Исекеевы, Исикеевы

Альтаф Гюльахмедов
Исекеевы, Исикеевы


***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только, как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.




Исекеевы

***

Служилые татары И. проживали в д. Грибаново Симбирского уезда (ныне Нижегородская обл.). В 1701 г. упомянут житель этой деревни Бибулат Мямяшев сын И., отпустивший на волю «ис холопства» три души крепостных людей [1]
________________________________________
[1] РГАДА. Ф. 615. Оп. 1. Д. 1300. Л. 110 об.
http://ufagen.ru/books/gabdullin/lastnames/isekeev




ЦГИ
Фамилия Исекеев

***

Исекеев Урузай (1649) в 1649 служ.татарин касимовск.царя помещ.-Касимов-у.

https://rosgenea.ru/strict-search/




"ВОТЧИНЕ"
Док. N 109:   Писцовые межевые книги 1647 г. 

***

…Пустошь, что была деревня Бурнашево Большое,
на речке на Киндере, по обе стороны тои речки, за
служилыми татары за Чепаиком Исекеевым с товарыщи
в поместье: пашни мерою восмь длинников, полшеста
поперечника, итого сорок четыре десятины в поле, а в
дву по тому ж. Да лесом поросли тритцать десятин в три
поля. А в одно поле иметца десять десятин, а в дву по
тому ж.







Исекеевы

***

В 1620 г. Утеш мурза Исяшев сын князь Тенишев продал свою вотчину
с бортным угодьем на речке Палже в Темниковском уезде племянникам
Мамету и Усекаю мурзам Исекеевым детям князьям Тенишевым.

https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=




Мурзинские роды Казанской губернии

***

Мурзинские роды Казанской губернии: свидетельства их ...elibrary.ru › item
Позже лишь некоторые из мурз и служилых татар Казанской губернии были ... предкам ево Чепайку Исекееву да Саику Издыргееву, Янгурку Бигилдину, ...
автор: ИЗ Файзрахманов - ;2019

https://elibrary.ru/item.asp?id=41866746





Исекеева Пустошь

***

Деревня Азьмушкино Салаушевой тюбы Байлярской волости имела много названий: в 1795 г. - Исекеева Пустошь (2 двора 11 башкир, 20 дворов 176 ясашных татар), в 1816 г. - Азмекеево (16 душ башкир, 101 душа ясачных татар - «по допуску башкирцев с давних лет»), в 1834 г. сохраняется последнее название (64 башкира, по татарам нет сведений), в 1848 г. - Асекеево (на 68 башкир было засеяно 15 четвертей озимого и 28 четвертей ярового хлеба; 33 двора и 255 татар из госкрестьян, у которых под пашней 270 дес, под сенокосом - 205 дес, под лесом - 266 дес, имевших 140 лошадей, 120 коров, 80 коз), в 1870 г. - Азьмушкино (Асикеева Пустошь), где 124 башкира, 456 татар), в 1905 г. - последнее название сохранялось, где все население составляло 1 060 человек, в 1912 г. - Азьмушкино (Альмекеева Пустошь, Исекеево) с населением 322 башкира-вотчинника (57 дворов), 885 татар из быв. госкрестьян (176 домов).
     Описание селения конца XIX в. вызовет немалый интерес у сегодняшнего читателя, у его жителей в особенности.
     "Д. Азьмушкина (Исекеево тож) - расположена на равнине у р. Шильны, впадающей в Большую Шильну; р. Шильна годна для мельниц. Надел получен на 63 ревизских души, в двух участках. Селение с СЗ стороны надела. Изменения в угодьях: пашня увеличилась на счет леса на 143 дес. Форма владения землею - общинная. Делят землю по числу наличных душ на 98 паев. Поля на равнинах, в 6 вер. от селения. Почва пашни - суглинистый чернозем. Есть 1 овраг при р. Уразой, обнаженных глин 8 дес. 1948 саж. Овраг с каждым годом увеличивается, но очень медленно. Система полеводства - трехполье. На огородах 16 дес. - под картофель для своего употребления. Скот пасется по паровому, ржаному и яровому полям. Лес - 40 дес. 756 саж., в одном участке, на 6 вер. от селения.

 Государственные - надел получен на 227 ревизских душ, в двух участках. Селение на ЮЗ надела. Изменения в угодьях: пашня увеличилась на счет леса на 300 дес. Делят землю по числу ревизских душ на 227 паев. Поля расположены в 8 вер. от селения. Оврагов нет. На огородах 16 дес. занято под картофель для своего употребления. Скот пасется по паровому, ржаному и яровому полям. Лес в одном участке, за 8 вер. от селения. Промыслы: отхожие - ходят на работу на Челнинскую пристань и на Коншанский химический завод Ушкова, в Елабужском уезде; средний заработок рабочаго в год до 25 руб.".
     О хозяйстве. В д. Азьмушкино (Альмекеева Пустошь, Исекеево) в 1912 г. у башкир было 527 дес. (9,2 на двор из всех 57) надельной земли, а у татар - 1 052 дес. - 6,0 на хозяйство из 176). В то же время под посевом находилось 203 дес. (3,6 на двор), а у татар - 595 дес. - 3,4 на хозяйство. И в этой деревне предпочтение отдавалось посевам ржи и овса. Пшенице выделено у обоих по 12 дес, полбе - соответственно 22 и 74 дес. посева. По 5 хозяйств - без посева. Вотчинники имели 439 голов скота - по 7,7 голов на хозяйство, татары - 976 голов - 5,5 на двор. В то же время у первых безлошадных было 11 дворов (23 без коровы), у вторых - 36, без коровы - 82 хозяйства.
     При деревне была водяная мельница (1848 г.), ветряная (1870 г.). Хлебозапасный магазин (1905 г.). В 1848 г. учтена мечеть, в 1870 г. было и училище (мектебе).

https://pomnirod.ru/




Хозяйственная деятельность: промыслы, торговляnailtimler.com › articles_page › tatars_nobility_07_trade
... и Усекаю мурзам Исекеевым детям князьям Тенишевым. В этой же купчей ... В царствование Михаила Федоровича свияжский служилый татарин ...




Мусульманка купила старинное здание храма и подарила ...hab.kp.ru › daily
10 авг. 2016 г. - Его купила Галия Исекеева. Предпринимательница хотела открыть сельпо, пока не обнаружила? что невзрачная постройка когда-то ...

https://www.hab.kp.ru/daily/26567.4/3582239/



Исекеевы

***

Служилые татары Исекеевы проживали в д. Грибаново Симбирского уезда (ныне Горьковская обл.).

В 1701 г. упомянут житель этой деревни Бибулат Мямяшев сын Исекеев, отпустивший на волю «ис холопства» три души крепостных людей.

https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=





Инсекеевы

***

А от осины через болото до речки до Тямти. Направе земля вниз рекою Тямтею татарина Баиконкара, а налеве, поворота от столба и от воротец по речке по Барахче, и за речкою Барахчею - ясачные чюваши. А на меже были с писцы сторонние люди: деревни Балыкли - служилой татарин Курман.. Ишбулат Инсекеев да тое же деревни ясачные чюваша - Ишей Кучюков, Сенибек Кучюков, Досан Бачиков, То[х]тамыш Уракчеев; деревни Нирсывар служилой новокрещен Сава Дербышалеев.

Архивные документы
Список с писцовой книги казанского уезду письма и меры Ивана Болтина 7111 году (1602-1603 г.)
Главная Мурзинские роды Яушевы, троицкая ветвь.





Связи татар нашего края в начале 17 века.

***

Мухаметшин Максут Мясумович

Замечу сразу, что эта статья писалась постепенно по мере изучения служилых нашего края, поиска их в других уездах. Поэтому сохраняю  последовательность включения найденных материалов.

---------------

Эта моя статья никак не профессионального историка, а просто  мой анализ, хотя, в любом случае: за всё написанное  надо отвечать.
Ниже  речь пойдет в основном  о 2-3-х видных служилых татарах  нашего края, которые в начале 17 века возглавляли свои группы служилых татар, земли (поместья) у   которых вероятно были не только в одной конкретной деревне.

Один из них, многократно упоминаемый в документах  Мамеш Исекеев, другой - Чинай Байбулатов сын Агишев.
Мой анализ привел к тому, что возможно у этих служилых были прямые родственники и в других деревнях, в том числе в Грибанове, Кадомке, Ендовище, и возможно, у Исекеева - в Шубине.
-----------------

В статье №4 . 1630г. Шубинцы-торговцы в Москве ..

 отметил связь служилых татар нашего края - дд. Шубино, Семеновка, Ендовище, Исаковка. Ведь известно по историкам, что деревни Пошатово и Исаковская выставились из д. Семеновка.

В статье  №7 Нижегородские переселенцы..   отмечена связь шубинцев и пошатовцев:  как их предки во 2-ой половине 17 века переселились в Уфимский уезд и примкнули к башкирам -  участвовали  в формировании д. Терюш, Буздякского района, РБ.

 Читая  книгу  Орлова А.М. и Файзуллина А.М. « Навеки вместе.2ч» ,  а также обращая внимание на имена и фамилий из  «Писцовой книги татарским поместным землям Алатырского уезда 1624-1626гг»  (далее ПКАУ1624г), Москва-Н.Новгород, ИД "Медина") , можно  заметить возможность  наличия родственных связей между основателями  татарских деревень нашего края еще к концу 16 века, т.е.  изначально.
По этой теме, с указанием вероятных родственных связей представителей из разных деревень,  можно найти  в интернете, тем не менее, хотелось бы  отметить и свое видение:  между кем и кем могли быть такие связи. 
-------------

По работам наших историков известно, что еще во время похода Ивана Грозного на Казань в 1552г, в районе р.Пара существовала деревня Пара , и там проживали татары. Теперь эта деревня называется Кузьминки, что в нынешнем Краснооктябрьском районе. Значит, в течение более 50 лет там уже  существовали татары, и к началу 17 века эти татары и их сыновья уже  расселялись по близлежащим землям, постепенно их осваивая. Так образовались соседние с д.Пара другие татарские деревни.

В ПК1626г  среди служащих по д. Пара (Кузьминки)  отмечены  в том числе и темниковские приходцы 3 брата:  Утеш, Кузьма, Тугай Судеяровы, а также  Уразбахта Исекеев, Алмакай Дербышев и другие.

Там же указывается межевание между группами татар Кузьмы Судеярова от татар Ураза Дербышева.Там же указана  межа между татарами  Кузьмы Судеярова  с татарами группы Чиная Бекбулатова сына Агишева.
После разбора служилых д.Пары, идет разбор «треть деревни Пары на р.Пара», где перечислены Ураз Дербышев, Уразбахта Дербышев и другие, и среди них с отцовского поместья указан Миряско Исекеев.

Вот меня,  особо заинтересовала личность    Миряско Исекеев, т.к. он  указан в шубинском списке 1613г, и прибыл вместо  Иткина(Ишкина) Мирясева, который указан в писке шубинцев 1602г. Надо понимать, что вместо сына "прибыл" отец. А местонахождение Иткина отметим чуть позже.
Только вот Миряко Исекеев указан по Шубине как Исенеев, и это, думаю, просто разночтение авторами одного и того же имени  служилого по-разному.
Возникает вопрос: не является ли этот служилый Миряско Исекеев, который указан по д.Пара и Шубино родным  братом у  многоизвестного  в нашем крае служилого татарина  Мамеша Исекеева, который тоже указан по нескольким деревням Алатырского уезда?

Ведь  изучая служилых по д.Ендовище(Васпомры) видим того же  Мамеша Исекеева, и за ним  150 чети земли, тогда как у других вдвое меньше. Также отмечено, что земля у алатырских татар  во главе Мамеша Исекеева граничит с землей Кечая мурзы с товарищи.
Получается, что по нескольким деревням фигурируют Мамеш и Миряско Исекеевы. И рядом с ними указывается Ченбулат Байбулатов.
Например, эти личности  одновременно  упоминаются в  работе Сенюткина С.Б., и он пишет:

 «Действительно, близ Васы Помры уездный чиновник встретил 20 татар, руководимых Чинаем Байбулатовым (по другим источникам — Чембулатом Байбулатовым сыном Агишевым)36. Решением алатырских воевод от 16 ноября 120 (1611) года команда Байбулатова получила официальные права на "300 четей Дикова поля по обе стороны Парских верхов«37. Рассматриваемый участок находился на территории, ограниченной верховьями рек Пара и Сухая Пара. Затем в 1613 году их права были подтверждены государевым указом царя Михаила Федоровича от 20 мая38.

В дальнейшем ситуация сложилась так, что предводитель Ч. Байбулатов перебирается в иные места, и в документах от 1623 года отмечается, что командиром оставшихся в деревне Васы Помры служилых татар стал некий Мамеш Исекеев сын Кулязов39. В 1640 году государство наделяет Мамеша Исекеева и его команду дополнительными дачами. В выписи из «Алатырских отказных книг от 1 мая 148 (1640) года» значится: "в деревне Васы Помре алатырским служилым татарам Мамешу Исекееву с товарищи 19 человекам при сторонних людях из примерные земли, что примерили у них писцы Пушечников и Костяев, отмежевали к старым их дачам к новой деревне Ендовищу поместным окладом сполна"40.

Но в то же время,  историк Орлов А.М. при разборе служилых по д. Ендовище (Васпомры) в своих работах  указывает того же Мамеша Исекеева как Мамеш Исенеев. В том числе и по нашей деревне Шубино служилый Миряско указан то как Исенеев, то как Исекеев.

В середине 1620-х годов Вас-Помра являлась татарской деревней, в которой было 17 дворов служилых татар и 2 двора неслужилых. Известно имя предводителя местных татар – Мамеш Клязев (позднее известен как Мамеш Исенеев). …
Вот  имена жителей Ендовища: Сабай Енбулатов, Мамеш Исенеев…..и т.д. В числе служилых татар с меньшими окладами были Чурактрум Ишмамаетев, Чурак Сулчелей Исенеев…..

Не раз приходится видеть разнописание имен у одного и того же служилого, и в данном случае надо думать, что указанные  «Мамеш Исекеев сын Кулязов» и Мамеш (Исенеев) сын  Клязев  - это одно и тоже лицо.  И правильное все же будет  имя -Исекей.  И к тому же он не простой служилый, т.к. за ним указано много земли и он как глава группы служилых.
-----------
В другой работе, и так называемой в  списке Темниковские мурзы и служилые татары.. находим  также не менее интересного служилого Ураза Дербышева. Как выше отметил: его земли  граничили с землей татар Мамеша Исекеева.

 Эти Ураз Дербышев и Мамеш Исекеев   упоминаются повторно рядом еще в другом документе.
...ПОШЛИННАЯ КНИГА (27 февраля - 12 августа 1613 г.) , который подтверждает, что фамилия скорее всего  как "Исекеев". И Мамет(Мамеш) указан уже как мурза. Вот фрагмент из этой работы(мои благодарности автору), на листе 389 написано:

Июля в 24 день:      
      
Запечатана грамота в Темников по челобитью Ишмамета-мурзы Еникеева на Бакая да на Бигилдея Кудашевых о управе. Пошлин полполтины. Взято.
Запечатана грамота в Темников по челобитью Утеш-мурзы Енгилдеева: дано ему помеся 15 чети. Пошлин полполтины. Взято.
Запечатана грамота в Темников по челобитью Миряс мурзы Богданова: отказная по прежней даче. Пошлин полполтины. Взято.
Запечатана грамота в Темников по челобитью Мамет-мурзы Исикеева да Ураз Дербышева: отказная на прежние дачи. Пошлин полтина. Взято.

Не исключаю, что указанный в пошлиной книге Мамет мурза Исекеев – это и есть вышеуказанный наш Мамеш Исекеев сын К(у)лязев. Тогда, он -  получается  из мурз. Указанный рядом Ураз Дербышев - его соратник. Статус Ураза не указан, но.думаю, он тоже непростой служилый.

О шубинце  Иткимае Мирясеве  я написал был уже в статьях
..№3 Список служилых1624г..   (в середине текста)  и в статье
№4 . 1630г. Шубинцы-торговцы в Москве ..

 Уже ознакомившись этой книгой, косвенно можно допустить о тесной связи представителей 3-х этих деревень как минимум, а то и вероятность родственных связей. Есть и другие архивные документы в пользу такого предположения.
На мной вышепоставленный вопрос: не является ли этот шубинец  Миряс Исенеев( или Исекеев) родным братом у Мамеша Исекеева, можно искать и ответы.Они могут быть пока только косвенными.

Есть одно архивное дело от моего  знакомого  Рамиля  Каюмов ( из. с.Рыбушкино), где он  выдвинул по шубинцу  Янаю Маметеву(нажмите)..  версию, что  линия Яная Маметева должна быть  шубинско-кадомской. Имею ввиду д.Кадомку, что рядом с д.Уразовка.

Вот и думаю:  может ли шубинец Янай Маметев быть сыном у Мамеша Исеенева? Предстояло и этот вопрос изучить.

Выше отметил ( по работе Орлова А.М.) , что служилые татары дд.Трехозерки и Грибаново имели ранние родственные связи. Имеется в виду некоторые из них. Очень возможно. Так как есть документ, где указан некий   грибановец  Бибулат Мямяшев сын Исекеев под № 229   ...житель этой деревни Бибулат Мямяшев сын Исекеев (нажмите)...

Вопрос. Откуда у Мамеша Исекеева есть земля в д.Грибанове?
Можно допустить разное, но не исключено, что земля досталась Би(к)булату  (или Байбулату) от отца или сам он приобрел (купил) там.
О похожести имен, или же о перекрестных именах можно отдельно отметить. Всё же имена давали не просто так, а в честь кого-то: близкого родственника,друга или какого знатного служилого.

В то же время, как отметили, один и тот же служилый указан то как  Би(к)булат или же как Байбулат. Тот же  Байбулат  Агишев в разных документах написан тоже  двояко: где- Байбулат, где - Бекбулат. А имя его сына Чиная указан еще как Цынай.
К  имени Бекбулат еще вернемся.

Немного расширяем анализ по служилым.

По работам историков известно, в частности Орлова А.М., что первопоселенцами селения Грибаново  были Акмаметка Бикбулатов, Сережка Токаев, Кутейка Ертуганов и 3 неслужилых верстанных безземельных татарина – Енговат Сунеев, Макшеватка Тевердеев , Алгида Бахтеев.
Потом, к ним, в 1613-1614гг, поселяются группа служилых татар из 12 человек во главе с Толубайкой Агишевым. Не указывается: откуда они прибыли.
В составе новиков  были  Алмакай Ишеев, Баик Байтеряков и т.д. Да , я  указал только 3 имени и задаюсь вопросом: не является ли этот грибановец Толубай Агишев родным братом вышеуказанного  Байбулата Агишева и дядей для Чиная Байбулатова сына Агишева? Можно допустить. Ведь кроме них, есть  грибановец  Баик Байтеряков и трехозеровец  Ишмайка Байтеряков, который идет во вторым в списке 1624г по ПКАУ  по д.Трехозерки. Есть и другие имена и фамилии, схожие  в списках 2-х  деревень, и не только между ними.
 Если действительно так, то  2-ая  часть грибановцев  может быть  темниковские татары (приходцы).
По другому моему анализу возникает  еще один  вопрос: не является ли один из основателей д.Чембилей чембилеевец Нуралейка Агишев родным братом у грибановца Толубая  Агишева? Потому, что по указанной статье  micharin-nn.narod.ru 
 предки  моего знакомого Алембикова М.Г. - тоже чембилеевцы, но имели поместье и в д.Грибаново.

В связи с этим Алимбиков М.Г. пишет, что его предок:

 Ченбулат Уразбахтин упоминается в списках служилых татар в числе новиков (т.е новых татар заселившихся здесь и наделенных землей) получивших земельные поместья в 1636/1637 годах. И земельный надел, как было сказано выше, ему было выделено вблизи другой татарской деревни Чембилей. Возможно, Ченбулат Уразбахтин поселился в деревне Грибаново попозже чем первопоселенцы …..
 Есть другая версия, возможно, что он является братом перечисленных выше первопоселенцев Бакбахты Розбахтеева, у которого был брат Ченбулат.(конец цитаты).

А моя версия такова, что у  вышеуказанного  Мамеша Исекеева (ибн Клязева) возможно был родной брат еще Уразбахта  Исекеев – житель д.Пара на р.Пара в начале 17 века, и у него есть сын Ченбулат. Может быть надо искать еще и в этом направлении. Тем более, это Уразбахта Исекеев указан по в 1613г  "темниковскому списку" рядом с Уразом Дербышевым, Судеяровыми и т.д. Об этом ниже конкретнее, после дополнительных моих поисков.

Еще. Думаю, фамилия Клязев или же Кулязев образован от имени Кляш(Келяш), тогда должен быть Кляшев, так же,  как и у Актука Кляшева или же  камкинца Кляша Момкеева.

Теперь ниже, рассмотрим этих же личностей  по работе Орлова А.М., и  они интересны  тем, что изучая историю д.Ключище, опять сталкиваемся вышеуказанным Мирясем Исенеевым (Исекеевым), где он указан рядом с Аскилем Алпаевым.
Как выше отметил уже, Миряс Исенеев имеет отношение и к Шубине.

Орлов А.М. пишет:

.....ключищинские татары являются первыми служилыми татарами в крае, т.к. они задолго до 1600-х годов  в верховьях Пары и Медяны было образовали свое  стороже­вое поселение.  Потом, эти татары самостоятельно покинули это место........и   жили в татарском селении Паре и её выставках Ново-Паре......

Возможно, татары этого поселения про­исходили из темниковских мест.

.......официально Ключищи выделились в отдельное селение лишь в 1638— 1644 годах.
Таким образом, татары этих деревень находились в родственных отношениях.

Часть салганских татар была переведена в Арзамасский уезд, где вместе с татарами Собачьего Острова, Петряксов, Красного Острова, Камкино была наде­лена поместьями.

Ключищи образовалось на казённых землях, приписанных к Ендовищу и Уразовке3.

 

Создав самостоятельное селение(Ключище) , Аскиль Алпаев в 1644 г решил добиться согласия властей на отвод ключищенцам запасных казённых земель Ендовища н Уразовки. 20 марта того же года состоялся сход татар Ключищ, на котором присутствовали представители всех  татарских селений бассейна реки Пара. В протоколе хода перечислены все 16 татар, поселенных в Ключищах, — Аскиль Алпаев, Тинган (Тинзай) Бердыев, Кулай Акбулатов, Иванай Кудашев, Доксай Оразаев, Итей Евбухтеев, Бибак Дербышев, Чапкун Алышев, Телекай Сюнекаев, Тулубай Тенебяков, Исмай Худяков, Тапалмыш Айтуганов, Баймаралей Енбарисов, Байбулат Ченбулатов, Боздай Дмитричев, Найман Андреев.

 Образование самостоятельного селения  Ключищи началось с решения Аскиля (Осипа) Алпаева и двоих уразовских татар  Богдашки Девлеткильдеева и Миряски Исенеева, имевших по 119 четей (около 65 га) в поле, отделиться от Уразовки и создать своё селение. Позже названный Малой дачей починок находился в междуречье Пары и Субоя. Он положил начало новому селе нию — Ключищи2.
 
Была введена должность вожака деревни — им стал Бибак Уразов (сын Ураза Дербышева), которому предоставлялось право прини­мать решение «без боярского докладу» по согласова­нию с абызами д. Пары Кадерберды Девлеткильдеевым и Мамаем Тимаевым и своими абызами Оразаем Кандебяковым и Дотаем Ембаевым.....(конец цитаты).

Значит, Миряско Исекеев, так же как и его брат Мамеш Исекеев имели авторитет и вес среди служилых татар. Миряско Исенеев видимо имел земли по д.Уразовка и возможно по д.Кадомка.

И я боьше убеждаюсь, что указанный выше  Миряско  Исенеев( или Исекеев) и  Миряс Исенеев по работам Орлова А.М  и Миряс Исекеев по ПКАУ1624г  - это одно и то же лицо. У этого Миряса должен быть сын(шубинец) Ишкиня(Ишкимай) Мирясев, который, как известно уже по другой моей статье: торговал лошадьми в Москве в 1630г вместе с татарами д. Ендовище, Семеновки.

Думаю, даже в вышеуказанной  статье " Пошлиная  книга 1613г"  темниковец Мамет-мурза Исикеев  (указанный там рядом с Уразом Дербышевым в  отказной на прежние дачи) и Мамеш Исекеев  - является одним и тем же лицом, и  шубинец Миряс Исенеев ( Исекеев) - его родной брат.

И как некоторое  подтверждение этому - моя  статья  Янаю Маметеву(нажмите).. , где мы видим, что в 1718г кадомкинец( Краснооктябрьский район) Ураз Адяев прибыл в Шубино прикрепить за собой поместье своего умершего дяди  в размере 21 четвертей,  и  прибыл с несколькими служилыми из соседних деревень  Кадомки, Кузьминки, Антяровки, Уразовки. И надо думать, что именно в этих деревнях  сохранились и жили  к этому моменту потомки Миряса и Мамеша Исекеевых…

https://mmm20021961.jimdofree.com/9-17-----/




Моммет мурза Исикеев сын князь Тенишев

***

Списки темниковских и инсарских мурз и татар 1650 г.www.idmedina.ru › books › regions
20 февр. 2009 г. - М. Ишеева/ — Списки темниковских и инсарских мурз и татар 1650 г. ... Моммет мурза Исикеев сын князь Тенишев. 4. Енбай мурза ...



Ашммет мурза Исикеев

***

Владельцы Поценья эпохи средневековья – тема научной ...cyberleninka.ru › article › vladeltsy-potsenya-epohi-sre...
... вотчина; Московское государство; мордовский беляк; цнинские татары. ... татарина Буркаши Девешкина, Ашммета мурзы Исикеева, Чепая мурзы ...
автор: ПК Напольникова - ;2015 - ;Цитируется: 2 - ;Похожие статьи




Ашмамет мурза Исикеев

***

Этнический фактор на пограничной территорииelibrary.ru › item
24 нояб. 2019 г. - ... податное население, то татары здесь - это служилое сословие, ... Еникей мурза Ернеев, Ашмамет мурза Исикеев[4], князь Булай ...
автор: ПК НАПОЛЬНИКОВА - ;2019 - ;Похожие статьи




Моммет мурза Исикеев сын князь Тенишев

***

Енаково - Wikimapiawikimapia.org › Енаково
Жителей - 28(2010), татары 76% (2002). ... мурза Енаков сын Момлеев, Моммет мурза Исикеев сын князь Тенишев, Енбай мурза Енаков сын Момлеев, ...



Исекеев Алдар

***

Батыр и потомственный тархан Алдар Исекеев давно известен в России как участник штурма Азова войсками Петра I, как один из предводителей восстания 1704-1711 гг., как влиятельный старшина Бурзянской волости Ногайской дороги и как, скажем, дипломат. Вся его деятельность охарактеризована в историко-краеведческих, научных трудах и даже в художественной литературе. Поэтому здесь нет особой необходимости говорить об этом. Разговор о другом.

В 6-м номере журнала «Ватандаш» за 2005 год видным историком профессором И. Г. Акмановым было опубликовано прошение башкир всех четырех (Ногайская, Казанская, Осинская, Сибирская) административно-территориальных дорог за 1733 г. Башкиры «Уфинской провинции» просили императрицу Анну Иоаниовну защитить их от покушений переселенцев на вотчинные земли, разрешить беспрепятственно пользоваться илецкой солью, наладить нормальную работу шариатского суда и т.д.

Нас интересует лишь одно замечание автора относительно фамилии Алдарбая Исекееева. Автор уверен в том, что текст его публикации как будто выясняет истинную фамилию Алдар-батыра. Дело в том, пишет он, что «в одном (подчеркнем) официальном документе 30-х годов XVIII века фамилия дана в форме Исякаева. Отсюда, некоторые историки считают, что отца Алдара звали Исякай».

Алдар во всех указах, владенной памяти, в работах историков XVIII - XIX вв. носил имя отца как фамилию - Исекеев, а не Исякаев. В течение более 300 лет его знали как Алдара Исекеева, и вдруг с выходом работы И. Г. Акманова «Социально-экономическое развитие Башкирии во второй половине XVI - первой половине XVIII в.» (БГУ. С. 45) в 1981 г. он стал Исянгильдиным. Оказалось, что основанием для этого послужило ныне публикуемое им прошение башкир. Вслед за ним «новую» фамилию Алдара восприняли академик Г. Б. Хусаинов (в работе «Батырзар киссаhы» приводит отрывок из царской грамоты, данной Алдару Исекееву, в виде эпиграфа, а в тексте речь ведет об Исянгильдине), профессор Р.З.Шакуров. Появился памятник на его родине (ныне Бурзянский район РБ) с надписью «Алдар Исянгильдин».