Позитивная похвала

Гадаев Алексей Вениаминович
Похвала
Похвала - это одобрение, хвала; вознесение, фимиам, похвальба, славословие, расхваливание, отзыв, гимн, панегирик, акафист, похвальное слово, хвальба, превознесение, похвальный отзыв, одобрительный отзыв, положительный отзыв, комплимент, прославление, восхваление, дифирамб, хвалебная речь, ода.
Значение
1. Положительный отзыв о ком-либо, чём-либо, высказываемое одобрение кого-либо, чего-либо
2. Награда похвала вдохновляет на великие дела. Похвала изменила жизнь многих людей. Похвала ведёт туда куда человек хочет.
Психологос
Воздействовать на формирование характера, нормальных психологических качеств ребенка можно, разумеется, не только при помощи наказаний. Эффективность наказаний будет выше, если они применяются редко и на фоне поощрений. Главное внимание родители чаще уделяют исправлениям слабостей и несовершенств в поведении ребенка. Гораздо приятнее и результативнее и для детей, и для родителей воспитание при помощи проявлений положительных эмоций, поощрений. А запреты, замечания и наказания должны стать крайними мерами.
Некоторые родители намеренно не замечают успехов и достоинств ребенка, боясь похвалой избаловать его. Но в процессе воспитания важно как наказание, так и поощрение, хотя взрослые часто не видят повода для похвалы ребенка. Если он хорошо себя ведет или научился чему-то новому, обычно это воспринимается как что-то естественное, не требующее поощрений. К тому же считается, что для похвалы ребенка родителям не требуется особых знаний и умений. Но это не всегда так. За что же и как нужно хвалить ребенка?
Похвала за усилие
Любое совершенное ребенком усилие, попытку достичь цели необходимо отмечать и поощрять. Не важно, к каким результатам он пришел, главное - отметить старание, верный нравственный поступок, поскольку для некоторых детей достижение даже невысоких результатов требует приложения больших усилий. Оставить это без положительной оценки нельзя. Тот факт, что вы оценили, пусть небольшое, достижение ребенка, принесет ему ощущение успеха, радости, удовлетворения от проделанной работы, что уже будет являться наградой.
К сожалению, родители не всегда правильно используют поощрения, действуют по логике естественных последствий: убрал игрушки - вот тебе шоколадка, получил «пятерку» - получи деньги на развлечения и сладости. В результате ребенок привыкнет выполнять какую-либо работу или стремиться к достижению цели только если за этим последует вознаграждение. Но подобное вознаграждение не всегда может оказаться под рукой, а негласные правила, установленные между вами и ребенком, будут этого требовать.
В качестве награды нельзя освобождать ребенка от выполнения домашней работы, иначе он будет воспринимать любой труд как нечто неприятное и будет лишен радости от хорошо выполненного дела. Он не должен думать, что важнее конечный результат, а не средство его достижения. Иначе внешнее поощрение будет важнее чувства внутреннего удовлетворения, получение награды - важнее радости от процесса преодоления трудностей.
Как же хвалить ребенка, чтобы он радовался не награде за выполненную работу, а самому процессу ее выполнения?
Необходимо подчеркивать, усиливать его радость от преодоления трудностей, это будет вдохновлять его, вселять уверенность в своих силах и способностях, вызывать желание достичь новых результатов. Каким же образом можно поощрять ребенка, если не подарками и не освобождением от неприятных обязанностей? В качестве поощрения можно поручить ему выполнение почетной обязанности. Например, полить цветы или помыть не очень грязную посуду.
Для ребенка это будет являться серьезной игрой, ответственным поручением, которое обычно выполняют взрослые, но теперь доверили ребенку. Он наверняка постарается оправдать это доверие, чтобы почувствовать себя «как большие».
Со временем эти поручения можно заменить другими, более сложными, которые с удовольствием выполнят дети, если вы правильно подводили их к этому, т. с. в назначении дополнительных обязанностей видели не меру наказания, а меру привилегированного поощрения, например, разрешили ребенку пользоваться домашними бытовыми приборами (пылесос, магнитофон и др.).
Также возможно поощрение путем расширения прав ребенка. Но прежде родители должны решить, доступны ли они детям данного возраста. Поощрять излишне «взрослые» права ребенка тоже не следует. Главное - добиться, чтобы этот метод повышал чувство личной ответственности и самоконтроля, утвердил те успехи, которых он уже достиг. Поощрением также может быть и благодарность.
Родители должны замечать проявленную детьми душевную чуткость, доброту к близким, высоконравственное поведение в сложной ситуации. Это необходимо для нормального развития ребенка.
Ласка, поцелуи, поглаживания в разумных количествах (не заласкивание и захваливание без учета действительных достижений) допустимы в качестве поощрений и одобрений в любом возрасте с учетом индивидуальных взаимоотношений. Перехваленный ребенок будет стараться избегать решения сложных задач, стремиться получать похвалу какими-то иными путями, ему будет трудно приспосабливаться к жизни вне семьи.
Учитывайте индивидуальность!
Выбор метода поощрения зависит от возможностей, возрастных рамок и индивидуальных качеств конкретного ребенка. При этом нужно объективно учитывать его психическую индивидуальность, тип нервной системы, темперамент и уже приобретенные личностные черты. Какие же существуют основные типы личностей и какие формы поощрения будут для них наиболее приемлемы?
Первый тип представляет собой нерешительных и боязливых детей. Они охотнее действуют не в одиночку, самостоятельно, а под руководством взрослых или более уверенного, умелого ребенка. Дети этого типа склонны волноваться даже по незначительным поводам, переживать, справятся ли они с порученным заданием. Успешно выполнив какую-то работу, они стараются заметить, что другие сделали бы это лучше. Эти дети стараются выбрать более легкую работу, опасаясь неудачи, и часто нуждаются в направляющем воздействии.
Таких детей просто необходимо хвалить и поощрять. Их достижения, даже незначительные, нельзя оставлять без внимания. Это будет внушать им чувство уверенности в собственных силах. Но при этом нужно учитывать возможности ребенка, чтобы не переутомить его частыми требованиями. К таким детям можно применять даже опережающую похвалу, чтобы укрепить в них уверенность при выполнении задания.
Дети второго типа аккуратны и ответственны до педантизма. Им хочется выполнить любое дело с максимально возможным результатом, ошибки для них не допустимы, а если такое случается - это повод для глубоких переживаний. Такие дети стараются выбирать самые сложные задания и редко признаются себе, что не способны справиться с ними. Ребенок этого типа будет требовать достижения высоких результатов не только от самого себя, но и от других. Он может затратить массу стараний и усилий для тщательного выполнения любой работы. Однако не всегда способен отделить главное от второстепенного, поэтому часто не добивается тех результатов, какие были запланированы.
Таких детей тоже следует больше хвалить, но не только при достижении повышенных результатов. Похвала для них будет полезнее на всем протяжении работы, чтобы помочь осознать основной смысл дела, его глубину. Подбадривать и хвалить надо даже тогда, когда что-то не удалось, но были совершены попытки, усилия для выполнения задания. Опережающую похвалу к таким детям применять не следует, поощрять надо лишь за конкретно совершенное дело.
Третий тип - дети, уверенные в себе. Им многое удается без особого труда. Другим для достижения тех же результатов потребуется больше сил и стараний. Поощряя таких детей, нужно опасаться, что уверенность в себе может перерасти в самоуверенность, постоянную потребность в успехе. Длительные и целенаправленные усилия могут стать для ребенка обременительными. Кроме того, достижения других, не столь значительные, он может обесценивать, относиться к ним с иронией и даже презрением. Если вы заметили, что подобное поведение свойственно вашему ребенку, хвалите его только за то, что стало результатом серьезного усилия, а особенно за помощь, оказанную им другим детям. Старайтесь поощрять любую его попытку порадоваться чужому успеху.Пословицы и поговорки про похвалу
Доброе дело само себя хвалит.
Из похвал шубы не сошьешь.
Лучше умная хула, чем дурацкая хвала.
Иная похвала стоит брани.
Похвала в глаза хуже пощечины.
В хваленой капусте много гнилых кочней.
Не хвали в очи, не брани за глаза.
Нынче покорю, а завтра похвалю.
Похвала в очи — хуже порчи.
Похвала молодцу — пагуба.
Похвали дурака, а он и рад.
Похвальное слово гнило бывает.
Похваля продать, а хуля купить.
Похулить грешно, а похвалить не за что.
Похвалы не кормят, не греют.
Безмерная хвала чести вредит.
В хваленой капусте много гнилых кочаньев.
Хвали день к вечеру, а жизнь — при смерти.
Не хвались серебром — хвались добром.
Хвалился, хвалился, да от вранья и повалился.
Хвалил лес волка, что вертит хвостом ловко.
Чего хвалить не умеешь, того и не хули.
Хвали горку, как перевалишься.
Всякий барин свою милость хвалит.
Не хвались родителями, а хвались добродетелями.
Из похвал шубы не сошьешь.
Соли — не пересаливай, хвали — не перехваливай.
За боевое дело жди похвалы смело.
Не за свежесть лица хвалят бойца.
Доброе дело само себя хвалит.
Не хвали сам себя, пусть народ похвалит тебя.
Хвали день до заката.
Хвали другу чужую сторону, а сам ни ногой.
Хвали рожь в стогу, а барина в гробу.
Хвали сон, коли сбудется.
Хвали утро вечером.
Хвалить — не нанять, хулить — не унять.
Хвалу, и честь, и славу — и дурак любит.
Хваля другу невесту, а сам к месту.
Хвалят меня, так: прибывает ума, хулят меня, так убывает ума.
Хвалят на девке шелк, коли в девке толк.
За добрые дела всегда живет похвала.
С похвал голова вскружилась.
Хвалят — не гордись, учат — не сердись.
Хвала — первая порча.
Хвала в очи хуже порчи.
Хваленого берегись пуще хаянного.
Хвалят, да не платят.
Нехваленая девка дороже хваленой.
Не хвали себя, а старайся, чтобы другие хвалили тебя.
Лучше умный упрек, чем дурная похвала. (лит)
Глупого похвала портит. (балкар)
Хула убивает, похвала возвышает. (кирг)
Лучше умный укор, чем плохая похвала. (укр)
Похвала поддерживает, дурной отзыв убивает. (кирг)
Плохое хвалить не за что, хорошее не за что хаять. (морд)
За хорошее дело хвалят, за плохое — хают. (морд)
Если человека недостаточно знаешь, то не хвали его и не осуждай. (абхаз)
Не хвали красоту джигита, хвали его дела. (казах)
Хвалить себя — смерти подобно. (казах)
Ругать хорошо поучая, хвалить — по делу. (морд)
Что нельзя хвалить, то не хвали. (морд)
Похвалу каждый любит. (морд)
Чем слышать хвалу глупого, лучше слушать хулу умного. (башк)
Брод хвалят после того, как переправятся. (груз)
Зря похвалишь — человека испортишь. (марийск)
Не хули то, что сделал, не хвали то, что делаешь. (морд)
В глаза не хвали, а за глаза не кори. (чуваш)
Умный себя не хвалит. (морд)
Не торопись себя хвалить, дождись, пока другие похвалят. (карел)
Если тебя хвалят, то ты не хвались. (белор)
Пусть того молния спалит, кто сам себя хвалит. (белор)
Горделивый хвалит коня, чванливый хвалит себя. (тувинск)
Не хвали себя языком, а хвали делом. (морд)