Незнайка и побочные эффекты волшебных палочек

Алексей Браницкий
Вот, на днях, наконец, посмотрел целиком в первый раз мультфильм "Незнайка в Солнечном городе" ("Экран", 1977 г.). Давно мечтал его посмотреть, т.к. в детстве после просмотра нескольких первых серий досмотреть до конца или не хватало терпения, или по времени не получалось- Интернета не существовало, а мультики по ТВ выдавали дозированно и строго по расписанию. Так вот. Что понравилось и не очень. Мультфильм создавался через несколько лет после сериала "Незнайка в Цветочном городе" ("Экран" 1970-73 гг). И это отложило отпечаток на атмосферу мультика. Вообще, в последнее время полюбил смотреть советские кукольные мультики, т.к. в них лучше ощущается объём. Конечно, они бывают разные по качеству и по содержательности, возрастной адресованности, и т.д. Так вот, если в "Цветочном городе" во многом была атмосфера конца 1960-х, что-то аналогичное "Бриллиантовой руке", 2-му выпуску "Ну погоди", "Девушке и 7 стариков", то в "Солнечном городе" (1977г.) уже атмосфера другая, связанная с каким-то поиском новых направлений. Кроме того, в те годы началось массовое воплощение некоторых тех материальных вещей (научно-технический и технологический прогресс), о которых в 1960-е только мечтали. И волшебная палочка оказалась тут как раз к месту. И, как это почти всегда бывает, попёрли побочные эффекты, о которых прежде не думали - гладко было на бумаге. Советские горожане, например, стали массово переселяться в многоквартирные дома и микрорайоны повышенной высотности. Кто-то оказался не очень доволен - близко к центру не дали, а дали в тьмутаракани, куда Макар телят не гонял. - А ничего, мы туда пустим автобус, а в перспективе еще и метро. К тому же у вас летом откроешь окна - а там сразу начинается лес, а в центре города - пыль от автомобилей и толпы народа. У людей появились почти в каждой семье телевизоры, холодильники, стиральные машины и т.д. Но, переселившись в микрорайоны, многие снова ощутили тесноту и чувство, что кругом опять толпа. Как обратная сторона комфортной жизни в отдельной квартире. И если автомобилями пользуется всего несколько человек, то это удобство и скорость, а когда начинает пользоваться толпа индивидуалистов, то это пробки, столпотворение и повышенное выделение выхлопных газов. И вот то, что произошло с Незнайкой и компанией после получения волшебной палочки, не судьбой ли было предначертано как побочные эффекты воплощений материальных мечтаний? Кстати, в мультике про Мумми Тролей тоже была волшебная шляпа и ей малолетние герои распоряжались подобно Незнайке с примерно такими же последствиями, но в менее жестоком виде. Как потом им сказал папа, забирая волшебное устройство:"У кого нет головы, тому не нужна и шляпа". С  Незнайкой было похоже, но глобальнее. Вот, надо им обязательно в Солнечный город с комфортом и скоростью ехать. Можно было и пешкодралом попробовать, но надо отдавать дань моде и новшествам, а не архаичностям. Кроме того, в мультике у Кнопочки такой вид, будто она почти всё время мерзнет от недостатка движения, что бывает типично для жительниц городских микрорайонов. Кстати, когда кукол в этом мультике обдувают феном или пылесосом и их волосы развеваются на ветру (типа мчатся вдаль) - это находка режиссеров и им респект. А что куклы говорят, не двигая ртом - минус, хоть многие из них и сделаны весьма выразительно, но слишком кудряво по сравнению с первым мультиком, включая собаку, подло разоблачившую Незнайку. Кстати, в "Солнечном городе" Незнайка почему-то без своей шляпы и внешность и характер его заметно отличаются от Незнайки "из Цветочного города". Незнайка из "Цветочного города" мне как-то все же симпатичнее, может потому что я с ним раньше познакомился. С такими мечтательно-блудливыми голубыми глазами. Озвучка М.Виноградовой тоже весьма важную роль сыграла. Какого он смачного пинка под зад прописал своему другу Гуньке в серии "Незнайка-художник" - так, что тот метров пять пролетел и сделал дырку в какой-то декорации! А в "Солнечном городе" Незнайка такой рыжий кудрявый, как хулиганистый задира из "Ералаша". Такое клише -рыжие коты и мальчишки - хулиганы. К тому же, ранимый импульсивный психопат (черты, приписываемые  рыжим людям), склонный к розыгрышам и мистификациям. К 1977 г. судя по всему, в Цветочном городе провели трамвай, как в отдаленный микрорайон, что также явилось дополнительным источником потенциального травматизма. Водителем трамвая трудоустроили Торопыжку, который в прошлом сериале был человеком без определенных занятий. Винтик и Шпунтик- механики, но могут быть также танкистами, а при необходимости - и лётчиками, Знайка- работник умственного труда и физик-теоретик, Тюбик и Гусля - пахари художественных профессиий, Незнайка- специалист широкого профиля - и художник-карикатурист, и поэт-сатирик, и массовик-затейник, Гунька- сухопутный моряк без определенных занятий, наиболее близок к Незнайке и при этом его лучший друг. Кстати, Торопыжка в фильме 1977 в некоторых ракурсах похож на Аркадия Райкина, а Волшебник- это по внешности шарж на радиоведущего русской службы Би-Би-Си Севу Новгородцева. Парусный пушечный корабль на шапке лишь дополняет картину, т.к. Сева Новгородцев в прошлом сам был моряком и вероятно, в юности мечтал о дальних путешествиях. Так вот, в  фильм 1977 г.в отличие от 1970-73 иногда проникает атмосфера скуки и поиска ЧЕГО-ТО, привнесенная из реальной жизни, ибо во дворах спальных многоэтажных районов, как правило, бывало или как-то скучно, или как-то страшно, среднего не было дано. Если в подъезде собиралась компания молодежи и бренчала на гитаре, это мешало пенсионерам, а других мест для детских сборищ не было предусмотрено взрослыми (лет через 10, во время Перестройки, вся эта неудобица вылилась в движения различных неформалов). И Незнайка пытается выбраться из скуки, устроив представление-розыгрыш с "известным путешественником". Если с Волшебником говорить уже больше не о чем, можно с ним просто покачаться на качелях. Кнопочка - хорошая послушная девочка, сидит читает сказки, с хулиганами по улицам не тусуется. Потом попадают в Солнечный город и тут их ждет что-то с чем-то. Первый встречный - это милиционер Свистулькин ростом в полтора раза выше коротышек. Сразу запрещает ехать по городу на Незнайкиной машине. С подозрением относится к фокусам с цветами и в конце концов запрещает и это. Серия попадания в Солнечный город кончается тем, что ни в чем не провинившихся героев милиционер Свистулькин "берет за шкирку", сажает на вертолет и волокёт в отделение милиции. "Ла-ла-ла, ла-ла-ла, неприятные дела". Неприятные дела - это, в общем, для нашей жизни довольно типично. Ах, да, демонстрационная программа номер один у волшебной палочки- это создание букетов цветов, а цветы - символ тогдашних хиппи, а хиппи - это символ беспорядка и менты во всём мире с этим тогда боролись. Просто милиционер Свистулькин принял Незнайку, Кнопочку и Пёстренького за хиппи и поэтому сразу поволок в милицию без объяснения причины - "для выяснения". Сказал ведь: "Всё это непонятно и подозрительно". Да они, по сути и были хипповой коммуной. А в Солнечном городе жили в мультике уже не только коротышки, как в книге, а молодые люди на вид лет по 20 в костюмах а ля Филипп Киркоров. И зданий в Солнечном городе в мультике почти не было, только в основном дороги из железобетонных конструкций а ля американские горки. И этот железобетонный урбанизм тоже не лучшим образом сказался на мультике, как и неоткрывающиеся рты героев. И Свистулькин, завёрнутый на порядке, персонаж прикольный, но не очень привлекательный. А скривленный рот только добавляет смутного чувства. Робот полицейский. Но озвучен Вячеславом Невинным прикольно. Особенно доставляет телефонный диалог с директором зоопарка (4 серия). Судя по всему, создатели мультика почему-то тогда недолюбливали ментов, раз Свистулькин - это совсем не Пал Палыч Знаменский. Как-то выпирает провинциальное происхождение. Вообще мульт, особенно на фоне его урбанизма и железнобетонных полосатых дорожных конструкций озвучка во многом вытягивает. А Пачкуля Пёстренький вообще похож не то на Пьеро из фильма "Приключения Буратино", не то на Джорджа Харрисона из Битлз (озвучка и пение К.Румяновой).
И директор зоопарка, и уборщица - не коротышки, а взрослые люди. И когда Незнайка превратил Листика в осла, он не додумался палочкой обратно превратить его в человека дистанционно. Раньше люди были в большей степени детьми природы и не мыслили так, как наше время. И когда они пришли в зоопарк они не задумались о том, что это не те ослы. А Пачкуля Пёстренький и Кнопочка подначивали Незнайку: "Ну давай, превращай осла в человека скорей!" Простота хуже воровства, и это Носов подмечал и ощущал в жизни, и переносил в свои произведения комичность и нелепость этих ситуаций. Но видно, чтение книжек не сильно Кнопочке ума прибавило. Тут из них троих Незнайка самый умный оказался. Не зря палочка именно ему досталась. Он хотя бы сомневался:"А может, это не тот осёл?" Но мнение друзей, а не личное сомнение, всё-таки перевесило. А Кнопочке хоть ума хватает не всегда, зато человек искренний, что выше, чем ум, ценится.  Ну, превращенные ослы - это гопота, понятно, и внешне напоминают участников группы AC|DC, пик творчества которых также пришелся на те же 1970-е годы. И песни у ослов красивые. И музыка вообще во многом этот мультсериал вытягивает. И вообще, все эти злоключения с главными героями- не побочный ли это всё эффект от всё той же волшебной палочки, если глядеть на это как вообще на часть судьбы героев? Новые технологии (волшебная палочка) пришли, но Незнайка-только пользователь, не вникший в принципы, и поэтому он не хозяин чудес, а их раб. Дверь в отделении милиции подпортил, а исправить без волшебной палочки не смог, а Свистулькин сказал, будете сидеть, пока двери не исправите, т.е., в перспективе- вечно, или пока не научится. Но всё же многие стороны исходной книги остались за пределами данного мультика, поэтому, почитав книгу, можно лучше прочувствовать атмосферу времени, когда она была написана (конец 1950-х), удивиться ее умиротворенности и тому, как она не похожа, в хорошем смысле, на современную.