Красное платье

Елена Жуковская
Она бегала по торговому центру, звонко цокая каблучками. Будто и не было за плечами четырёх десятков лет, двух браков и двух разводов, разных нервных работ и переездов, похожих на пожары, и еще всякой всячины, сложившейся в тяжёлый багаж, который приходится таскать в своей голове.
В её сумочке антидепрессанты, настроение на нуле, и шопинг не в радость. А так хочется праздника. Она купила красное платье с оборками. Глупая покупка. В школе, где она работает, такое носить нельзя. А больше ей некуда надеть это платье. Стилисты и психологи говорят, что была бы вещь, а повод надеть её всегда найдётся. Специалистам надо доверять. А значит, следует покупать то, что нравится, невзирая на необходимость и расходы, и жизнь сама подарит случай, счастливый случай.
Она зашла в кафе, присела на мягкий диванчик у окна.
— Вы одна? Или ждёте кого-то? — спросил официант, милый юноша с фирменной улыбкой.
— Нет, никого не жду. Просто что-нибудь выпью.
Ей хотелось облепиховой водки. Неприлично пить водку белым днём, да ещё и в одиночестве. Но что же теперь делать, если хочется красное платье с оборками и облепиховую водку? Покупать платье и пить водку.
Кафе было почти пустым. Две мамочки с детьми шумно трещали и ели мороженое, несколько школьников сидели, уткнувшись в телефоны. За дальним столиком у окна толстый мужчина пил кофе и жевал пиццу.
— У вас есть облепиховая водка? — спросила она.
— Есть. Пятьдесят граммов?
— Сто пятьдесят.
— Салат, пиццу, горячее?
— Сырную тарелку.
Водка, конечно, не вино, чтобы закусывать её сыром, но она не знала меню и не хотела смотреть. Надо было доставать из сумки очки, выискивать что-то, чего совсем не хотелось.
— Водку и сыр, — повторила она.
— Хорошо, — официант кивнул и удалился.
Она внимательно посмотрела на толстого мужчину, жующего пиццу. Он ей кого-то напоминал. Всё-таки не всё она таскала за собой в голове. Были тёмные и светлые пятна в памяти. Много лиц прошло мимо, теперь трудно сопоставить их с именами. Где-то она пересекалась с этим мужчиной. Он, словно почувствовав взгляд, посмотрел в её сторону. Глаза у него были большие, круглые, припухшие, как будто уставшие или больные. Она продолжала смотреть на него в упор, пытаясь вспомнить. Он сделал жест официанту. Потом встал и пошёл к её столику.
— Марина Эдуардовна?
— Да. Простите, не могу вспомнить.
— Я ваш бывший студент. Степан Игнатов. Вспомнили? Я учился на заочном юридическом.
— Степан. Да, помню.
Она вспомнила его. Не то чтобы отчётливо, но он перестал быть тёмным пятном в памяти, обычным мужчиной за столиком в кафе. Теперь она знала, кто это. Она вспомнила, что он был старше других в группе, был женат или уже разведён и вроде бы жил у мамы, робок, небогат, работал где-то не по специальности.
— Могу я к вам присоединиться?
— Пожалуйста.
Официант подал её заказ. Принёс Степану чашку кофе.
— Я окончил университет в прошлом году. Уже давно вас не видел.
— А я уволилась пару лет назад.
— Почему?
Ей не хотелось рассказывать грустную историю о сокращении. О том, как жертвовала семьёй ради работы, но кандидатскую защитить не успела. И работа выплюнула её вслед за семьёй.
— Ушла в школу, там проще.
Степан улыбнулся пухлыми губами. Она выпила глоток водки. Говорить было не о чем. Зачем он пересел к ней, зачем заказал ещё кофе, как будто собирался остаться надолго? Что ему надо?
— Что вам надо, Степан? — спросила она.
Он опять улыбнулся.
— Ничего.
Он смотрел на неё своими уставшими глазами. В её русых волосах играло солнце, льющееся из окна. Она была хороша собой.
— Мне ничего не надо, — повторил он зачем-то.
Они продолжали изучать друг друга. Она пожала плечами.
— Вы думали, что я преподаю в университете и помогу вам с работой?
— Я юрист в агентстве недвижимости.
— Ну что ж, неплохо.
Она выпила ещё водки. Взяла с тарелки ломтик сыра. Степан молчал.
— Хорошая погода.
— Действительно. Весна.
— А я купила красное платье.
— Замечательно.
— Мне некуда его надеть. Оно с глубоким вырезом на спине и с оборкой спереди.
— Интересное платье. Может быть, вам сходить в театр?
— Да, так я и сделаю, а то скоро закончится сезон.
— У вас ещё есть в запасе пара месяцев.
Водка была почти выпита, сыр почти цел.
— У меня впереди целая жизнь, Степан.
— Я не спорю. Хотите, я приглашу вас в театр?
Она хмыкнула.
— Что, я так жалко выгляжу?
— А я?
Он не думал, что его приглашение станет для неё оскорблением.
Она, не смущаясь, продолжала:
— Вы? Я вас не знаю совсем. Даже вспомнила с трудом. Кто вы, Степан?
— Мужчина.
— Не мой мужчина. Вы наверняка моложе меня. И у вас есть жена или любовница. Или и та, и другая. Есть работа, вы сами сказали. И дети, возможно, есть. Вы уже устали от всего этого, это видно по вашим глазам, Степан. Уж я вам совсем ни к чему.
— Откуда вы знаете?
— Несложно догадаться. В моей жизни тоже много что есть или было.
— Так есть или было?
— Что-то есть, что-то было, какая вам разница?
— Вы не угадали про меня. Я живу один. У меня никого нет.
— Какой вы…
Она растерялась. А что, собственно, удивительного? И она такая…
— Никого нет? Что это значит?
— Я не знаю, как объяснить. Никого нет, и всё. Мама умерла, жена ушла, детей не было, любовницу не нашёл пока.
— Так вы ищите любовницу?
— Ну что вы, Марина Эдуардовна. Это я неправильно выразился.
— А я подумала, вы делаете первый шаг.
— Извините меня, пожалуйста.
— Идите, Степан. Моё красное платье не повод для романа.
— Как скажете.
Степан оставил на столе деньги и визитку. Наверное, у неё получилось его обидеть.
— Я надеюсь, что вы позвоните. До встречи, Марина Эдуардовна.
Он встал и, тяжело ступая, направился к выходу.
Она смотрела ему вслед. Он был совсем не в её вкусе. Лишний вес, редкие волосы, плохая одежда. Ах, Степан… Красное платье, облепиховая водка, хорошая погода… Она повертела в руках визитку и тут же достала телефон. Официант подошел, взял деньги.
— Счет или повторить?
— Ещё пятьдесят граммов.
Она прищурила глаза, номер телефона на визитке виден отчётливо. Она набрала номер.
— Слушаю вас. Алло, кто это?
Она сбросила вызов. Положила телефон на стол. Возможно, Степан догадается и перезвонит. Или решит, что это в выходной достают клиенты агентства недвижимости. Она выпила ещё водки. Телефон молчал. Она взяла сумку и пошла в дамскую комнату. Оттуда она вышла через несколько минут в красном платье с открытой спиной и оборкой спереди.
— Повторить? — спросил официант.
— Повторить.