Картинки детства. Зеленый борщ

Елена Бездудная
              Я не знаю, как правильно называется это первое блюдо: суп, щи, борщ. С детства помню, что в нашей семье его называли зеленый борщ, в отличие от обычного борща со свежей или квашеной капустой. В детстве это была моя любимая еда наравне с пельменями, котлетами, я уже не говорю про мамины вафли, рулет с черемухой и мамин торт, как выяснилось через много лет, под названием «Весна».
            Зеленый борщ варили обычно на говяжьем или курином бульоне, кроме щавеля, бывало, клали молодую крапиву, заправляли яйцом и свежайшей домашней сметаной, ее добавляли уже прямо в тарелки.
             Матери и бабушке такой борщ был известен с Украины, местные хозяйки о нем не знали и не готовили. А за щавелем нужно было идти не на базар, а на ближайший луг за селом, куда меня, бывало, и отправляли за ним.
             Весна входила в силу, пошла расти трава, зазеленели деревья и кусты, но было достаточно прохладно, и мне приходилось надевать любимую куртку. Она была перешита из старой куртки старшего брата, с заплаткой на месте нагрудного кармана, видимо прикрывавшей так и не отстиравшееся пятно. Прихватив алюминиевый бидончик, я шла на луг к речке.
              Там у самого берега теснились стройные ряды вербы. Ее длинные тонкие стволики часто использовали, чтобы  сделать ограду. Верба была такой живучей, что уже в ограде, бывало, пускала корни и даже появлялись веточки. Совсем недалеко за лугом начинался склон сопки. У ее подножия,  среди зелени деревьев то тут, то там, как спустившиеся на землю белые облачка, проглядывали кусты цветущей черемухи, наполняя пространство возле себя неповторимым, терпким, чуть горьковатым ароматом. Выше по склону поднимались березки, осинки, вперемешку с соснами. Правда, сейчас мне некогда было разглядывать эту красоту. Бульон для борща уже варился, надо было собирать щавель.
            Хожу по лугу, внимательно вглядываясь в зелень под ногами. Нужные мне кустики прячутся в траве, но постепенно мой бидончик наполняется.
Время от времени мне на глаза попадается, то дикий лук, то чеснок, то, похожая на щавель, но с меленькими листочками, как мы называли, кислица.
Я, как и другие местные ребятишки, часто отправляла  эти травы, да и не только их (например, цветы багульника, горошинки желтой акации…) в рот.
            Однажды из-за этого случилась у меня неприятность. Вместе со съедобной в рот попала  сухая травинка, прилипла, а может и воткнулась в миндалину, и я никак не могла ни извлечь, ни проглотить ее. Пришлось рассказать матери, и она обычными плоскогубцами  сумела-таки зацепить и вытащить зловредную травинку. Кто бы мог подумать, что через много лет эта ситуация повторится. Уже моя дочка, решив попробовать свежие зерна пшеницы, сорвала колосок, вычистила зерна и отправила в рот, не заметив, что с зернами попала ость от колоса. Пришлось уже мне повторить действия матери, правда, с более изящным инструментом, и со столь же удачным результатом.

               Наконец бидончик наполнен. Дома мы с бабушкой перебираем зеленые листики, очищаем от случайного мусора, и мне остается только подождать, когда передо мной будет стоять тарелка горячего, ароматного, вкуснейшего  зеленого борща.

            Позже родители ездили на Украину, откуда мама привезла семена огородного щавеля. Несколько лет мы сеяли его на грядке, и не было необходимости собирать на лугу. Хотя огородный щавель, как мне казалось, отличался от дикого. Менее кислым был, что ли…

            Сейчас щавель продается на рынке в любое время года, и зеленый борщ можно сварить даже зимой. Но для меня такой борщ является одним из символов весны, поэтому я предпочитаю, как было в нашей семье  в детстве, варить его именно весной, тем более, тогда  в него можно добавить молодую крапиву…
29.03.19