Забытые имена. Яков Капков. Вдовушка

Алина Алексеева-Маркезин
            Яков Капков .ВДОВУШКА. 1831. Витебский художественный музей ,52 х 44 см, холст, масло.

     Капков Яков Федорович (1816-1854) – русский живописец, портретист, художник исторического и бытового жанра. Родился в 1816 году в семье крепостного владетельного князя Михаила Семеновича Воронцова. Капков еще подростком получил первоначальное художественное образование, обучаясь живописи у Алексея Егоровича Егорова.

Князь Воронцов выдал молодому Капкову вольную и бывший крепостной в 1832 году поступил в Академию художеств пенсионером Общества поощрения художников. С 1836 года его наставником в Акакдемии стал великий Карл Павлович Брюллов.

       Судьба не была благосклонна к Якову Капкову. Художник вполне скромного,но обаятельного дарования, он мог бы стать преуспевающим камерным портретистом
или жанристом. Но его недолгая жизнь пришлась на то время, когда русский жанр еще не получил развития (произведения Венецианова и Федотова были мало кому известны), а академическое образование, которое так стремился получить Капков,заставляло смотреть в сторону Италии, подражая непререкаемым классическим авторитетам.

         Поступив около 1832 года в петербургскую Академию художеств в класс исторической живописи, художник долго не мог получить необходимого звания. Его преследовали неудачи и отчаяние - видимо, потому что характер его таланта не соответствовал требованиям избранного жанра. Лишь к тридцати годам  за картину «Сошествие ангела в Силоамскую купель» он получил большую золотую медаль и право поездки в Рим. Но и здесь ему не повезло: пробыв в Италии два
года с 1847 по 1849, он был преждевременно отозван вместе с другими русскими  художниками из-за политических волнений.
                В Риме окрепло его увлечение искусством Брюллова, в подражание которому он написал несколько произведений
итальянского жанра. Впоследствии в творчестве Капкова всегда ощущалось влияние«великого Карла», и потому его справедливо относят к числу многочисленных русских брюлловцев середины XIX века. В России Капков писал заказные образа для
церквей и портреты, но наибольшим успехом пользовались женские полуфигуры в экзотических костюмах; некоторые из них по представлению министра двора были даже куплены для императорской коллекции.

           Однако, если бы не картина «Вдовушка», Капков был бы, наверное, быстро и прочно забыт. Только благодаря ей художник оставил свой
след в истории русского искусства - он создал тот единственный пленительный женский образ, чья трогательная прелесть выходит за рамки сюжета и холодноватой академической манеры исполнения.

     Долгое время считалось, что «Вдовушка» Капкова
возникла под впечатлением знаменитой картины Федотова. Однако первый вариант  капковской «Вдовушки» был написан годом ранее. Вдохновленный успехом картины, художник до конца своей жизни успел сделать еще более десятка вариантов и
авторских повторений композиции. И сегодня, когда многие произведения Якова Капкова бесследно исчезли в вихрях истории, картину «Вдовушка» можно увидеть во многих музеях.