Уральские изобретатели

Валерий Ефимов
Крепостные  изобретатели

"Водяные люди" - так называли мастеров, которые перегораживали реки, чтобы строить завод. Более 200 заводских плотин за 20-30 лет построили они на уральских реках в первой половине 18 века. Плотинные мастера монтировали все оборудование, следили за водным хозяйством. Не  все их имена сохранила история, вот некоторые из них: Петр Павлов, Федор Плотников,  Игнатий Софонов,  Ларион Грамматчиков - крепостные плотинные мастера, поставившие заслоны воде для Алапаевского и многих других заводов в первой четверти 18 века.

Иван Иванович Ползунов

На горных заводах прошло детство Ивана Ивановича Ползунова - изобретателя-самоучки. Службу он начинал на Екатеринбургском заводе. В 1763 году  им был создан проект "огнедействующей машины" - универсального  парового двигателя.
Эта машина полностью себя оправдала и окупила все затраты. Но в 1779 году управители заводов издали указ: ... огнедействующую махину разобрать; фабрику при ней разломать и лес употребить  на что угоден будет".
Только в конце 18 века началось изготовление паровых машин в России.

Изобретатели Черепановы

Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы, русские изобретатели и промышленные инженеры, отец и сын. Они были из крепостных Демидовых - знаменитой семьи владельцев заводов.Отец начинал службу работником, а потом плотинным учеником. В конце 1814 года он построил водоподъемную машину.
Черепановы улучшили механизмы, использующиеся в металлургии, добыче золота, железа и меди, а также на лесопилках и мельницах. В 1824 году они создали углеобжигательную печь, затем золотопромывальную машину. За строительство паровых машин Ефима Черепанова наградили серебряным кубком.
Мирон Черепанов был командирован в Англию, где изучал устройство железных дорог. в 1833 - 1834 году Черепановы создали паровоз.
Это был первый в России паровоз и железная дорога длиной 857 метров. Семья Черепановых создала много различных машин: прокатные станы, кричные молоты, лесопилки, мельницы.
Племянник Ефима, Аммос, создал "парового слона" - трактор, перевозивший тяжести.
За устройство паровых машин Ефим Черепанов получил "вольную", но семья его осталась крепостной.

Крепостные механики

Егору Григорьевичу Кузнецову-Жепинскому тоже  удалось создать удивительные машины. Сначала он сконструировал оригинальную машину для откачки воды, затем построил "плющельные" машины для прокатки железа, затем - прокатный стан  непрерывного действия и вододействующие ножницы для резки железа. Но "вольную" он получил только в конце жизни за изобретение "астрономических" часов и музыкальных дрожек, преподнесенных в подарок императрице. Часы показывали год, месяц, время, фазы Луны и положение Солнца.
Дрожки при движении исполняли 22 мелодии, а "верстомер" определял пройденный дрожками путь.
Ефим Михеевич  Артамонов - крепостной слесарь. В 1800 году, за 30 дет до появления в Европе, изобрел первый двухколесный педальный велосипед с рулевым управлением.