Психологический климат России

Евгений Радомысельский
25.03.2019  В последний понедельник марта я включи радио и услышал интересную передачу «Пулковский меридиан» Санкт-Петербургской ГТС с ведущей программы  Татьяной Трубачевой.  Передача из цикла "Диалоги о здоровье нации" (участник: доктор психологических наук, почетный профессор Университета имени Зигмунда Фрейда, ректор Восточно-Европейского института психоанализа М.М.Решетников. По следам Международного конгресса о психическом здоровье нации).
Вопросы психологического здоровья нашего народа, и прежде всего нашей администрации, меня давно интересовали; вы можете посмотреть мои статьи «Знание свойств людей - тайна?», «Тайное знание. Простые истины.»  Я с большим удовольствием прослушал беседу Михаила Михайловича Решетникова (моё сокращение М.Р.) с Татьяной Трубачевой (Т.Т.).
Кстати, все желающие могут прослушать эту запись «Пулковского меридиана» от 25.03.2019 на сайте:  «Радио России - Санкт-Петербург».
Приведу некоторые выдержки из этой беседы, которую я постарался, возможно, точнее перевести в текст:
М.Р:… у нас, я бы сказал, постыдно мало психотерапевтов. И наш известный коллега Иван Иванович Курпатов недавно подсчитал, что на сегодняшний день в 140 миллионном населении России действует всего тысяча четыреста психотерапевтических кабинетов на всю страну.
Т.Т.: Хотя, по идее, они должны быть в каждой школе. Желательно на каждом предприятии. И в серьёзном учреждении.
М.Р.: Я не соглашусь. Нет. Вы понимаете, психолог или психотерапевт, который работает в школе, его рассматривает и руководитель учреждения и директор школы, как ещё одни его глаза и уши. Боролись, и сейчас это начало уже внедряться, что психологические службы должны быть вынесены за пределы тех учреждений, где работает психолог. Чтобы ребёнок шёл не к школьному психологу, а к межрайонному психологу. И этот межрайонный психолог мог повлиять, ну скажем, на учителя - садиста, а такие попадаются в школах, не уважающего детей, такие тоже попадаются в школах. Так что эта проблема очень важная. Но одно не исключает и другое: наличие межрайонного психолога и внедрение психологической службы в школах, вузах, то, что делает сейчас министр образования, есть такое постановление, что в каждой школе должен быть психолог. Они, правда, объясняют это необходимостью повышения толерантности, снижения агрессивности. Я думаю, что это не самый важный фактор. Психолог, вообще, должен заниматься  психологическим климатом. Это касается, прежде всего, отношением между педагогами и учащимися, отношением педагогов друг с другом, формирования коллективов.
Вот, я руковожу своим коллективом 29 лет. За 29 лет я дважды был вынужден после испытательного срока с человеком расстаться. Причём это были не алкоголики, не прогульщики и не плохие работники. Они, просто, не вписывались в коллектив. А вписаться в коллектив - это самое важное. Вы создаёте что-то, что должно действовать, как единый организм. (Будем считать, что Михаил Михайлович не проявил произвол в этом вопросе, а помог уволенным, указав им, какие сложности их ожидают. Е.Р.)
Т.Т.: Михаил Михайлович, по моему, месяца два назад,  в прессе проскочило сообщение, что один из депутатов Государственной Думы выступил с инициативой создания комитета министерства по психологическому климату в России. Наверное, у вас тоже есть эта информация. Вначале я воспринимала это как некую шутку, а вдумавшись глубже, решила, что это может быть очень важно, на самом деле. … Так давайте поговорим о том, как психологи, психотерапевты и психиатры стоят на страже психического здоровья. Нужен ли нам комитет или министерство по психологическому состоянию общества? Вот видите передо мной статья "Психологическое состояние российского общества - тревожное".  Но я думаю, что Вы лучше меня сможете объяснить, есть ли у нас поводы тревожиться о психологическом состоянии общества?
М.Р.: Есть поводы тревожиться. И, как не странно, Вы затронули ту тему, о которой мы давно говорим. Ведь на сегодняшний день у России действуют порядка 200 000 психологов. Есть психологическая служба МВД, пограничных войск, федеральной разведки, МЧС, и т.д., и т.д.
А это огромное количество психологов не имеет единого методического центра. Т.е это не психологи министерства здравоохранения и не министерства образования - и не известно к чему относятся. В нашей службе психологической, которая активно развивается, по сути, нет головы. Нет "генерала", который бы направлял методически и организационно и решал бы все проблемы.
Т.Т.: Он бы формировал бы политику в этом направлении, ведь это очень важно.
М.Р.: А что касается психического здоровья, то по данным Юнеско 11 или 13 года в современной Европе, примерно 1/3 населения страдает субклиническими и доклиническими психическими расстройствами: депрессии, психопатии, неврозы, психастении.
Т.Т.: Психозы?
М.Р.: Нет. Психозы - это другая категория. Т.е. примерно 160 млн. человек. Одна треть - это каждый третий. Вторая цифра: известно, что люди, страдающие психическими расстройствами, даже субклиническими в 20 раз чаще берутся за оружие, для решения своих проблем. И то, что мы наблюдаем в Европе, то же самое есть и у нас. Мы тоже часть Европы, часть мирового сообщества. И то, что нам пытаются построить "железный занавес", который мы разрушили, а теперь они его строят, ничуть не меняет ситуацию. Мы всё равно часть Европы, а может быть, со временем станем лидером Европы. Вот эта проблема, которая стоит очень остро, это проблема озлобленности и эта проблема имеет очень глубокие корни. По этому поводу мой американский коллега профессор Джеймс Фогс, давая интервью российской газете, сказал так, что в современном мире накопилось очень много несправедливости. Человек чувствует себя одиноким, не нужным, не принимаемым, не выслушанным, не любимым, отторгаемым миром. И он хочет мстить не кому-то конкретному, а всему миру, враждебному. И он далее говорит, что выбирая между суицидом и расстрелом других, он не редко выбирает и первое, и второе. Сотни случаев в американских школах и колледжах, буквально это происходит раз в неделю. И у нас тоже это явление появилось. Заразительное явление. Я напомню Вам, что когда произошёл случай с Виноградовым,  в интернете появилось около 200, насколько помню, поддерживающих его поступок, и что нужно со всеми, кто тебя не любит поступать точно так же.
Т.Т.: Виноградов - это тот, кто пришёл в офис и расстрелял своих коллег.
М.Р.: Да, да. Это московский случай. Такие случаи, конечно, должны изучаться. И здесь мы приходим к ещё одной проблеме: ведь Виноградов - образованный, воспитанный, интеллектуальный молодой человек. И я несколько лет назад поставил другую совершенно проблему: субъекты высоких технологий. Я имел в виду, что это человек, который управляет воздушным лайнером. Помните немца, который покончил с собой, и взял с собой 219 пассажиров, направив самолёт в гору. Это субъект высокой технологии.
Т.Т.: Я напомню, что он был лётчиком.
М.Р.: Да, он был лётчиком. Причём исхитрился. По уставу не положено, чтобы в кабине оставался один человек. Он хитростью выгнал всех из кабины, заперся и совершил свой акт, якобы само возмездия и мести всему сообществу. Так вот это субъект высоких технологий, который имел 219 человек на борту. А если бы он был оператором атомной станции, или пусковой ракетной установки, или плотины, или московского водохранилища. Вот это те люди, которых психологи должны не просто изучать при приёме на работу, как это бывает с полицейскими, а в полиции это проблема номер один. Вы не знаете об этом. Там огромная текучка кадров. И огромное количество суицидов.
Т.Т.: Выгорает человек на этой работе.
М.Р.: Ну, в первых, существует такое психологическое мнение, что существуют профессии, куда идут люди, имеющие склонность к реализации агрессии.  В эту категорию включают, как ни странно, Вы будите, удивлены, забойщиков скота, воспитателей детских садов и младших классов, где все вокруг подчинены и полицейские, в первую очередь.
Т.Т.: Мне ещё вспоминается "Полёт над гнездом кукушки". Помните там старшую медсестру.
М.Р.: Да, да. И везде такие люди есть. Так вот, их надо не только отбирать. Обычно психолог появляется только на этапе отбора на работу, а он должен постоянно этого человека сопровождать, чтобы видеть, как он меняется в процессе работы. Какое у него сегодня настроение. Знаете, удивительно, в аэропортах Израиля, сейчас появились специальные системы, которые по подвижности глаз, по температуре тела, по красноте лица смотрят кто находится в неуравновешенном состоянии. Вот такие установки должны стоять на всех авиационных службах, где отдыхают пилоты, на всех службах, где занимаются атомными станциями, на всех случаях, где занимаются электростанциями в том числе. Я Вам напомню, что Саяно-Шушенская ГЕС, где произошла кошмарная авария, обошедшаяся нам в несколько млр. рублей на восстановление. За 4 года до этого психологи писали, что люди боятся работать на этом блоке, потому что он идёт в разгон, начинается скрежет, срываются болты. Но им говорили, что есть план по подаче электроэнергии.
Т.Т.: А этот блок уже "сходил с катушек", говоря обыкновенным языком.
М.Р.: Психологов не услышали. То, что людям страшно - это не главный фактор. А в итоге, тогда замена блока обошлась бы нам тысяч 500, ну млр-д и без жертв. А так мы имели огромное количество жертв в кошмарной трагедии для всей страны. И восстановление - несколько десятков млр.
(Должен заметить, что действия администрации, ответственной за ремонт и эксплуатацию ГЭС, должно подпадать под  УК РФ Статья 293. Разделы 1.1 и 3. Но, предусматривает слишком мягкое наказание. По моему мнению. Е.Р.) Источник: http://stykrf.ru/293
М.Р.: Вот так, ведь психологические проблемы только на первый взгляд, кажутся простыми, лёгкими.
Т.Т.: Кажутся индивидуальными, а ведь они имеют общий масштаб.
М.Р.: Есть общегосударственные проблемы. Я с большим уважением отношусь к нашему президенту, который восстановил национальную гордость, национальное самоуважение, а вот только пока у нас не вошло в разряд первоочередных задач - это восстановление чувства Родины. У наших депутатов, у нашего правительства, у наших бизнесменов, у наших олигархов и у народа  - это 3 - 4 разных Родины. Нет единства. И это очень мощная психологическая проблема.
Т.Т.: И очень раздражающее явление нашей жизни. Я, вот помню очень давно, когда мы с Вами участвовали в моих прямых эфирах, я надеюсь, что это всё-таки возобновится. Вы очень хорошо тогда сказали что нет таблетки, чтобы сделать себя счастливым. И нет такой прививки, чтобы привить чувство любви к Родине. Это, наверное, процесс очень длительный. Вспомнилось про Зощенко. Он ведь не был против советской власти. Ему ведь в целом не нравилось устройство мироздания. Вот так как-то. И вот сейчас таких людей очень много. С другой стороны я смотрю, я не маленькая девочка. Я жила при советской власти, воспитывалась, училась в школе и в университете. Работала долго, в этих, скажем, структурах, но простите, но не было такой агрессии, не было такой алчности, не было такой циничности и прагматизма. И, как-то, можно было ожидать, что тебе протянут руку помощи. Сейчас с этим всё труднее и труднее. И, плюс, чувство социальной несправедливости, которое угнетает людей, пожалуй, больше всего на свете.
М.Р.: Я тоже человек советский и остаюсь советским человеком. Я с большой ностальгией воспоминаю наше советское прошлое. Я могу сказать, что я был успешным и в то время, и, может быть не скромно, но скажу что если ты специалист, ты в любое время будешь востребован. Кем бы ты ни был: каменщиком, столяром, профессором, диктором радио, радио-журналистом, вернее будет сказать, но я ни за что не хотел бы дожить в Советском Союзе. Жизнь стала интереснее, жизнь стала свободнее. Жизнь стала перспективнее, особенно для тех, кому сейчас 18-20-30 лет.

Некоторые математические подсчёты, сделанные из данных, сообщённых М.М. Решетниковым, в отношении агрессивной  части российских мужчин России в возрасте от 20 до 49 лет и не живущих в Москве и Санкт-Петербурге.
Мужская часть населения в возрасте от 20 до 49 лет по России на 2017 год примерно 31250 тыс.
Без Москвы и Санкт-Петербурга, это примерно 72%, т.е.  22500 тыс
Будем считать, что агрессивными являются одна четвёртая часть, т.е. 5625 тыс. человек.
Много ли это?  Численность РККА   к осени 1920 года составила  5,5 млн чел. При хорошей организации и управления это была мощная, непобедимая сила, которая обеспечила победу большевиков на всей территории России.

Ведущая передачи «Пулковский меридиан» Татьяна Трубачева упомянула в передаче, важную для понимания психологического здоровья нации статью "Психологическое состояние российского общества - тревожное". Но в беседе, ведущей с М.М. Решетниковым, не прозвучала информация по ней, то я решил познакомить читателей с её автором и её содержанием.

Это статья военного аналитика, полковника запаса Вячеслава Петрова (1954 г.р.). Сфера научных интересов В. К. Петрова: проблемы устойчивости социальных систем; организационные аспекты управленческой деятельности; основы, методология и практика информационно-аналитической работы; современные информационные и аналитические технологии; научный информационно-аналитический мониторинг информационных объектов. Он автор 9 монографий, учебных пособий и учебников, более 60 научных докладов, более 700 статей и публикаций, учебных курсов и семинаров по проблемам устойчивости государства. Публикации используются во многих центральных ВУЗах России.

Статью привожу в сокращённом варианте для ознакомления с читателем. В полном варианте можно прочитать самостоятельно.
Не полное цитирование статьи В. Петрова:
 "
    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА – ТРЕВОЖНОЕ.                29.12.2016. 

Многочисленные исследования и социологические замеры, проведенные российскими и зарубежными учеными (социологами, психологами, обществоведами, политологами) на протяжении последних тридцати лет, свидетельствуют о наличии серьезных проблем в советско-российском обществе (напомним, что Россия де-юре является правопреемницей Советского Союза).
И российская экономика, и российская политика, и практически все сферы жизни общества находятся сегодня в переходном периоде. В глубинке в нем еще сохраняются отдельные черты советского уклада жизни. В целом же психологическое состояние российского общества можно охарактеризовать как тревожное: значительная часть населения страны утратила ориентиры будущего, вынуждена жить «одним днем», а точнее – выживать. По данным специалистов Института психологии РАН, в России так называемый «композитный индекс», вычисляемый из нескольких статистических показателей (количества самоубийств, психических заболеваний, убийств, разводов, социального сиротства, смертности от болезней нервной системы и органов чувств и т.д.), сегодня ниже аналогичного показателя не только западноевропейских стран, но и Белоруссии и Украины. (Данные до 2016 г. Е.Р.)
Более того, российские психологи (см. А.В. Юревич, М.А. Юревич «Нравственность современного российского общества: психологический анализ». М.: ИП РАН, 2013) оценивают динамику изменения психологического состояния российского общества как негативную. По их мнению, «нашему обществу в значительной мере свойственны такие характеристики, как агрессивность, апатия, безыдейность, бесправие, беспринципность, бесцеремонность, враждебность, грубость, жестокость, ксенофобия, ложь, наглость, насилие, невоспитанность, пустословие, сквернословие, хамство», а «наиболее выраженными отрицательными характеристиками современного российского общества являются алчность, меркантильность и эгоизм». Понятно, что нарисованная ими картина носит сугубо обобщенный, не учитывающий индивидуальные различия и многие другие нюансы.
Глубокий психолого-моральный кризис российского общества заставил отдельных экспертов заговорить о формировании в нем «консорциумов зла», состоящих не только из людей, систематически нарушающих нормы морали, но и идеологов такого нарушения, предпринимающих порой небезуспешные попытки оправдать его в общественном сознании, что, в свою очередь, ведет к «экстремализации зла», к появлению более радикальных форм его проявления. При этом безнравственное поведение становится нормой, дополняется антинравственным поведением как не просто нарушающим нравственные устои, но и имеющим целью их разрушение. В результате в восприятии действительности у значительной части наших соотечественников, в особенности представителей молодого поколения, стирается грань между «добром» и «злом» как основа нравственного сознания и поведения. Как здесь не вспомнить случай, произошедший с выдающимся русским философом Владимиром Соловьевым во время его путешествия в Африку. Будучи там, философ поинтересовался у местного аборигена, в чем разница между «добром» и «злом». Ответ его поразил: «Зло, — сказал абориген, — это когда на меня нападает сосед, избивает до полусмерти, отбирает мой скот и мою жену, а добро — это когда я нападаю на соседа, избиваю его до полусмерти, отбираю его скот и его жену». Неужели в самом деле подобная прагматичность представлений об этих важнейших моральных категориях характерна и для современной России? Если это так, то становится страшно.

Так, почему же такое стало возможным на фоне постоянно декларируемой властью политической и экономической стабильности? По мнению экспертов, на психологическое состояние нашего общества в большей степени оказывает влияние не «размер общего пирога», а справедливость (или несправедливость) его распределения, которую можно оценить по так называемому «индексу Джини», учитывающему соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения. Россия сегодня с показателем 42,2 занимает первое место среди стран с развитой и переходной экономикой (для сравнения Украина – 27,5, Беларусь – 27,2, Казахстан – 26,8). (По данным Википедии на 2016 г. указанный коэффициент для России составляет 0, 414 или 41,4% Е.Р.)
Если уж мы коснулись печальной статистики, то и продолжим ее. По числу убийств и по смертности от отравления алкоголем – наша страна занимает первое место в Европе и СНГ, от дорожно-транспортных происшествий – третье, по числу самоубийств уступает только Литве, по продолжительности жизни  – последнее месте среди стран с развитой и переходной экономикой. По естественному приросту населения Россия находится на одном из последних мест в Европе, по числу разводов – на первом месте, а по индексу коррупции за 2013 год Россия – на 133 позиции в мире (из 176 возможных).

Пожалуй, главное, что определяет психологические проблемы современного российского общества – это чувство социальной несправедливости, социальной незащищенности, отсутствия личной безопасности, неуверенность в завтрашнем дне; утрата смысла жизни и жизненных перспектив. Отсюда и широкое распространение тревожности, депрессии, фобий, безразличия к происходящему, повышенная агрессивность, нравственная деградация, криминализация сознания, конфликт поколений. В итоге, свобода понимается как вседозволенность.

Приходится констатировать отсутствие в современном российском обществе консолидирующей и возвышающей общественной идеи, девальвацию нравственных ценностей и традиций, экспансию суррогатов культуры на фоне ее коммерциализации.

Эксперты отмечают, что чувствительность и требовательность граждан к психологической атмосфере в обществе, а также критичность к происходящему нарастают по мере удовлетворения их материальных потребностей. Это согласуется с теорией мотивации видного американского психолога Абрахама Маслоу, которая гласит, что неудовлетворенность основных материальных потребностей вынуждает концентрироваться именно на них, оттесняя на второй план психологические проблемы.

Аналогично предположить, что данная закономерность применима и в отношении социально-политического состояния общества. При этом важнейшее значение приобретает дефицит смысл жизненных ориентаций у значительной части населения, прежде всего, отсутствие внятной национальной идеи, что также предопределяет рост массовой неудовлетворенности происходящим у членов общества. Если цель жизни состоит лишь в выживании и удовлетворении первичных материальных потребностей, то их отсутствие переживается индивидуумами более остро, а такие «психофизиологические» факторы, как отношения в семье; дружба, общение; личная безопасность и безопасность семьи; состояние здоровья человека и членов его семьи уходят на второй план. Человек, поставленный в такие условия, так же мало интересуется и озабочивается экономической и политической ситуацией в стране; творческой самореализацией на работе и вне работы; социальной инфраструктурой и экологией.

Анализируя негативные процессы, происходящие в психосфере российского общества, эксперты отмечают, что с ростом свободы в обществе у его членов высвобождаются не только лучшие, но и худшие качества. Даже у тех, кто не поддался негативным тенденциям, неблагоприятные изменения окружения вызвали значительное ухудшение психологического состояния, прежде всего, в виде потери чувства психологической безопасности. Поразительно, но даже некоторые позитивные качества, которые, казалось бы, должны были проявиться в результате реализации либеральных реформ и приобретения людьми большей свободы, становятся редкостью. Речь идет, например, о таких качествах как интеллектуальность и креативность, которые (как показывает опыт зарубежных стран), как правило, наоборот, стимулируются рыночной экономикой. Эксперты увязывают это со спецификой отечественного варианта рыночной экономики, с ее не инновационным, а спекулятивно-сырьевым характером.

И вот, наконец, в декабре 2012 года президент России Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию произнес то, о чем много лет говорили эксперты – о необходимости развития в стране духовных ценностей, культурного и нравственного подъема: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи — дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились». Предстоит многое сделать и власти, и обществу для того, чтобы эти слова превратились в действительно стратегически важное заявление. А для этого необходимо, чтобы преобладающим типом личности в российском обществе стал, по выражению философа Питирима Сорокина, не «агрессивный эгоист» с его агрессивно-стяжательной установкой, который препятствует созданию инновационной экономики, а «созидательный альтруист», способный коренным образом изменить в лучшую сторону психологическое состояние нашего общества. " Конец цитаты. Текст скопирован с сайта lawinrussia.ru.

Считаю нужным скопировать для знакомства читателей критику на статью В.К.Петрова  Тахира Адамовича.
Он  возражает автору статьи  25 октября 2016  00:59

«В этот период (Последние 14 лет. Е.Р.) наоборот наблюдается  моральный, духовный, нравственный и экономический подъем России.   Об этом говорят: многочисленные социальные  программы, направленные на улучшения морального, духовно-нравственного  положения в стране в целом, улучшения качества жизни, да! Да! Именно улучшения жизни, это видно по производительности труда, занятости населения,  увеличению спроса в различных сферах товаро-потребления  в улучшении демографического климата итд.   .Что касается нравственной и  психологической не устойчивости, озлобленности, грубости, жестокости, то это  можно отнести к Западу и Европе с их желаниями узаконивания однополых браков, лояльности некоторых политических партий к педофилии, возросшая наркомания, жестокое обращение с детьми, банкротство целых городов, суицидального настроения среди гражданского населения в силу    не платежа способности   по кредитам  или по каким либо обязательствам. Итд (список проблем можно продолжить) Да, вынужден, к сожалению,  признать, что в нашей стране есть проблемы указанные в вашей статье, но, эти проблемы остро прослеживались, период конца 80г до начала 2000г. На данном этапе мы идем путем социального оздоровления общества и это очевидный факт ГОСПОДА.  Будьте оптимистами а не нигилистами».  Конец цитаты.

Евгений Радомысельский: –  Очевидно что В. К. Петров и Тахир Адамович оперируют данными о разных структурах. Петров обо всей России в целом, а Адамович о более благополучных Москве и Санкт-Петербурге.

В этой компилятивной статье я хотел бы затронуть и правовой вопрос о возможности государства влиять на свойства населения. По этому поводу я прочитал очень интересную публикацию ректора Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, член-корреспондента Российской академии наук, академика Российской академии образования Александра Сергеевича Запесоцкого.
Хотел сократить, но статья настолько цельная и интересная, что оставил без изменений.
   
  Парламентская газета:«  Запрет идеологии в Конституции — вредное недоразумение

  Полагаю, что возобновившаяся в последнее время дискуссия о целесообразности запрета идеологии в Конституции России не случайна. Проблема идеологии становится одной из самых серьёзных в развитии страны. Читаем 13-ю статью Конституции: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Странно. Так уж и никакая? И ни для кого не может быть обязательной?
   Идеология — это система идеалов, ценностей, взглядов и убеждений, посредством которой личность выражает своё отношение как к существующей социальной реальности в целом, так и к конкретным её аспектам. Та или иная идеология лежит в основе любой человеческой деятельности. Деятельность невозможна без целей, а цели человек вырабатывает на основе идеологии.
Государство без целей? Государственные чиновники, действующие вне общепринятой системы идеалов, ценностей, взглядов и убеждений? То есть один может, к примеру, Родину считать ценностью, а другому — не обязательно?
   Очевидно, что никакое государство без идеологии существовать не может. Сама российская Конституция — идеология, воплощённая в законе. И все другие законы содержат в себе идеологию. Государство, способ его построения и механизмы функционирования — тоже идеология, воплощённая в реальность. Уже с этой точки зрения Статья 13 — отрицание Конституцией самой себя. Идеология в России — нечто, что существует, но не может быть названо своим именем. Вредная ситуация.
Если идеология в обществе не сформулирована, не артикулирована, не записана, существует «по умолчанию», то она и не может обсуждаться, оспариваться, сравниваться с другими идеологиями, совершенствоваться. Нечто вроде возврата к первобытному (бессловесному) обществу.
    Между тем в ходе многовековой эволюции в мире сложилась практика, при которой общество оформляет свои интересы в виде различных идеологий и на этой основе формирует политические партии. В конкуренции идеологий те или иные партии побеждают и приходят к власти, осуществляя в дальнейшем соответствующую своей идеологии политику от имени государства, имея на то «мандат» от большинства членов общества. Победа партии на выборах имеет смысл потому, что в результате именно её идеология должна реализовываться государственным аппаратом.
Принципиально важно, что организация жизни государства и общества невозможна только принятием законов (называемых в социологии жёсткими регуляторами), так как наряду с ними должны существовать ещё мораль, нравственность, совокупность культурных кодов (мягкие регуляторы), также основанные на идеологии. Победа партии на выборах означает в современном развитом государстве не только возможность принятия парламентом законов, соответствующих её идеологии, но и обязанность чиновничества вести себя в соответствии с мягкими регуляторами этой идеологии.
   Задачу выработки и совершенствования национальной идеологии всегда берёт на себя элита. Народ же оценивает результаты, принимает их или не принимает. Если элита успешно справляется со своей обязанностью, в стране наступает период устойчивого социально-экономического развития. Не справляется — страна попадает в беду.
   Принятие Статьи 13 Конституции РФ связана с «желанием учесть горькие ошибки прошлого и поставить конституционные барьеры для волюнтаризма какого-нибудь нового «ЦК КПСС», исключить чью-либо монополию на идеологическое развитие страны.  …Статья 13 понималась правоведами тогда и как гарантия гражданских свобод, исключающая преследования людей за их убеждения. Что, безусловно, и сейчас очень важно.  Однако в итоге на сегодня получился запрет на поддержку государством какой-либо идеологии вообще, полное формальное устранение государства из сферы идеологии».
    Формально получается, что никому нельзя иметь никакую идеологию, кроме отдельно взятого человека. Только откуда он её возьмет — непонятно. Как известно, идеология по наследству генетически не передаётся. Если следовать данному пониманию 13-й статьи на практике, то газеты могут печатать только законодательные акты, инструкции по садоводству и применению стирального порошка, а вузы и школы — преподавать только естественно-научные знания. Впрочем, и это под вопросом. Ведь строение Вселенной, представления о материи и теория эволюции — тоже идеология. Что примечательно: чиновники, действующие в рамках 13-й статьи, не имеют права руководствоваться в работе своими моральными принципами!
    Вот что пишет по этому поводу видный правовед А.И. Александров: «В действительности запрет государственной идеологии является не чем иным, как запретом любой пропаганды со стороны государства, запретом целенаправленной пропаганды гуманистических, общечеловеческих ценностей через структуры органов государственной власти, через учебные и воспитательные учреждения, что вызывает негативные последствия: правовой нигилизм, рост преступности, вытеснение общественного правосознания общественным криминальным сознанием». В общем, интересное получилось у нас в стране конституционное закрепление роли идеологии. Глубоко оригинальное. Нет такого больше нигде и ни у кого. " Конец цитаты.

Текст скопирован:
   Таким образом, мы с Вами, дорогой читатель видим, что понятия идеологии, свойства населения, социальные порядки, политика и экономика России и психологическое состояние российского общества тесно связаны. Чтобы улучшить психологический климат в РФ надо вносить изменения во все связанные с ним элементы нашего общества.

   И на последок, разрешите «угостить» Вас, дорогой читатель цитатой из замечательной книги «Коррекция» нашего современника и автора, размещающего свои книги на Прозе.ру Геннадия Ищенко.


 В романе «Коррекция» автор рассматривает будущность капиталистической России.   Приведу краткую выдержку из книги:
Алексей (главный герой, разговаривает с  профессором истории, зав кафедрой Университета будущего Валентином Серегиным)
Он рассказывает, что будущее России ему не понравилось:

  " …людям не оставили ничего, кроме работы и потребления, а человеку этого мало! Большинство разочаровано в религиях, а никаких других идей вы им не предложили. Вкалывай, чтобы заработать больше денег, и тебе воздастся! Будешь больше и вкуснее есть …. Ну и чем-нибудь еще, что у вас придумано для развлечения. И так всю жизнь! Отсюда и все эти секты с их извращениями, и бегство в наркотики, и молодежный экстремизм! Вы не даете людям идей, и они пытаются найти их сами.
…Какой у вас прогноз по будущему?
– Плохой у меня прогноз, – вздохнул Валентин (историк далёкого будущего). – …идея абсолютной личной свободы действуют на человеческое общество разрушительно. На Западе к тому времени лет тридцать с пеной у рта боролись за права человека, совсем забыв, что у него, помимо прав, должно быть и много обязанностей. А идеи равенства и социальной справедливости были похоронены хозяевами мира еще раньше. Вы видели наши учебники истории, Алексей?
– Видел. (Они лишь краткое перечисление исторических событий) Это делается специально?
– А вы как думали? Те, кто на вершине социальной пирамиды, сами не слишком блещут интеллектом. Они считают, что болванами управлять гораздо легче. В общем-то, правильно считают. Беда в том, что когда таких болванов становится слишком много, то общество становится неуправляемым. И мы к этому опасно приблизились. … Легче закрыть глаза на проблему и ничего не делать. Все как-нибудь утрясется само, а если не утрясется, есть еще армия. Правители на этом не раз обжигались. Ведь что такое армия? Часть того же народа... Не всегда и не все можно решить силой, но попробуй это объяснить тем, кто уже забыл, что можно править иначе. …" Конец цитаты.

  Будем надеяться, что будущее России будет светлым и радостным, если к власти придут такие герои, как в утопиях Геннадия Ищенко.