Сураля-охотник

Алексей Лесь
(По мотивам мордовской народной сказки)
(издано в 2019 г. в книге "Мордовские народные сказки"[изд-во АО "Мордовкнига"], ISBN 978-5-7493-1967-5)


В давние времена жил в наших мордовских краях один охотник. Его так и звали – Сураля, то есть парень с Сурских земель. С ним эта история приключилась.

Хорошим охотником был Сураля, знатным. Зверя мог добыть любого – хоть медведя, хоть лося, хоть кабана. А мог и белок набить на целую шубу за раз. Были люди, которые завидовали ему, думали, что просто удачливый он, везучий. Да, жил Сураля неплохо, даже не бедно. Был у него дом хороший, и жена была у него - красавица. Вот только детей им Бог не дал. От этого печалились они с женой, но никому уныния не показывали, ведь молодыми ещё были.

Однажды ходил Сураля по лесам, охотился как обычно, зверя выискивал. Вот так идёт он и видит – висит на ветках старого дуба огромный орёл. Голова орла к земле опустилась, глаза закрытые, крылья, надломленные, свисают по бокам, словно старый зипун на заборе весной. Но орёл был не мёртвый, живой ещё - дышал он тяжело, хрипло.

Такой большой орёл - добыча редкая, богатая. Поднял Сураля лук, поставил стрелу острую и решил бить орла в глаз. Но тут орёл очнулся, глаз раскрыл и сказал охотнику по-человечески:

- Не убивай меня, охотник, много горя себе принесёшь, а я живой пригодиться тебе смогу…

Удивился Сураля, опустил лук, а потом подумал, чем же раненый орёл ему помочь может и в чём? Птица, того и гляди, помрёт. Поднял охотник снова лук и тетиву натянул.

А орёл уже с него глаз не спускает, опять говорит:

- Не убивай меня, я тебя богатым сделаю!

Опустил стрелу Сураля, задумался. Богатство – дело хорошее, оно ещё никому не мешало. Но как птица может человека богатым сделать? А за такого орла диковинного можно много денег заработать. Опять натянул тетиву Сураля и острой стрелой прямо в глаз орлу целит. И тут орёл ему снова говорит:

- Не убивай меня, парень, ничего хорошего тебе моя смерть не даст. Лучше сними меня с дерева, помоги излечиться от ран и окрепнуть. Я, как на крыло встану, тебя отнесу в свои края, и там ты получишь всё, чего только твоя душа пожелает, всё, что хочешь...

Решил Сураля, что раненному орлу нет резону ему врать, ведь он во власти охотника. А вдруг действительно орёл исполнит обещанное? Рисковый парень был Сураля, отчаянный. Спрятал он лук и стрелу обратно в колчан, снял орла с дерева, срубил жердей, смастерил волокуши и потащил на тех волокушах орла к себе домой.

Дома жена только руками всплеснула, но перечить мужу не стала. Вместе они орла в амбаре устроили на большой копне сена и начали птицу выхаживать.

Ходил теперь Сураля в лес чаще. Орёл всё время есть просил, а ел он только мясо и воду пил. Повезло ему, что Сураля хорошим охотником был. В первый месяц съел орёл десять кабанов. Встал орёл на ноги, а крыльев поднять не может – слаб ещё. Принёс ему Сураля во второй месяц десять оленей. Встал орёл, взмахнул крыльями, а взлететь не получается – нет пока сил и крепости в крыльях. Добыл в третий месяц охотник десять лосей, и всех лосей съел орёл.

Вышел орёл на поляну, расправил крылья и полетел с радостным криком. И так птица своему полёту радовалась, что прослезились Сураля с женой, глядя на это.

Спустился орёл перед ними и поклонился низко. Говорит:

- Спасибо вам, добрые люди. Спасли вы меня от верной смерти, а теперь я готов, Сураля, исполнить обещанное. А готов ли ты, охотник, лететь со мной в дальние края?

Всплакнула жена охотника, но делать нечего, у них с мужем на этот счёт уже давно всё сговорено было. Собрала она охотнику в дорогу, что необходимо, и в путь благословила. Взобрался Сураля орлу на спину, уселся поудобней и полетели они. 

Летят они день, летят ночь. Вдруг спрашивает орёл:

- Эй, охотник, что видишь внизу?

- Вижу воду под нами везде, от края до края, и нигде берега не видать, - отвечает Сураля.

Тут орёл вздрогнул, перевернулся, и упал Сураля камнем вниз. Падает он прямо в воду, а вода под ним будто кипит. Зажмурился Сураля, стал думать, что вот и смерть его пришла. Но орёл его у самой воды крылом подхватил и на спину себе перебросил. Поднялся орёл снова высоко к облакам и спрашивает:

- Страшно тебе было, Сураля, когда сейчас падал? 

- Ох и страшно, - отвечает охотник. - Думал, вот она смерть моя...

- Вот и мне было так же страшно, - сказал орёл. - Когда ты на меня в первый раз стрелу навёл.

Летят они дальше. Вокруг - красота неземная. Залюбовался Сураля, а орёл его опять спрашивает:

- Что видишь внизу, охотник?

- Вижу я горы высокие и скалы острые, - отвечает Сураля. - Кругом одни камни, и нет ни деревца, ни травинки.

И тут орёл вдруг крылья сложил и закрутился. Парня с его спины словно дубиной вынесло. Падает Сураля прямо на скалы, дух захватило так, аж дышать перестал. В глазах помутнело. И вот уже совсем рядом камни стали, но подлетел орёл и забрал охотника на спину, когда до скалы уже вершок оставался.

Очнулся от страха Сураля лишь когда они снова высоко к облакам поднялись. Повернул орёл голову и спрашивает:

- Ну, что, парень, а в этот раз было тебе страшно?

- Ох, - говорит Сураля. - Было так страшно, что сердце моё остановилось...

- Вот и мне было так же страшно, - сказал орёл. - Когда ты меня не послушал и второй раз стрелу на меня направил.

Что ж, дальше они летят. Ночь тёмная спустилась. Вдруг снизу всё стало красным светиться и дымом запахло. Спрашивает орёл охотника:

- Что ты видишь внизу сейчас, Сураля?

- Вижу я, что под нами лес горит, - отвечает парень. - Пламя вихрем закручивается, а жар аж до нас доходит.

Тут рванул круто вверх орёл, да так неожиданно, что Сураля только руками махнул. Да, человек не птица - рухнул вниз Сураля прямо в огонь, словно уголёк в печку брошенный. Падает, от близкого пламени уже и одежда затлела. Думает, что ждёт его смерть лютая. От страха разум помутился. Вдруг под ним тень чёрная мелькнула, на миг жар остановила...

Пришёл в себя Сураля только тогда, когда мёрзнуть стал. Ощупал себя - вроде цел, огляделся - лежит он снова на спине орла. Повернул орёл голову, осмотрел парня и спрашивает:

- А теперь было тебе страшно, охотник?

- Ещё как страшно! - ответил Сураля. - Я от такого страха почти умер!

- Вот и мне было так же страшно, - говорит орёл. - Когда ты на меня в третий раз стрелу свою направил. Но не бойся, больше я тебя бросать не буду, в расчёте мы с тобой.

Летят они дальше, ещё день и ещё ночь. Открылась внизу под ними страна красивая, подлетают к большому дворцу каменному с золотой крышей. Спустились перед дворцом на землю, тут орёл парню говорит:

- Иди, Сураля, во дворец, ничего по пути не трогай. Во дворце спросят тебя, зачем ты пришёл. Отвечай, что спас ты их брата и можешь во дворец доставить. И проси у них за это берестяное лукошко. Будут они тебе предлагать золото - отказывайся, требуй только лукошко.

Кивнул ему Сураля, мол, понял всё, и пошёл во дворец. А там - красоты чудесной столы мраморные, большие вазы кругом стоят, а в вазах камни драгоценные насыпаны доверху. Хотел Сураля взять один камушек на память, а то ведь жена не поверит, но вспомнил строгий взгляд орла и руки в карманы спрятал.

Вот вышли к нему люди в золотых нарядах и стали спрашивать, зачем он к ним пришёл и чего хочет.

- Я пришёл сказать вам, - говорит им Сураля. - Что спас я брата вашего от лютой смерти и могу к вам его доставить. А прошу за это лукошко берестяное.

Переглянулись люди, нахмурились. 

- Зачем тебе лукошко? Мы тебе десять пудов золота дадим, приведи нам брата нашего, - говорят.

- Нет, - отвечает Сураля. - Если не даёте мне лукошко, то я вам брата не приведу.

- Тогда пошёл отсюда вон! - рассердились люди. И приказали выгнать Суралю из дворца.

Вернулся Сураля к орлу виноватый.

- Не дали мне лукошка берестяного, - сказал. - Выгнали взашей...

- Все ты, Сураля, правильно сделал, - ответил ему орёл. - Полезай мне на спину, мы дальше полетим.

Поднялись они высоко, и полетели дальше. К вечеру подлетели к терему кирпичному высокому. А у терема того крыша из чистого серебра - сверкает, словно луна на небе. Опустились они на землю подле терема, и снова орёл велит Сурале в этот терем идти:

- Проси за возвращение брата только берестяное лукошко. Будут тебе другое добро сулить - отказывайся, ничего не бери.

Кивнул Сураля и пошёл в терем. Вошел туда, по сторонам смотрит - удивляется, как там всё красиво и богато. Идёт по палатам, а там везде столики стоят из дуба чёрного, а на них - блюда серебряные. На блюдах же тех - горы жемчуга насыпаны. Представил Сураля, как бы его жена порадовалась бусам из такого жемчуга, захотел горсточку жемчужин взять, да вспомнил строгий взгляд орла и спрятал руки в карманы.

Вышли к охотнику люди, все одежды у них серебряными нитями расшиты. И спрашивают эти люди парня, зачем он к ним пришёл и чего хочет.

Ответил им Сураля так, как орёл велел.

Задумались люди, закачали головами. Потом вышел один из них и говорит:

- Дадим мы тебе, мужик, двадцать пудов серебра и ничего больше. Если серебро не возьмёшь, то лучше сам уходи, а то палками прогоним.

Ушёл Сураля сам, не стал палок дожидаться. Вернулся к орлу и всё рассказал, как было. Вздохнул орёл печально, подхватил крылом охотника, себе на спину посадил, и полетели они дальше. Всю ночь летели, а под утро увидел Сураля, что под ними показался дом большой деревянный с медной крышей. Опустились они на землю недалеко от дома.

- Иди в этот дом, Сураля, - говорит орёл. - Что делать и что просить ты знаешь.

Подошёл к дому Сураля, а его прямо на крыльце хозяева встречают, к столу ведут, угощают едой разной и спрашивают, кто он, откуда, куда путь держит, с чем к ним зашёл...

- Пришёл я вам сказать, - говорит хозяевам Сураля, а сам пироги уминает. - Что спас я брата вашего...

А хозяева, как это услышали, сразу благодарить его начали и спрашивать, где же брат их любимый, что сделать надо, что б он к ним пришёл.

- Я к вам его приведу, - отвечает Сураля. - Вы только мне за это вещицу одну дайте...

А хозяева ему:

- За любимого брата, мы тебе, добрый человек, всё что угодно отдадим! Проси, что ты хочешь!

Попросил Сураля берестяное лукошко, переглянулись хозяева, улыбнулись и дали ему лукошко. Осмотрел лукошко охотник, только плечами пожал и в затылке поскрёб - обычное маленькое лукошко, ничего в нём особенного. Попрощался с хозяевами и к орлу пошёл.

 Увидел орёл, что Сураля лукошко принёс, обрадовался, крыльями затрепетал. Поставил орёл лукошко перед собой, наклонился над ним, сказал в него что-то, потом достал клювом из лукошка белый платочек. Махнул он этим платочком и в красивого молодого парня обратился. Стоит Сураля, смотрит на это и глазам своим не верит. А парень улыбается и охотнику в пояс кланяется.

- Спасибо тебе ещё раз, Сураля, - говорит парень. - Ты меня от смерти спас и к людям привёл, которые меня по-настоящему любят - ни на золото, ни на серебро не польстился. Век я тебе благодарен буду. А сейчас бери себе в награду это лукошко. Оно не простое, а волшебное. Всё, на что твое желание заветное есть - тебе даст, только сказать это желание надо в него. А если моя помощь тебе потребуется - попроси у лукошка свистульку с головой орла, как свиснешь в такую свистульку - я мигом рядом с тобой появлюсь.

Обнялись парень-орёл и Сураля, как старые друзья. Тут Сураля спрашивает:

- А как же, друг мой, я домой теперь попаду, ведь летели мы сюда очень долго? Я по земле дороги-то не найду.

Засмеялся парень-орёл, пожурил себя за оплошность и махнул на Суралю тем платком, что сам из лукошка достал. Смотрит Сураля, а он уже стоит в лесу знакомом, на том самом месте, у старого дуба, где он раненого орла нашёл. Ни дома с медной крышей, ни парня рядом нет, будто и не было. Смотрит Сураля, что лукошко по-прежнему в ладони своей держит, значит, не померещилось ему всё, что было.

Решил Сураля попробовать, как лукошко-то работает. Поднёс лукошко к лицу, тут бы говорить надо желание, а мысли у охотника все куда-то разбежались. Только и смог сказать:

- Да пусть будет всё, что угодно...

Не успел рот закрыть, как из лукошка посыпалась всякая всячина: там и булавки, и ложки, и пуговицы, и свечки, и чугунки пустые, и чугунки с кашей, и серпы, и оглобли… Испугался Сураля, бросил лукошко и сам назад упал. А из лукошка всё сыпет и сыпет – целую гору насыпало добра разного. Уж и самого лукошка давно не видать, а гора растёт и растёт…

Отползает назад Сураля, божится, страшно ему и что теперь делать, как быть – не знает. Вдруг слышит – сзади хихикает кто-то. Обернулся охотник, а там стоит старичок – борода да колена. Стоит старичок, на кривую палку упирается и смеётся, глаза щурит.

- Что ж, - говорит старик. – смотрю, парень, наколдовал ты себе столько добра, что сам не рад! Хочешь, я эту гору всю назад спрячу?

Кивнул Сураля, потому что гора из рухляди разной уже выше деревьев поднялась.

- Помоги, атя, спрячь, - просит Сураля. – Или, хочешь, себе забирай…

- Нет уж, охотник, - смеётся старик. – Мне это добро не нужно. А возьму я с тебя плату небольшую. Дай мне то, что твоё, а тебе не ведомо. Согласишься?

Не понял Сураля, что дед просит – всё, что есть у охотника, то он знает хорошо. И ничего у него нет того, чтоб он не знал. Пожал плечами Сураля и согласился. Ударили они по рукам, и старик начал своей палкой махать и бородой трясти. Поднялся ветер, задрожала земля, посыпалась листва с деревьев, пыль закрыла гору вещей. А как ветер успокоился, пыль осела, и не стало той горы – лишь посреди полянки лукошко берестяное пустое стоит. Услышал Сураля за спиной голос старика:

- Про уговор наш помни, охотник.

Обернулся Сураля, а старика-то и нет, словно и не было…

Забрал Сураля лукошко и домой поспешил.

Вот уж дом его, недалеко совсем. И тут вспомнил Сураля про жемчуга, которые в серебряном тереме видел, и решил загадать у лукошка бусы жемчужные для жены любимой. Поднес он лукошко к лицу и подумал: «А как было бы хорошо, если б меня сейчас вместе с женой моё дитё родное из дальней дороги встречало…» Размечтался и не заметил, что думу свою он в лукошко прошептал.

И тут услышал охотник голос жены. Поднял глаза, видит – спешит к нему любимая, сама о счастья светится, и девочку на руках держит.

Подошла жена, опустила голову на грудь мужа и говорит:

- Как же ты долго ходил, любимый! Пока тебя не было – счастье наконец-то пришло в наш дом, дочка у нас родилась!

 И стали они жить ещё лучше, чем прежде. Лукошко-то волшебное хорошим подспорьем в хозяйстве стало. Всё, что для дела и для жизни нужно – всегда теперь у Сурали было. А для лишнего и глупости разной Сураля лукошко не использовал, чтоб беды не навлечь. Разве что дочку любимую иногда игрушками диковинными баловал, да и то редко.

Сураля-то по первому делу весь свой дом и весь двор переворошил, искал то, что у него есть, да ему не ведомо. Да ничего неизвестного не нашёл. А потом про уговор со стариком таинственным и вовсе забыл.

Прошли годы, выросла дочка у Сурали красавица, всем на загляденье. Отец с матерью уже думали жениха ей подыскать. Но вот, однажды, мела девушка двор, как налетел вихрь могучий и давай её кружить. Выскочили отец с матерью из дома на крик дочери, ловят её, да не могут поймать. Тут вихрь закрутил сильнее, грянул гром и исчезла дочка, только поясок её на земле лежит. И ветер стих. Взял Сураля поясок в руки и вдруг слышит голос с неба:

- Исполнился наш уговор, охотник, взял я у тебя то, что у тебя было, а ты не знал…

Понял тут Сураля, что старик имел ввиду, и чего он своим согласием лишился. И горько заплакал…

Но слезами горю не поможешь. Решил Сураля дочку от старика вызволить. Взял он берестяное лукошко, поднес к лицу и сказал:

- Дай мне знак такой, чтоб я увидел жива ли дочка моя и где её найти.

Смотрит, а на дне лукошка скатёрка вышитая лежит. Развернули они с женой эту скатёрку, а на ней всё показано: где их дом, где леса, где реки, где горы. Прочли отец с матерью все знаки и все линии, посчитали стежки и крестики, да поняли, что жива их дочка, сидит сейчас в большом доме, в далёкой лесной чаще, и что путь туда трудный и не близкий.

Встал Сураля, взял на плечо колчан свой, где лук и стрелы, перемотал скатёрку пояском дочкиным, да за пазуху положил. Взял он ещё лукошко волшебное, поцеловал жену и пошёл дочку вызволять.

Долго шёл: и зной его жарил, и дождь мочил, и снег морозил. Но лукошко заветное всегда спасало, давало что нужно охотнику. А скатёрка верный путь указывала, ну, и люди добрые помогали… Так и дошёл Сураля до большого дремучего леса. Древняя дубрава, нехоженая – чаща непролазная. Но разве лес охотнику – помеха? Для охотника лес – книга раскрытая, только читать надо уметь. Отыскал Сураля тропки неприметные, лазы скрытые и вышел на поляну большую. Стоит на поляне дом огромный и крепкий, из толстых дубовых брёвен. Окружён этот дом забором высоким с кольями острыми. А из-за забора слышно, как девушка грустную песню поёт. Узнал Сураля голос дочери своей, подбежал к забору, кричит, кричит, а девушка будто не слышит его. Тогда запел Сураля колыбельную, которую дочке когда-то пел. Смолк за забором голос девичий, и как перестал петь охотник, услышал он, как говорит дочка из-за забора:

- Ты ли это, мой тятя? Я так ждала тебя и верила, что ты придёшь!

- Я, - отвечал ей Сураля. – Я пришёл за тобой, дочка! Как тебя вызволить?

А девушка говорит:

- Я не могу слышать твоих слов, тятя. Держит меня здесь старик-колдун в своих ученицах. Скоро срок выйдет и отдаст он меня замуж за брата своего – лешего. Старик забор заворожил, чтоб с той стороны никакой разговор сюда не проходил, а про песню-то старый колдун и не подумал… Тятя! Слушай меня! Иди вдоль забора до ворот, но прячься - ворота те на столбах висят, а столбы с головами. Головы-то деревянные, но, если кто на глаза им попадётся, того в миг молнией сожгут! Дождись, тятя, когда колдун из ворот выходить будет, послушай, что он скажет, чтоб ворота открыть. А когда он уйдет подальше, ты эти слова воротам шепни – они и откроются. Я это сама сделать не могу – хитрый старик заклятье наложил.

Подкрался Сураля к воротам и спрятался в траве, лежит ждёт, когда колдун выходить будет. Долго так он пролежал – и день весь, и ночь. А утром слышит охотник, что за воротами кто-то топает. А потом голос старика говорит:

- Усни, Патяй, проснись, Нечай, ворота открывай.

Ворота-то и открылись. Прошёл через них старик, повернулся и говорит:

- Усни, Нечай, проснись, Патяй, ворота закрывай.

Закрылись ворота плотно, так, что даже мышка не проскочит. И ушёл старик по своим делам.

Подождал немного Сураля, высунулся из травы и сказал громко:

- Усни, Патяй, проснись, Нечай, ворота открывай!

Ворота-то сразу и открылись. Видит Сураля - в воротах стоит его дочь красавица, отца беспокойно высматривает.

- Тятя, - говорит девушка. - Если принёс ты какую-нибудь вещицу мою из дома - брось мне её сюда. Мне сразу проще выйти будет.

Взял Сураля поясок дочери, который всё время за пазухой носил, и бросил ей. Поймала девушка поясок, повязала его на себя и перебежала через ворота прямо в объятья отца.

- Спасибо тебе, тятя, - сказала девушка. - Ты даже представить не можешь, от какой беды ты меня выручаешь. Но нам надо спешить. Колдун пошёл за братом своим, хочет он сегодня смотрины устроить. Я под крыльцом оставила серьги свои, они немного колдуна и лешего задержат. Нам надо постараться убежать как можно дальше отсюда.

Поцеловал охотник дочь свою в лоб, повернулся к воротам и сказал:

- Усни, Нечай, проснись, Патяй, ворота закрывай!

Ворота тут же и закрылись. А Сураля с дочкой побежали в лес по тропинкам неприметным, которые охотник разведал.

Через некоторое время вернулся колдун и брата привел - косматого лешего. Зашли они в дом, сели за накрытый стол, колдун и кричит:

- Где ты, моя ученица? Покажись!

А сам лешему подмигивает.

- Я в подклети сор убираю, дедушка. Как уберу - выйду, - отвечает ему голос девушки.

Сидят колдун с братом, пьют, едят, а девушки-то всё нет. Снова кричит колдун:

- Где же ты, ученица моя? Выходи скорей!

- Испачкалась я когда сор убирала. Сейчас в бане помоюсь и приду, - отвечает ему голос девушки.

Уже всё поели и всё выпили старик и леший, ждут, злятся. Кричит колдун:

- Почему к нам не идёшь, девица? Выходи, а то я сам тебя приведу!

- Сейчас-сейчас приду, дедушка, помылась я - теперь причесаться мне надо.

Заподозрил неладное колдун, вышел на крыльцо и слышит снизу голос девичий:

- Уже причесалась я, атя, сейчас сюлгама надену и выйду.

Посмотрел старик себе под ноги и увидел - под ногами серьги лежат, в щёлку между досок забились. Понял колдун, что обманула его девушка, сбежала. Побежали колдун с лешим, за воротами сразу в волков обратились и бросились по следу в погоню.

Тем временем вышли отец с дочкой из дремучего леса. Положила девушка ладонь к траве и говорит:

- Узнали колдун и леший, что я ушла, обратились они в волков и бегут за нами. Надо нам спешить ближе к людям выйти. Там сила волшебства слабеет. Не смогут они среди людей волками бегать.

Превратила девушка себя и отца в зайцев и поскакали они со всей прыти по дороге. Скачут они скачут, а волки уже и заячий их след поймали и всё ближе нагоняют. Смотрят отец с дочкой - впереди цыган с холма спускается и хромую кобылу с собой ведёт. Вернулись охотник и девушка в человеческий облик. Девушка и говорит отцу:

- Сейчас, тятя, я превращусь в красивую лошадь, а тебя - в старика-крестьянина, бери меня под уздцы и веди навстречу цыгану. Он меня увидит и начнёт тебя уговаривать лошадь продать. Ты продавать не соглашайся, а предложи в обмен на его клячу. Только мою уздечку не отдавай, на хромую кобылу её надень. Дальше за меня не беспокойся, иди себе в сторону деревни. Нагонят тебя купцы, станут тебя просить продать им лошадку. Ты продавай смело, прямо с уздечкой.

Как сказала девушка, так и сделала. 

Повстречался им цыган и так на лошадь залюбовался, что в ноги Сурале бросился и стал умолять “дедушку” продать ему лошадку. “Дед” помялся, поворчал, а потом говорит цыгану:

- Не велено мне эту лошадь продавать, а вот менять никто не запретил. Давай меняться - ты мне свою лошадь, а я тебе свою.

Удивился цыган, что ему даже обманывать “старичка” не надо, и согласился меняться. Схватился за уздечку молодой лошади, а старик говорит:

- Нет, уважаемый, уздечку я себе оставлю, а ты иди с миром.

Засмеялся цыган, надел на новую лошадь свою верёвку, вскочил верхом и помчался по своим делам.

А как только пыль на дороге улеглась, подъезжают к “старику” два купца. Остановили они “старика” и спрашивают:

- Скажи, дед, откуда у тебя эта лошадка?

- Да вот, шёл, смотрю из леса выбежала, хромает. Взял себе, авось, подлечу, и она мне ещё послужит. А коли не вылечу, так татарам продам, - отвечает “старик”.

Засуетились купцы, зашептались, и потом сказал один из них:

- Зачем тебе с ней возиться, старик, продай её нам за два рубля серебром.

Заскрёб затылок “старик” и согласился. Отдал купцам лошадку с уздечкой, спрятал деньги в шапку и пошёл себе дальше, а купцы заспешили назад, к лесу.

Зашёл “старик” на холм, начал спускаться, а тут на дорогу перед ним голубка села. Как крылья сложила, так в девушку превратилась. А “дед” тут же снова её отцом стал. Взялись они за руки и дальше побежали.

В то же время колдун и леший привели к себе на двор хромую лошадку. Как ни старался колдун, а она в девушку не обращалась. Совсем он намучился, но лешего шибко развеселил. Заподозрил колдун неладное, снял с кобылы уздечку и сразу все понял - опять обманула его ученица. Рассердился колдун так, что вокруг молнии затрещали. Бросились они с братом в новую погоню.

Всё ближе и ближе к ним Сураля с дочкой. Почувствовала девушка преследователей, сняла поясок и бросила его за спину. Поясок превратился в реку широкую, бурную, с быстрым течением. Остановились колдун с лешим на берегу, ходят туда-сюда, не знают, что делать. Пробовали переплыть - волна их назад выносит. Пробовали перелететь - брызги летать не дают. Понял колдун, что непростая это река, подошёл к воде, присмотрелся, увидел у самого дна струйка бьётся белая. Схватил её колдун в кулак, рванул вверх, и тут же река в поясок девичий превратилась. Топнул колдун сердито и дальше с лешим побежал девушку догонять.

А девушка с отцом добрались да края той земли. Стоят на обрыве высоком, внизу под ними море бескрайнее бушует, и бежать больше некуда. Села девушка на траву и заплакала. Тут вспомнил Сураля про друга своего орла и про то, что он ему говорил.

Взял Сураля лукошко берестяное, поднёс к лицу и прошептал:

- Дай мне, лукошко, свистульку с головой орлиной.

Запустил потом в лукошко руку, а там свистулька желанная лежит. Свистнул Сураля в ту свистульку и вдруг слышит за спиной голос знакомый:

- Шумбрат, друг-охотник, рад буду помочь тебе, говори, что случилось.

Обернулся Сураля, а там парень-орёл стоит, улыбается. Познакомил он его с дочерью своей и рассказал про колдуна и погоню. Достал парень-орёл платок белый, махнул им на четыре стороны и превратился в огромного орла. Сели Сураля и девушка орлу на спину, и полетели к родному дому.

Только скрылись они за облаками, как на том же месте оказались колдун с лешим. Чует колдун, что здесь беглецы были, а куда исчезли непонятно. Тут леший увидел свежий след большого орла, и поняли они, что девушка от них улетела. Превратились старик и леший в чёрных воронов и помчались догонять.

А девушка тем временем говорит отцу:

- Не оставят нас колдун и леший в покое. Знаю, что гонятся они за нами. Боюсь я, что даже дома нам спасения не будет...

Повернул тут орёл голову и говорит:

- Не печалься, милая девушка, и не бойся. Меня твой отец от лютой смерти спас, и я вас без защиты не оставлю. Вырви у меня со спины одно перо, привяжи к нему по ниточке от своей одежды и отцовой, и пусти перо по ветру.

Так девушка и сделала.

Понёс ветер перо над морем, а вороны за тем пером следом полетели. И носят ветры то перо по свету до сих пор, и вороны до сих пор за ним гонятся - никак догнать не могут.

Прилетел орёл к дому Сурали и снова парнем стал. Как собралась вместе счастливая семья - накрыли на стол, стали праздновать своё спасение, а парня-орла на почётное место посадили. Посмотрели Сураля с женой, как дочь их с парнем переглядываются, и поняли, что не нужно им для дочери другого жениха. На том и сговорились. А через какое-то время свадьбу сыграли. Весёлая у них свадьба была, питьём и угощениями богатая. А как же? Спасибо лукошку берестяному - постаралось на славу! И никто уже Сурале не завидовал, все за него радовались. То ли злоба у людей из сердец вместе с теми воронами улетела, то ли жених с невестой что-то наворожили и счастьем своим со всем миром поделились...