Сергей Есенин - светлый голос русских просторов

Сергей Сиротин
Сергей Есенин – светлый голос русских просторов (1895-1925гг.)
(Лекции для…)

… Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком.
М. Горький

Сергей Александрович Есенин – русский поэт «милостью божьей». Уже первые стихи Есенина дали читателям яркое представление о Руси с её полями под луной и солнцем, в дни дождей и снегов. Родившись в срединной глубинной России, С. Есенин с молоком матери воспринял окружавший его мир: Русь со всеми её запахами, красками, звуками, - большой обжитой дом: родина, данная человеку для жизни и счастья. Строй сравнений. Образов, метафор, всех словесных средств, используемых поэтом взят из родной и понятной с детства крестьянской жизни.

Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба,
И с хреном мысленно кусаю огурцы.
За ровной гладью вздрогнувшее небо
Выводит облако из стойла под уздцы.

Русская природа, деревенский быт определяют тематику ранних стихов С. Есенина, где прелесть естественной жизни сливается у автора с горячей любовью к родине, к России. Родные места, деревня, неброская природа – всё это своеобразно объединяется в его стихах в целостное чувство прекрасного. Любовь к родному очагу, месту где родился, именно малая родина была для поэта одним из самых могучих источников всей его поэзии. Скромная пленительная в чём-то щемящая природа средней полосы России, Рязанщины, воспета им трепетно и точно, именно воспета, так стихи Есенина, настолько напевны, что легко перекладываются на музыку, для примера: «Отговорила роща золотая», «Клён ты мой опавший», «Не жалею, не зову, не плачу», «Выткался на озере алый свет зари», и ещё многие и многие тексты стихов стали известными песнями.
О чём бы не писал поэт, даже в самые тяжкие моменты наступавшего одиночества светлый образ родного края согревал его душу. Он писал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве». Слово «Русь» в творчестве Есенина всеобъемлюще и включает в себя прошлое, настоящее и будущее России. Точнее – это некая связь времён, из которой вырастал образ особенной есенинской Руси. Поэт, полностью впитав в себя народное мироощущение, стал по сути его выразителем, через собственную лирическую индивидуальность: и радость, и горе, у поэта сливались в лирический образ родной природы, выражаемый через конкретные, осязаемые и очеловеченные образы (стихотворение «Спит ковыль равнина дорогая»). Сергей Есенин не отрывал православия от жизни крестьянской России, считая, что именно оно придаёт особую самоуглублённость русскому человеку (стихотворение «Троицыно утро»), а стихотворение «Шёл Господь пытать людей в любови» - шедевр христианской поэзии.
Сергей Есенин – сложная поэтическая, даже среди поэтов, лирическая песенная натура, он, человек неоднозначной судьбы и ярчайшего дарования, отторгнутый от читателя с начала 30-х годов, вернувшийся в общественное сознание в конце 50-х, стал символом русской души, подверженной и хорошему, и плохому, находящей своё полное и адекватное выражение лишь в бескрайней шири российских просторов и неяркой красоте природы, сливающейся с ней и ставшей частью единого вечного и всеохватывающего понятия «Русь – Россия – Родина…

Спит ковыль. Равнина дорогая…
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольёт мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живётся на Руси?
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Всё равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и всё же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Всё любя, спокойно умереть!
Июль 1925

Поэма «Анна Снегина»

Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас.

Поэма «Анна Снегина» закончена в 1925 году. Это одно из лучших и светлых произведений поэта о любви и не только о ней. Сам Есенин называл это произведение лиро-эпической поэмой. Судьба её лирических героев связана не только с первым нежным чувством, но и с историческими событиями, происходящими в стране. Опираясь на свои наблюдения в поездках в родное Константиново в 1917-1920-х годах, он создал произведение, отразившее обстановку и состояние жизни, типичные для крестьянской России тех лет…
В ранней юности Сергей Есенин был влюблён в Л.И. Кашину, которая в изображаемые в поэме годы овдовела и жила в своём имении рядом с Константиновом, муж её был убит на фронте, шла Первая мировая война и Есенин не избежал мобилизации, хотя, благодаря заступничеству монаршей семьи, не был отправлен в окопы, и был оставлен при медицинском отряде. Воспоминания о первой юношеской любви, изображённые автором с непосредственностью, нежностью и чистотой отношений, бередят душу лирического героя.
Основываясь на собственном биографическом материале поэт всё же отделяет себя реального от героя лирического, поэтому переживания поэта Сергея Есенина из поэмы специально проявляются в несходстве биографических фактов и фактов сюжета поэмы.
С. Есенин ещё в поэме «Сорокоуст» выражал опасение, и оказался прав в том, что революционный город несёт гибель русской деревне, а в «Анне Снегиной» изобразил деревенскую жизнь, разлагающуюся под напором большевистских нововведений, в поэме у него проявлено критическое отношение  к этой новизне и к её местным носителям, настороженное осознание того, что из крестьянского бытия уходит что-то главное (выступление Прона Оглоблина, «булдыжника», драчуна, грубияна», собравшегося делать на селе коммуну, изображение остальных персонажей, поддерживающих его потуги.) В основном мужики у автора неодобрительно смотрят на этих горе-реформаторов. Поэт не идеализирует крестьян, но и не желает не замечать достоинств сельских жителей.
Эта поэма по своей сущности и содержательной направленности – тоска по уходящей молодости, по не получившей развития первой любви, о щемящем чувстве вины лирических героев друг перед другом, о царстве животворящей природ, «прекрасной земле», о сломе идиллических представлений автора о патриархальности и общинном единстве русской деревни. Весь лирический настрой поэмы – это полный контраст с теми уродствами, невзгодами, несоответствиями и катаклизмами, которые несёт человеку безжалостное историческое время.
Главы поэмы стали страницами лирического дневника поэта о любви, о времени, о своих переживаниях и оценках происходящего в жизни человека и общества…










































С. Серотян. Напечатано 28.03.2019