Сербские мотивы к 20 - летию бомбардировок Югослав

Александр Иваненко Север
Репортажи про апрель 99 - го и "Балканский рубеж" вдруг оживили у меня воспоминания 9 - летней давности. Мне довелось два месяца прожить среди сербов. Вот эпизоды:

1. На кладбище советских воинов в Белграде видел надписи - капитан или майор такой то, ранен смертельно в Венгрии, по его предсмертному желанию похоронен в Сербии.


2. Стою, разговариваю с сербскими подростками и их инструктором Деяном. Ночь, окончание занятие. Вокруг лес, темно, этакая романтика. За сотни километров от России, и вокруг из русских никого.  И тут у инструктора начинает играть на мобиле "Союз нерушимый, республик свободных сплотила навеки Великая Русь".

3. У женщины в маленьком городке спросил дорогу, немного разговорились, поняла что я русский. Расплакалась.  Она вспомнила своего деда - эмигранта из России. Его немцы в оккупацию расстреляли.

4. Сербский специалец (спецназовец), воевавший в Косово вспоминал как с ними в отряде воевал русский казак. По ночам шарился в одиночку по лесу, набитому боевиками часто в крови возвращался, а днем пил или спал.

5. Косовский серб Саша рассказывал: когда русы взяли аэродром Слатину, мы пришли помочь нашим братьям, чтобы их шиптары (албанцы) внезапно не атаковали. А потом к ним вместо русских украинский батальон поставили. Мы думали что они как русы будут, а они как натовцы оказались.

6. На Видовдан я оказался в Грачанице - это сербский монастырь в Косово. Туда патриарх Сербский приехал и тысячи сербов. На входе впускали вооруженные "миротворцы". Над нашими головами кружил вертолет бундесвера с черным крестом.

7. На сербско -хорватской границе полицейский - серб увидев что у меня в паспорте просрочен срок пребывания в стране молча поставил мне визу. Полицейские - хорваты, увидев мой российский паспорт высадили меня одного, 40 минут допрашивали без переводчика (автобус ждал), осмотрели вещи и наконец пропустили с условием явки в полицию.

8. Сербский офицер - падобранец (десантник)Деян вспоминал: в 95 их пригласили русские - десантники миротворцы отмечать 9 мая. В конце праздника Деян пошел домой зигзагом и тащил на плечах друга. А русы продолжили отмечать.

9. В Вуковаре я увидел улицу имени союзной Германии. От благодарных хорватов. А сербы сводили меня к маленькой плите - памятнику бойцов Красной Армии, которую восстановили за свой счет.

10. Ночью в Вуковаре сидел я с сербом Деяном, он развернул ноутбук, включил фильм Озерова "оборона Москвы" и в момент когда  среди снега взорвался немецкий танк, чокнулся рюмкой, полной ракии с экраном и произнес - "Живео майка Русия!" (Да живет мать Россия!)