Жизнь без морали Фантастика Часть 5

Каменцева Нина Филипповна
Жизнь без морали
Фантастика

Часть 5

   Мне показали мою койку, и когда я подсчитала снизу, она оказалась девятнадцатой. У меня сразу возник вопрос: как же они забираются туда? Тётя Варя посмотрела на меня и сказала:
– Видишь: верёвка возле ног – с той стороны, где нет подушки. Так и взбираемся каждый на свою постель. Но это только ночью.
  Удивлению моему не было предела, ведь мы забирались по верёвке, может, на высоту второго этажа – на уроках физкультуры, и, тем более, это был мой конёк, ведь я ещё и спортсменка, – но как же все остальные?! А тётя Варя добавила:
– Верхние койки занимают только молодые, а моя койка внизу.
– А как же пожилые или беспомощные?
– У них есть отдельный закуток, они у нас самые почётные, и ухаживают за ними молодые из нашей комнаты по очереди.
   Потом она подозвала одну девочку:
– Поди сюда, Наталья, покажи, как ты поднимаешься на свою койку.
  Та подошла к кручёной верёвке, обхватила её обеими руками и, как маленькая обезьянка, поднялась с такой скоростью, что через несколько минут оказалась на самом верху.
  Пока она лезла, тётя Варя охарактеризовала её:
– Малая разухабистая1: и красива, и умна, и сплясать, и спеть может, только замуж пока никто не кличет.
  Конечно, я поняла почему: у неё заметно выделялось Адамово яблоко2. Мы проходили это по биологии, но я почему-то помнила, что это бывает только у мужчин, – да, это портит её. Она спустилась ещё быстрее, чем поднялась, и подошла к нам.
– Наталья, познакомься, это Люба, пока девушка твоего брата Володи, люби её и защищай.
   Та как-то косо посмотрела на меня и только добавила:
– А ты, Любаня, сможешь?
  Чтоб сразу не уронить свою честь среди чуть ли не сотни пар глаз, я подошла. Все замерли и ожидали моего поражения или падения.   
   Не знаю, с какой скоростью я поднималась, но, добравшись до половины, порядочно подустала и забралась на близлежащую койку.
   Все начали хлопать; я же немного отдышалась, с лёгкостью спустилась вниз и сказала:
– Вы же говорили, тётя Варя, моя девятнадцатая, так зачем же мне подниматься выше?
– Находчива! Это уже хорошо, и ты права: ты была на двадцатой койке, значит, уже знаешь, где твоя, на койку ниже, а там привяжешь что-нибудь к изголовью, чтобы точно знать, где остановиться.
– Хорошо!
– Ну что же, разминка прошла, сейчас мы все идём по своим местам работы.
   Я опять, удивлённая, следую за тётей Варей и вижу, что каждый точно знает, куда идёт. За моей наставницей пошли несколько девушек, среди них была и Наталья, она поравнялась со мной, взяла меня крепко за руки и сказала:
– Ухабистые стёжки-дорожки, смотри не упади, пока привыкнешь.

   Мы шли около получаса, а может быть, больше двигались в обратную сторону от водопада, к которому тётя Варя водила меня помыться. Наконец первый раз я увидела свет, пробивающийся
сквозь ущелье. Я очень обрадовалась: наконец-то я смогла разглядеть всех, кто шёл рядом. Наталья была очень похожа на Вовку. И вообще все девушки милые, красивые, в почти одинаковых сарафанах, вышитых крестиком, и все как одна с подвязанными косами, покрытыми платком. Но что меня удивило – это обувь: они носили кожаные тапочки одинакового покроя, а как они попали сюда, если именно такая обувь считалась у нас модной в этом году?..  Но я не стала спрашивать, и так слишком много увидела за этот день. Мы прошли дальше, там было ещё больше света и деревянные столы. Тётя Варя стала раскладывать на столах материал, который доставала из сундука, до того закрытого на засов3. Мы же все стояли, ожидая, пока она закончит, а затем Наталья взяла меня за руку и сказала:
– Вот мой стол! Я хочу, чтобы ты со мной работала, ты же не против?
– Нет, не против, а наоборот – хорошо: ты покажешь, что и как делать.
   Затем я посмотрела на стол и удивилась: там уже было разложено в небольшие тарелочки листовое золото и серебро. Рядом стояла небольшая шкатулка, а в ней сверкали драгоценные камни.  Оказывается, женщины и девушки делают из этих компонентов украшения! Я не удержалась и сказала:
–  Вы знаете, как дорого у нас это продаётся?..
– Что ты околесицу4 городишь? – сказала одна из девушек. Я посмотрела на неё и подумала: «Красива, слов нет, но почему-то с выпуклыми глазами... и глазное яблоко немного красноватое, может, это первый признак их жизни под землёй, мало света?..»
   Наталья вмешалась, возразив:
– Она не околесицу городит, а правду нам говорит, мы многого не знаем, и поэтому, когда она что и скажет, лучше послушать, а не набрасываться на неё, как ты это сделала сейчас, Оксана.
  Я сразу же сообразила, кто такая Оксана, ведь именно про неё говорили, что она любит Владимира, но я не оправдывалась, а наоборот, улыбнулась ей. Мне было очень интересно здесь, тем более что я любила труд и мой отец был при жизни ювелир! Сейчас мне им всего не объяснить, но я докажу, что могу трудиться не хуже кого-то. Не знаю, куда пошли работать остальные женщины, девушки, но я попала туда, куда хотелось бы. Мне, как ученице, в тарелочку положили пластины из серебра, а камни я должна была выбрать сама:
– На свой вкус, бери любой или несколько, – сказала мне Наташа.
   Я подобрала несколько камней и положила на свою маленькую мисочку, сделанную из серебра или же схожего материала. У Натальи и многих других были золотые пластины, и они все выбрали, как я посмотрела, рубиновые камни. Кто-то доканчивал начатое, из чёрной яшмы и камней других оттенков девушки создавали крестики и различные амулеты. Наталья работала так же проворно, как и вскарабкивалась вверх в нашей женской опочивальне в закутке лабиринта пещеры. Но не только это: она была таратушка; ни на минуту не переставала со мной разговаривать и тут же объяснять и показывать, как она работает, как что делается и что с чем сочетается. Также она рассказала, что прошлый раз сделала оберег, который спасает от смерти и недугов людей, собравшихся в дальний путь. Особенно помогает он родившимся под знаками Рака и Рыб... Вдруг поворачивается ко мне и спрашивает:
– А ты под каким знаком родилась?
– Не знаю, но я родилась в феврале!
– Значит, тебе подойдёт твой знак Водолей. Я сделаю для тебя, правда, к свадьбе не поспею... Тётя Варя доставала нам маленький сундучок из большого сундука. О Господи, каких только там не было камней! Яшма: серовато-зелёные, тёмно-зелёные, красные, кофейные, пятнистые камни, но то, что ты выбрала, Любаша, – это яхонт5.
– Мне кажется, это рубин, я постараюсь из него сделать что-нибудь красивое, – ответила я.
– Яхонт бывает красный и голубой, а синий – уже сапфир.
– Как много ты знаешь, Наталья!
   Она внезапно встала из-за стола, подошла к тёте Варе и что-то ей сказала. Та подошла и положила в мою тарелочку с материалом несколько золотых пластинок:
– Работай, Любаша, Наталья сказала, что тебе попался в тарелку камень яхонт. Он редкий камень, то значит, будет тебе на свадьбу кольцо! Наталья поможет – делай тогда из золота!
   Первый день – и столько впечатлений! Я погрузилась в работу, и так как уже умела и знала многое благодаря отцу, то и работа была к вечеру видна! Уже темнело, тётя Варя постепенно забирала с каждого стола пока не использованный материал отдельно, затем тарелочки и клала одну на другую в свой большой сундук. Я же смутилась и испугалась за свою уже любимую работу, и когда она забирала мою тарелочку, подумала: «Как же она всё отдаст обратно завтра?..» Оказалось, это не впервой, она знала, как отдавать и как брать. Когда закончили, все пошли строем за ней, напевая старинную песню, но она на меня до грусти подействовала. Пели о родной матери... видно, тяжкая доля у матерей здесь, я не полностью понимала слова, но так трогало их многоголосье!..
   А у меня же ни матери, ни отца, в один день померли, осталась я сиротой: автобус перевернулся на перевале. Много лет жила я с бабушкой Аней, которая, наверно, ищет меня и плачет с горя, что потеряла единственную опору. Так и лились слёзы мои, пока мы не дошли до нашей речушки-«узкоколейки», так я её назвала про себя, где сидели с двух сторон маленькие мальчишки и забрасывали палки с мормышкой6, ловя в речушке-ручейке маленьких рыбок.   
   Встречались, однако, и побольше. Я подумала: «И как же они не прыгали на мою голову, когда я купалась? Может, ручеёк течёт с другой стороны?» – и улыбнулась мальчикам. Потом подошла к одному пацану – он был, наверно, лет восьми – и спросила:
– Барабульку тоже ловите? Я так люблю эту рыбу!
– Я не знаю, шо це таке?.. но всё, что поймаю, поджарим, и принесут тебе, Любаня, будьте здравы! А я брат младший Вовки-то, Андреем меня кличут.
– А ты что, уже знаешь меня?
– Да! Все давеча8 узнали и рыбку же ловим сегодня специально для всех вас, уж и пиру будет, и что вечерять!
   Не успели мы подойти к нашей шторке с подковкой, как заметила: женщины несут сковородки с чапельником9... а в них ещё пыхтело пенящееся подсолнечное масло с жареной рубкой. Одна несла две сковороды, я к ней: «Дайте помогу», – и хотела взяться за сковороду.
– Без чапельника нельзя! Обожжёшь пальцы докрасна.
   И я отошла, но заметила ещё: на сковородах несли пироги с начинкой.
– Ой! Пироги, моя бабушка такие готовит!
– Это кулебяка10 с начинкой, – сказала мне Наталья.
– Ну почему бяка кули? Можно же просто – «пироги»!
  Она ничего не ответила, потому что шторку отодвинули и мы обрадовались: на столе было всё – рыба, как жареная, так и вяленая, и овощей много: и помидоров, и огурцов, как солёных, так и свежих, и зелёный лук, и зелёный чесночок!
  В целом было всё отлично! И это всё ради меня!..

_______
1. Разухабистый (крат.: разухабист, разухабиста, разухабисто) (простореч.) – молодцеватый, задорный.
2. Адамово яблоко – кадык, выдающаяся хрящевая часть гортани.
3. Засов – задвижка, защёлка на откатные ворота, на сундук.
4. Околесица – чушь.
5. Яхонт – рубин. Яхонт голубой, синий – сапфир.
6. Мормышка – разновидность блесны, которая как бы имитирует рачков-бокоплавов (для удочек).
7. Барабулька – промысловая рыбка.
8. Давеча (устар. или прост.) – некоторое время назад.
9. Чапельник – съёмная ручка от сковородки.
10. Кулебяка – вид закрытого пирога со сложной начинкой.