Из книги «Сокровенное знание. Теория и практика Агни - Йоги» Е.И. Рерих:
(Стр. 67) «Наши представления о зле. Зла нет как такового, а есть лишь отсутствие добра..»
«Чтобы понять вышеприведённое утверждение о зле, нужно вполне освоиться с Восточной Мыслью и принять её первоосновы – именно, существование Единой (Абсолютной), Трансцендентальной Реальности, её двойственный аспект в обусловленной Вселенной, и иллюзорность или ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ всего Проявленного. Когда Вы продумаете эти положения, Вы поймёте, почему не может быть зла, как такового, в высшем аспекте совершенного Бытия. Несовершенство или ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ может быть постигаема лишь в вечном движении сил при существовании понятия Единой ВЕЧНОЙ РЕАЛЬНОСТИ. Вы поймите, что лишь в нашем сознании все проявления принимают ту или иную окраску; то или иное качество. Сколько сознаний, столько и ступеней познания, столько и качеств проявления».
Это только в Проявленной Вселенной то, что Едино выступает как две противоположности Дух и Материя, а в физическом мире становится добром и злом. Если добро становится основой жизни, то зло исчезает. Ему просто нет места.
«Но спустимся к ближайшим нам планам. Несомненно, в мире человеческом зло существует, и оно зародилось с первым проблеском сознания. Несовершенство сознания, при свободной воле, породило все виды зла. И понятие жертвы синхронично с первым проявлением зла. Так же правильно, что есть жертвы сознательные и жертвы бессознательные.
«Природа лишена добра и зла, она лишь следует законам, давая жизнь и радость или посылая страдания и смерть..»
… чтобы понять относительность, нужно знать, что Мир Реальности есть Вечное ЕСТЬ, и вся относительность рождается лишь при дифференциации и от бесконечных преображений или смен в вечном движении Бытия проявленного.
Разве можно назвать смертью смену одной оболочки на другую, к пробуждению к более утончённой и широкой деятельности (последнее, конечно, лишь в случае развитого и одухотворённого сознания)?
«Природа имеет противоядие для каждого яда… Бабочка, истреблённая птицей, становиться этой птицей».
Здесь надо понимать, что есть основа жизни, а есть только форма её проявления. Жизнь переходит из одной формы в другую. А мы видим в этом смерть. Мы видим всё раздельно, но всё едино, всё имеет единый корень жизни.
«… в большинстве жестокостей и неуравновесий в природе, увы, повинен, прежде всего, человек, так называемый венец её создания. Человек призван к совершенству, к сотрудничеству, к постоянному даянию, а вместо того мы видим, как он все силы употребляет на разъединение, разрушение и истребление. Человек нарушил своё сотрудничество с Природой и тем нарушил великое равновесие».