Реверберация Вербера. Линии чисел

Владимир Каев
                Цифры и буквы – вся жизнь человека сводится к ним.
                Фредерик Бегбедер

Бернард Вербер (фр. Bernard Werber), родился 18 сентября 1961 года. Французский писатель, у себя на родине не обременённый вниманием читателей. Может быть – так, может быть – нет, где-то прочитал и сразу поверил. Большие книги Вербера написаны в стиле комиксов, в них есть простота образов (выразительные рисунки карандашом), происходящее не перегружает голову читающего, тянется цепь событий. Это моё частное впечатление, готов переменить, если найду время и желание прочесть что-нибудь объёмное.

Пока мне достаточно коротких текстов Вербера, собранных в «Энциклопедию относительного и абсолютного знания» – коллаж из научных сведений смешанных с вымыслом: физика с метафизикой, математика с мистикой, биология с мифологией. Миниатюры. Не грозит поглощением времени читателя с риском последующего сожаления о затратах.

В больших книгах Вербера присутствуют статьи его «Энциклопедии», есть и фрагменты (в форме эпиграфов), к ней адресующие, но в самой энциклопедии отсутствующие. Словно продолжается формирование толстого тома обо всём, что попадается автору на глаза. Приём симпатичный. Миниатюру можно крутить так и эдак, комментируя, переделывая на свой лад, извлекая неочевидные смыслы. В сущности, задаётся тема, вызывающая у читателя сколь угодно далеко идущие ассоциации.

Комиксы – кукольный театр, в котором на ниточках подвешено внимание читающего. Миниатюры – вид в окне вагона, набравшего скорость: промелькнуло, видишь другое, но и прежнее продолжает жить, длиться, часть трассы.

Мелькнуло подходящее слово: «Реверберация (англ. Reverberation или Reverb) – эффект распространения звука в замкнутом пространстве, когда отражение от поверхности стен образует эхо, затем звук медленно затухает».

Годится. В порядке реверберации в замкнутом пространстве памяти и воображения эхом воспроизвожу тему «Энциклопедии» о цифрах-символах. Полагаю, Бернард не станет возражать.

«Могущество цифр» цитирую полностью с незначительными сокращениями. Нещадно комментирую. В детском состоянии ума устраиваюсь в песочнице арифметики, чтобы построить шаткое сооружение из линий и знаков, прежде чем сделать серьёзное выражение лица и заняться делами дня.

     «Своей формой цифры рассказывают нам об эволюции сознания. Изогнутые линии символизируют любовь. Горизонтальные прямые – привязанность. Пересечения – испытания».

Опущено определение вертикальных линий. Между тем, они указывают на связь того, что наверху, с тем, что внизу. На Востоке человек, вертикальное существо, считается связующим звеном, соединяющим Небо и Землю… нет, наоборот, Землю и Небо, поскольку начинается всё именно с Земли. Пока не было человека, не было Неба. Была атмосфера, да и то не сразу.

Когда возникает притяжение (влечение), траектория изгибается. Изогнутые линии свидетельствуют о любви. Иногда эти линии завязываются узлами или рвутся. Тогда говорят о несчастной любви.

С кривизной связаны важные эффекты. В телескопах зеркала и линзы (изогнутые поверхности сферической и эллиптической формы) используются для построения образов планет, они становятся видимыми в подробностях – род сближения с небесными телами. Траектории планет Солнечной системы также эллиптические – любовь к светилу, тяготение к теплу и массе, влечение, волнение.

Ноль – родственник эллипса.

    «0: пустота. Изначальное нетронутое яйцо.
      1: стадия минералов. Одна линия. Неподвижность. Появление материи. Нет изгибов любви. Нет горизонтальных линий привязанности. Нет перекрестков испытаний. У минерала нет сознания. Минерал просто есть».

Эти два знака – "0" и "1" – особенные: не числа, а символы бытия, в котором отсутствие и существование оказываются рядом. Фон и фигура.

Ноль – яйцо, из которого вылупились цифры (Рамон Гомес де ла Серна). Где цифры, там и числа. Цифры – алфавит языка чисел. На пороге математики задержимся,  закруглимся с нулём. Символ того, что есть, когда нет ничего – нечто, оно же ничто. Замкнутая кривая: любовь в себе (к себе), не выходящая за собственные пределы… которых нет.

Чтобы возник числовой ряд, нужна единица, символ присутствия. Если ноль – фон, то единица – объект, понятие, частное, выделенное на фоне. Единица и ноль связаны через внимание, находящее образ, смысл, содержание. Сознание и внимание предполагают друг друга: нет одного, не будет и другого.

Что до минералов, упомянутых Вербером, дело не в них, а в том, что любой предмет, любое явление воспроизводит (отражает) собой некий общий закон, который сам по себе нематериален. Так в кристаллах из хаоса очевидным образом проступает структура, порядок. Минералы напоминают о космической пыли, из которой возникла Солнечная система. Кристалл может быть очень мал, звёздная система милионнократно больше, а законы, в них проявленные, общие. Кристалл в мире элементарных частиц тоже система гигантских размеров.

Есть замечательный сайт, на котором можно менять масштаб присутствия, погружаясь в микромир или подымаясь в мегапространство, где звёздные системы становятся пылинками.
Что до нуля как яйца, тут не сайт, другая книга в унисон – "Кентавр" Апдайка.

Учитель-кентавр так начинает рассказ о происхождении Мира: «Наша тема сегодня, – начал он, и лица, рассыпанные в густо-зеленой тени, как лепестки после дождя, разом притихли, внимая, – происхождение всего сущего. Вначале, – продолжал кентавр, – чернокрылая Ночь, оплодотворенная Ветром, отложила серебряное яйцо во чреве тьмы. Из этого яйца вылупился Эрос, что значит… – Любовь, – подсказал юный голос из травы.– А Любовь привела в движение Вселенную. Все рождено ею – солнце, луна, звезды, земля с горами и реками, деревья, травы, живые существа».

Сущая правда: «…серебряное яйцо во чреве тьмы. Из этого яйца вылупился Эрос, что значит… – Любовь … А Любовь привела в движение Вселенную». Ноль и единица – символы женского и мужского, Инь и Ян числового ряда.

Не скучная арифметика, не минералы (песок) чисел, а цветущие сады мифологии!

Мир существует как целое в его материальности и идеальности (Земля и Небо). Отсюда вертикальная черта как единица, потенциально образующая бесконечность (отрезок переходит в прямую). Так и единица – образует бесконечный числовой ряд, дай ей только волю.

    «2: стадия растений. Нижняя часть цифры представляет собой горизонтальную линию, растение привязано к земле. Растение не может двигаться, оно раб земли, но верхняя его часть имеет изгиб. Растение любит небо и свет, им цветок дарит красоту своей верхней части».

Пропущена стадия жизни, на которой возникают микроскопические образования, что-то вроде микробов, а затем амёб. Уже в микробиологии реакция жизни на среду и есть то, что можно назвать любовью: метаболизм, обмен веществом со средой, поглощение, проникновение, необходимое приближение и неизбежное отдаление, составляющие суть любовного движения. В растениях всё это обретает зримую форму и расцвечивается чудесно (цветёт и пахнет).

   «3: стадия животного мира. Горизонтальных линий больше нет. Животное оторвано от земли. Оно может передвигаться. У цифры две кривые линии. Животное любит и небо, и землю, но не привязано ни к тому, ни к другому. Животное – раб своих чувств. Два изгиба – это два рта, один – для поцелуев, другой – для укусов. Животное – и хищник, и добыча. Оно постоянно испытывает страх. Страх остаться голодным, страх остаться нелюбимым. Поэтому оно все время находится в движении».

Да уж, страх присутствует несомненно. По поводу двух ртов возможны варианты: с одним всё понятно, а вот второй… на анатомических подробностях задерживаться не станем, довольно и того, что губы могут иметь разную форму.

   «4: стадия человека. Его олицетворяет крест. Он стоит на скрещении дорог. Первая цифра с перекрещивающимися линиями. Если ей удастся превращение, она перейдет в высший мир. От нее самой зависит, останется ли она на стадии животного (и будет жить в страхе и зависти), застынет ли на перекрестке (предоставит своим детям решать проблему вместо себя) или будет расти к высшему сознанию. Эту задачу решает сейчас человечество».

Пока человечество решает, частное лицо несёт свой крест, задумываясь о высшем мире в страхе смерти или отчаиваясь понять суть происходящего – тут на помощь приходит скорая помощь религии с изрядно потёртым саквояжем, в котором гомеопатические препараты и простые инструменты, избавляющие от необходимости думать, утешающие воображение, сколь возможно. Конкуренцию вероисповеданиям и ересям составляют новомодные "духовные" учения и метафизические концепции, рядящиеся под науку.

   «5: человек духовный. Цифра, при ближайшем рассмотрении, похожа на перевернутую двойку. Цифра верхней линией связана с небом. Кривая внизу означает любовь к земле и ее обитателям. Освободившись от … материальных забот, она приходит к пониманию … любит все человечество и жизнь вообще. Это просвещенный человек, существо, осознающее необходимость развития разума».

Ставим пятёрку существу разумному. Разумное и духовное синонимы, в данном случае.

   «6: продолжающаяся кривая, без углов, без прямых линий. Всепоглощающая любовь. Спираль, своими завитками, кругами своей духовности устремляющаяся в бесконечность. Цифра свободна от привязанности к небу и земле, от всех и низких, и высоких ограничений. Это чистый нематериальный разум. Это ангел. Это свободный вибрационный канал. Цифра представляет собой также и форму зародыша во чреве матери. Каждый раз, изображая эту цифру, мы несем ее мудрость в мир».

Хотелось бы. Число из трёх шестёрок подряд считается апокалиптическим. В механических повторах теряются смыслы, благими намерениями вымощены дороги в никуда.

Спираль – преимущественная форма звёздных систем, образующих галактики. ДНК скручена спиралью. Диалектика напоминает о движении по спирали, вытянутой во времени. Даже траектория планеты, и та не идеальный круг (эллипс), а род спирали, заполняющей трубку траектории.

Семь символов как семь планет. С Вербером закончили, но, исповедуя десятичную систему, хочу прояснить ситуацию с оставшимися тремя цифрами. К семи видимым планетам добавим три новых.

   7: сочетает горизонталь пятёрки, перенесённую в высшие сферы, и вертикаль единицы. Канал, через него законы высшего проникают в низшее. Семь цветов радуги, раскрывающие невидимое в очевидном. Число магическое.

Если шестёрка напоминает о Звезде Давида, состоящей из двух наложенных треугольников – один вверх вершиной, другой вниз – то семёрка указывает на центральную точку, вокруг которой происходит вращение (6+1). Так и с пятёркой, указывающей на центр креста (4+1). Розенкрейцеры напоминают о себе (роза в перекрестии распятия). Числа числами, а какое историческое пространство за всем этим!

   8: только изгибы, без углов, без линейностей. Восьмёрка положенная на бок – символ бесконечности. Скрученный ноль, лента Мёбиуса (односторонняя поверхность). Если изгибы символизируют любовь – тут она по кругу до бесконечности, причём невозможно различить с какой стороны находишься. Проецируя трёхмерное на плоскость листа, имеем самопересечение линии, стало быть, испытание… или эксперименты с переплетениями, что бывает в практике любви, стремящейся раскрыть все аспекты, все стороны… даже на односторонних поверхностях. Что-то магическое.

   9: шестёрка перевернута, центр спирали сместился вверх. Если шестёрка ближе к земле (в концептуальной астрологии это число ночной Венеры – знак Тельца), то девятка тяготеет к небу (число дневной Венеры – знак Весов). Для пары (символов) симметричные отношения. С участием шестёрки – поза пары.

Довольно пересыпать песок из ладони в ладонь, не написать на песке ничего долгоживущего, волна набегает и смывает линии… «мы все уже на берегу морском…»