Идеология

Олег Ксюк
               

    Читаем в словаре Ожегова: «Мировоззрение – система взглядов, воззрений на природу и общество». «Идеология – система взглядов и идей, мировоззрение». Другими словами, мировоззрение и идеология понятия в чем-то сходные.
    Читаем в Википедии: «Мировоззрение – система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нем человека». «Идеология - совокупность системы упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов…». Другими словами, идеология – это упорядоченное мировоззрение различными социальными группами людей.
    А как можно упорядочить мировоззрение? В первую очередь, опираясь на науку. Нет в мире такой глупости, которую общественные науки не превратили бы в «истину». Они «научно» доказывает, что воды Красного моря могут расступиться перед евреями, позволяя, таким образом, им идти по сухому дну; что возможна диктатура пролетариата в мировых масштабах; что немцы – это арийцы и так далее, и тому подобное, и тому подобное. Иначе и быть не может, если один из постулатов общественных наук звучит следующим образом: «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно». Гениально! Для лучшего усвоения людьми «научно» упорядоченного, нужного «различным социальным классам», мировоззрения привлекаются на помощь государственные законы, контролирующие органы (полиция, цензура), пропаганда и общественное мнение.
    Но подобное упорядочение иначе как навязыванием не назовешь. И поэтому можно сказать так: «Идеология – это мировоззрение, которое определенная социальная группа навязывает согражданам как единственно правильное». А все остальные мировоззрения она (социальная группа) признает, или враждебными, или ошибочными. Вера в Бога – это мировоззрение. А вера в Бога, которую людям навязывает, например, христианская религия, обладающая (данными государством), механизмами запугивания (общественное презрение, отлучение, отправлением еретиков на костер и так далее), – это уже идеология, для которой все остальные религии или враждебные, или ошибочные. Мнение о том, что Коммунистическая партия может быть руководящей силой государства – это мировоззрение. А утверждение, что Коммунистическая партия - руководящая сила государства, подкрепленное законами и угрозой - побывать в тюрьме или в сумасшедшем доме, если думаешь иначе, – это уже идеология.
    Естественно, что идеология охватывает все области человеческой жизни, потому что она одна из разновидностей мировоззрения, которое является «системой взглядов, воззрений на природу и общество». Даже взаимоотношение людей на бытовом уровне не остаются без ее внимания. Так граждане Советского Союза, при обращении друг к другу, пользовались словом «товарищ». А после распада страны Советов это слово исчезло с лексикона жителей вновь образованных государств, возникших на его развалинах. В Украине, например, вместо «омерзительного» обращения - «товарищ», насаждается «благозвучное» - «пан». 
    Но если идеология – это «единственно правильное» мировоззрение, то волей-неволей его нужно идеализировать и мифологизировать. Когда нам на рынке продают товар, ему продавцы придают таких качеств, которыми он не обладает. Идеология – тот же товар для ежедневного пользования. Поэтому она полна и сказок о том, какая она хорошая, и легенд о героях, сотворивших немыслимые подвиги ради нее. Все религии изобилуют рассказами, противоречащими законам физики. И нет исторических фактов из жизни всех стран, которые или не были бы искривлены, или бы что-то ни замалчивали. Вся внутренняя политическая и экономическая политика их (всех стран) разумная. Их все войны «оборонительные» и «справедливые», а герои их – рыцари без страха и упрека. И возмущаться тут не стоит - невозможно заставлять продавца не выставлять свой товар в самом лучшем виде.
    Для приукрашивания и облагораживания идеологии привлекается  «созидательный» труд работников художественной литературы и средств массовой информации. Не остаются без дела художники и скульпторы - не счесть воистину прекрасных творений искусства, прославляющих диктаторов всех времен и народов. Ну, и как же быть без радостных песен? В период самых массовых репрессий в России за всю ее многовековую историю очень популярной была песня, со словами: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». А дальше под веселую музыку утверждалось: «С каждым днем все радостнее жить. И никто на свете не умеет лучше нас смеяться и любить». Как тут не будешь смеяться, когда полтора миллиона людей ни за что, ни про что арестованы, а треть с них расстреляны.    
    Итак, любая идеология – это насильно навязанное людям мировоззрение, замешанное на, красиво поданной, правдоподобной лжи, отвечающей требованиям общественной «науки». И мы обязаны (под страхом жестокого наказания), выражать свое глубокое почтения к ней, чтоб не быть отвергнутым обществом.
    Все государства нуждаются в идеологии, как в подсознательном рефлексе своих граждан, цементирующем нацию. Если, например, люди думают, что их император – помазанник божий, то это их сплачивает в единое сообщество. И призывы – быть преданным вере, царю и отечеству тогда для них не пустые слова, и они готовы на подвиги ради них. Правящие круги используют официально существующую идеологию, чтоб удержаться при власти. А оппозиционеры противопоставляют им свою, вновь созданную, идеологию, чтоб прийти к власти. И тут уже право выбора между двумя «истинно верными» мировоззрениями остается за людьми.
    Свою идеологию имеют не только правящие круги и их оппоненты, рвущиеся к власти, а и многие, отдельно взятые, большие группы населения, например, дворяне, казаки, сектанты, масоны и так далее.
    Идеология всего лишь идеализированное мировоззрение, а не руководство к действию. И принципов его практически никто не придерживается в жизни. Вот как писал Бажанов, бывший секретарь-помощник Сталина, о самых главных революционерах России: «Вожди сами не верили в то, что они провозглашали как истину, как Евангелие. Для них…цели были другие, довольно низкие, в которых сознаться было нельзя». Все правильно: люди в жизни поступают так, как того требуют обстоятельства, а не советы мифологизированных героев. Ни один поп не следует заветам и учению Иисуса Христа. Поэтому известный русский религиозный и политический философ Бердяев в своей статье "О достоинстве христианства и недостоинстве христиан" писал, что нельзя судить по делам верующих о самой вере. Французы не озабочены внедрением в жизнь лозунга своей Великой революции: «Свобода, равенство и братство». Вольные казаки, исповедовавшие нерушимую, спаянную совместными походами, товарищескую дружбу, и предавали, и продавали своих собратьев по оружию, и использовали их труд в своих имениях, когда требовали того обстоятельства.
    Вывод напрашивается сам собой:  все здравомыслящим, уважающие себя, люди не могут не относиться критически к любой идеологии.
    Критически относиться – это не значит, что огульно отвергать. Во-первых, всяческая идеология преследует какую-то цель. И желательно разобраться – какую? Во-вторых, все идеологии обязательно содержат положения, с которыми нельзя поспорить, например, любовь к своей стране. На современной стадии развития человечества, когда люди живут в отдельно взятых странах отвергать их любовь к своему государству и не нужно, и глупо, и аморально. Но критическое отношение к такому возвышенному чувству не исключается. Можно, например, предлагать людям тратить свою энергию не на создание километрового национального флага, чтоб попасть в книгу рекордов Гиннеса, а направить ее на строительство мусороперерабатывающего завода. Не должен быть дым отечества нам сладок и приятен. Конечно, можно понять тоску многих поэтов о родине. Но нужно ли заставлять шофера, едущего по дороге, состоящей с ям и ухабин, получать удовольствие от вонючего дыма с ближайшей горящей свалки? Не должно высокое нравственное чувство к родине  закрывать наши глаза на бездействие и недостойные поступки власть предержащих жуликов и бездельников, спрятавшихся за идеологию.
    Нужна ли идеология? Наверно нужна – если она есть (как тюрьмы, например). Но человек должен же задумываться – зачем, почему и в каком виде она существует? И как ему не стать игрушкой в чужих руках?