...


    Как - то раз  Айк обратился ко мне с просьбой, чтобы в одно из воскресений я помог ему с переездом из старой, довоенной квартиры в новый трехэтажный особняк ( из Калы в Йену). Подобрав надежных хлопцев, мы приступили к работе. Огромный "Ман" с прицепом проседал и скрипел под тяжестью больших, негабаритных  ящиков  с посудой, одеждой, бельем, антиквариатом( старинные иконы из России, Украины, Республики Беларусь). Как они попали  к нашему шефу, как их пропустили " бдительные" таможенники? Об этом история умалчивает. Бережно укладываем мебель, бытовую технику, видео и аудио аппаратуру, больших размеров аквариумы...

 
 Когда на первую ходку машина и прицеп были загружены под завязку, боевик из Молдовы Саша предложил: " Полковник, давай сразу со всем этим добром махнем к нам, на мою родину. Все продадим и будем всю оставшуюся жизнь как сыр в масле кататься."




 Босяк, я его шутку - предложение   не оценил, приструнил  и поставил  на место. Да,  за две ходки мы перевезли имущества не меньше, чем  тысяч на 500!  Однако  высокие зарплаты и доброе к нам отношение со стороны Айка  не позволяли  нам вести себя по-цыгански, что либо украсть, присвоить... Вечер, бригада устало расселась вокруг стола. Шеф проверяет качество выполненной работы, я его сопровождаю.  Главное,  мы ничего не разбили и не повредили. Самое страшное, если мои хлопцы не удержались и что-нибудь украли, пропажу так сразу не обнаружить. Но об это, если не дай Бог случится такое,  станет известно примерно  через неделю, когда огромное количество перевезенного имущества будет разложено в трехэтажном особняке: по шкафам, полкам, антресолям... А пока Айк, пребывая в приподнятом настроении, достаёт объемистое портмоне. Все застыли в ожидании, хотя прекрасно знают сколько им заплатят. А вдруг больше обещанного?

 Неожиданно Айк обращается ко мне: " Ну что, бригадир, как работали твои подчиненные?" Шеф ко всем прочим своим  достоинствам, ещё и хороший психолог. Почувствовав свою значимость, поднимаюсь и окидываю взглядом свою разношерстную братию. Притихли, виновато опускают головы. Шаромыжники хреновы, только из - под палки и могут работать, при этом, без стеснения требуют премий и вознаграждений... И на этот раз работали  далеко  не все добросовестно. Вон Григорий Иванович без разрешения, устав от непосильного для своих  лет труда, частенько бегал на кухню за кофем, курил сигарету за сигаретой,  делал затяжные паузы  вор и проходимец Серёга... Но я по - военному чеканю: "Шеф, все работали с огоньком, никто не отлынивал."  Народ повеселел. Но у меня не забалуешь! Разбор " полётов" я  сделаю в ближайшие дни, каждому дам оценку, каждого вытяну на "казачий круг" и спрошу по всей строгости, а тех кто работал  инициативно, не жалея живота своего, обязательно премирую из своего скромного бригадирского фонда. Понятное дело, его финансирует Айк. Кстати, это его идея, как показало время, идея - блестящая. Деньги и только, деньги, а не что другое,  могут держать подчиненных  на "коротком поводке."   Выдержав паузу, пока я говорил, Айк торжественно выдаёт заработанное.

Результат превзошел  все  ожидания:  каждому шеф вручает по 100 ДМ, не забывая при этом, сказать спасибо!  Глаза у моих подопечных загораются, вижу, как в них запрыгали "чертики." Я прекрасно знаю, чем все это закончится - повальной пьянкой! А то, что завтра начало работ на новом объекте, кроме бригадира, никого не беспокоит!
 Для приличия и меня пригласят на это мероприятия, зная наперед, что я вежливо откажусь.  Нет, я  не ханжа, но пустить на самотек организацию работ, поддаться настроению толпы, загулять по - черному  и остаться без работы, я такого  себе позволить не могу. Меня ждут дома с деньгами. Да и за хлопцев я в ответе, приходится часто в резкой форме сдерживать их необузданный нрав.  Надеюсь, потом мне их жены скажут спасибо. Мою "слабость" не пить по поводу и без повода мне прощают только по двум причинам: я всегда на работе стараюсь идти  впереди и второе - от меня во многом зависит оплата их труда, что является определяющим на заработках.


 Пользуясь случаем, хотел бы отметить одно очень существенное качество  немцев: умение ценить и быть благодарными за твой профессиональный и  добросовестный труд!  В конце каждой трудовой недели, кроме заработанного,  мы получали ещё сверху от 50 до 100 марок. Может быть это ещё и потому, что немцы сами  специалисты высочайшего  класса. Они трудятся без спешки и суеты, думают не о том, как быстрее закончить работу, а как её выполнить наилучшим образом. Много раз видел, как они строят причудливые особняки, укладывают черепицу, реставрируют столетние деревянные двери и лестницы... Это высший пилотаж человеческой деятельности!


   
  Фото: Йена, 1999 год. В редкие минуты отдыха. В центре мой шеф с семьей,  я - справа.