Преодоление концертного волнения у юных вокалистов

Каролина Белицкая
Аннотация.
Разберем, что значит термин "концертное волнение", как это сказывается на детском вокальном творчестве. Подберем методы  работы с юными вокалистами на занятиях. Рассмотрим различные способы и упражнения, по снятию психологических зажимов в смоделированной концертной ситуации, и механизм их действия.
 
Каждый педагог согласится, что самое главное в концертно - исполнительской практике юных вокалистов, это развитие навыка эмоционально- волевой регуляции.
Этому вопросу посвящено довольно много литературы. Но она в большинстве своем отражает музыкально  исполнительское искусство в музыкальных школах. Но мало,  кто затрагивает тему концертного волнения именно у ребят - вокалистов. А это очень важная тема, которая затрагивает все студии и школы по обучению вокалу.
Чем отличается концертная вокальная деятельность ребенка от концертной вокальной  деятельности взрослого? Только количеством выступлений!
Если взять к примеру исследования сценического волнения проведенного Л.Л. Бочкаревым, где были задействованы молодые исполнители на международных конкурсах, то специалистом выведена формула, что при подготовке разных возрастных групп концертному исполнительству, к каждой из них требуется индивидуальный подход. Цели и условия начального обучения по вокалу существенно отличаются от целей и условий профессиональной вокальной деятельности, в связи с этим и методы подготовки разных возрастных групп требуют коррекции и творческого подхода.
Обучение вокалу в студиях должно быть построено таким образом, что обучающиеся должны систематически выступать на сцене, независимо от способностей, желания и целей обучения. Педагог по вокалу должен создавать специальную среду для успешного выступления на сцене любого ученика,  общительного, рвущегося на сцену или замкнутого, боящегося ее.
Феномен "Концертного волнения"  давно изучается и сопряжен с рядом трудностей в диагностике. Анкетирование, наблюдение, или инструментальное  измерение физиологических реакций организма нарушает целостность репетиционной подготовки к концерту исполнителя. Перед выступлением на сцене вокалисту необходимо сосредоточится на исполняемом материале, а не на собственных переживаниях и эмоциях. А диагностическая процедура противоречит этим требованиям. В связи с этим велик риск повышения концертного волнения у самых юных исполнителей, у детей - вокалистов. Поэтому возможность исследования концертного волнения у детской аудитории крайне ничтожна и попытки таких исследований не афишируются.
Еще одна немаловажная причина трудностей изучения феномена концертного волнения это измененное состояние вокалиста - исполнителя перед концертом, непосредственно на выступлении и еще некоторое время после него. Атмосфера в концертном зале, необходимость художественной передачи образа зрителю, воздействие на слушательскую аудиторию, концентрация на одном выступлении многомесячных занятий  - все это требует запаса неограниченных физических и духовных сил. В. Ю. Григорьев отмечал, что исполнитель во время концертного выступления попадает в совершенно иную реальность,  в которой он раньше не жил, не был и не чувствовал, не действовал, не мыслил. Резко меняются все ранее привычные механизмы психической активности, перестраивается работа мышц, ощущение окружающего пространства и возникновения чувств. Огромная роль подсознания в подаче концертного вдохновения или паники мешает юным вокалистам осознавать свои действия и контролировать их.
Давайте посмотрим на механизм стрессовых ситуаций волнения, чтобы понять общие психологические закономерности этого процесса, чтобы иметь возможность решить проблему концертного волнения у детей - вокалистов.
В любой экстремальной ситуации, когда человек должен продемонстрировать обществу уровень своих знаний, главными основаниями, для определения уровня волнения является значимость выступления и компетентность исполнителя. И всегда уровень волнения прямо пропорционален уровню значимости выступления и обратно пропорционален компетентности исполнителя, в нашем случае - вокалиста. Отсюда следует, что уровень волнения становится выше, если значимость выступления высока, а уровень компетентности низок.
Что же включает в себя предконцертная подготовка вокалиста? Главное в успехе - это готовность к выступлению на публике. Это очень тонкий психологический момент. Готовность материала это одна составляющая, а готовность именно выступления, это совершенно другое. Недоученный материал, в нашем случае именно песня, или какое- либо сценическое движение вызывает психологический дискомфорт и неуверенность. Боязнь ошибиться, "знание о своей некомпетентности" рождает концертное волнение.
Уверенное владение исполняемым материалом  - это необходимо, но недостаточно для успеха на сцене. Выступление включает в себя несколько составляющих, это и техническая сторона вопроса, это и вокальная и также артистическая.
Что же такое техническая компетентность? Это владение произведением настолько, что позволяет исполнение без ошибок. Но для исполнительской свободы требуется некая техническая избыточность, когда выполнение технически трудных мест переходит на уровень навыков, выполняемых автоматически. Но,  в отличие от профессионального вокалиста, ученик в исполнительской деятельности далек от совершенства.
И в индивидуальном обучении педагог подбирает программу в соответствии с индивидуальными способностями ученика. Л.С. Выготский выделял термин такой как "зона ближайшего развития", когда ученик под руководством педагога выходит на новый уровень развития, успешно завершив предыдущий. Но не все дети успевают к концертному выступлению технически выйти на новый уровень. Тем самым у них снижается ощущение собственной компетентности и усиливается концертное волнение.
Следующим пунктом рассмотри вокальную компетентность. Я бы даже усилила значение и добавила вокально - художественную компетентность. В песне всегда раскрывается некий образ и вокалист по - своему художник. Нужно воспринимать и прочувствовать исполняемый материал. Перенести художественный образ внутрь себя и пережить все ощущения. Овладение авторской интонацией, как своей собственной. Ведь волнение юных вокалистов всегда усилено тем,что не представляют, какой образ они несут со сцены.
Но тут тоже есть свои моменты. Если обращать внимание лишь на техническую сторону исполнения всегда страдает вокально - художественная передача. Исполнение становится неживым, а механическим. Теряется душа произведения. И наоборот, если ребенок исполняет "только душой", то он теряет всю техническую сторону подготовки. Поэтому художественное  исполнение за отсутствием технической свободы очень проблематично. И это очередной пункт, который тоже ведет к концертному волнению.
И наконец артистическая компетентность, это умение быть "артистом", желание "ходить перед людьми", как говорил Г.Г.Нейгауз. Это умение управлять артистическим вдохновением, когда на сцене всегда звучит лучше, чем на занятии. Исполнительская компетентность приобретается исключительно на сцене, в результате получения сценического опыта.
Благодаря концертному опыту снижается значимость выступления на сцене, а чем выше значимость, тем выше показатель концертного волнения. Свидетельство тому - воспоминания известных концертантов о своих первых выступлениях на больших конкурсах, перед некоторыми ответственными концертами.
На примере рассмотрим, что же такое значимость наших действий. Как по  разному можно себя почувствовать если пройти по канату лежащему на полу или натянутому троссу в цирке для канатоходцев? Если канат лежит на земле, то ошибка неверного шага невелика, а на высоте троса  в цирке, неверный шаг это падение. Цена неверного шага увеличена многократном размере. Также и соотносится значимость выступления перед педагогом на занятии и выступления на конкурсной сцене.
Новая обстановка, новый концертный зал, новый конкурс это все предпосылки для волнения юных вокалистов. При частых выступлениях концертное волнение снижается и остается лишь вокально художественное волнение. В случае, когда материал выступления многократно отрепетирован  значимость выступления снижается настолько, что приходится вспоминать о художественной стороне материала, чтоб донести до зрителя образ.
Для детей значимость выступлений выглядит по - разному. Если ученик редко выступает перед публикой, значимость каждого концертного выступления возрастает многократно. А вместе с нею и концертное волнение. Совет "давать больше выступлений" здесь не особо уместен. Маленький вокалист часто выступать в условиях обучения в общеобразовательной школе, и студии вокала много не может. На этом сказывается и нехватка времени и физических сил. Выпускать ученика с "сырой программой" на концерт недопустимо. А если материал уже полностью готов, то на репетиции на сцене остается мало времени.
Помогает к привыканию к концертной практике выступления с прошлогодней программой. А значит и с готовым материалом, технически и вокально -  художественно отвечающего стандартам концертной программы.
Чтобы подготовить ученика к концертной деятельности необходимо создавать на занятии и дома обстановку максимально психологически походящую на концертную.
Не все педагоги практикуют в период подготовки к концерту сольное исполнение материала учеником на сцене. Даже если такое и случается, то педагог не может спокойно усидеть на месте, будучи в зале он начинает исправление ошибок там же на месте. В результате репетиция превращается в занятие. И готовый полностью материал ребенок исполняет только на концерте, и совершив ошибку сразу начинается настоящая паника.
Дорогие учителя, если вы желаете хорошо подготовить ребенка к выступлению дайте ему возможность от начала до конца самостоятельно пропеть материал, одну песню, две песни. Без остановок и замечаний. Сидите как можно дальше от юного вокалиста, не помогайте ему пением, дирижированием, подсказкой сценического движения. Даже если исполнение оставляет желать лучшего, тренируйте у ребенка выносливость, "звукотворческую волю", исполнительское мышление.
Звукотворческая воля (этот термин ввел К.А. Мартинсен ) - это комплекс мотивационных побуждений и волевых усилий исполнителя, направленный на реализацию исполнительского замысла.
Если же педагог в процессе обучения не может удержаться от помощи ему, то качества концертанта у юного вокалиста не развиваются. хорошо, когда занятия с педагогом по вокалу разные по своей форме. То занятие напоминает концертную площадку. то творческую лабораторию.
Все педагоги перед концертом советуют юным вокалистам дома петь для семьи. Можно смоделировать целое концертное  выступление. Рассадить на диване любимых кукол. Плюшевому мишке дать лист, с которым тот, голосом папы будет объявлять юного вокалиста. Важно пение без остановки и повторения, поклон, уход со сцены.
По времени переживания концертное волнение делится на три части:
1. предконцертное волнение, которое характеризуется волнением до выхода на сцену.
2. волнение во время исполнения
3. послеконцертное состояние.
Часто внешними показателями волнения являются физические признаки сбивчивое дыхание, бледность или краснота кожи, потливость конечностей.
Эти признаки своеобразные "сигналы опасности". В этом случае хорошо помогает переинтерпретация симптомов волнения. Например " у меня вспотели руки, я ощущаю волнение, значит мой организм готовится к выступлению".Иногда можно специально заставить свой организм нервничать еще сильнее. К такому методу, по словам В. Спивакова, обращался его учитель Ю.И. Янкелевич, говоря своим ученикам "Волнуйтесь! Сегодня это можно и нужно!"
Наши эмоциональные и физиологические ощущения тесно связаны друг с другом и в момент стресса дополняют друг друга. поэтому воздействуя на физические ощущения можно снизить проявление физических. Вот некоторые упражнения, способные решить этот вопрос.
Урегулирование дыхания. Дыхание взволнованного человека прерывистое. И на сцене из-за волнения начинаются нарушения вдоха и выдоха. Певческому дыханию учатся с первых уроков и данная дыхательная  гимнастика  не только восстанавливает правильное дыхание вокалисту, но и снимает психологический зажим.
Музыкальный якорь. Этот метод основан на рефлекторных механизмах работы психики . В период подготовки к выступлению предлагается ребенку закрепить в различные отрывки песни определенные эмоциональные состояния.
Метод визуализации. Предоставьте юному вокалисту наполнить свое выступление визуальными образами, которые будут вести его в течении всего исполнения.
Самовнушение победителя. Порой для успешного выступления важна не только техническая подготовка, но и отвага, радость, уверенность в победе и вдохновение.
В оптимизации концертного волнения важно сохранять внимание на исполняемом материале, без отвлечения на посторонние раздражители. У малышей непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Поэтому для концентрации на материале перед концертом ребенка погружают в некий план выступления и педагог по пунктам рассказывает что надо сделать и как себя вести.
Для умения владеть собой на сцене учащиеся под руководством педагога должны освоить упражнение  "три круга внимания", автором  которого является К. С. Станиславский. Для юного вокалиста первый круг внимания это " Я и мой микрофон и песня исполняемая в этот момент ", Второй круг внимания это первый круг и пространство сцены, а также первые ряды зрительного зала. Третий круг внимания это, кроме первых двух включает в себя весь остальной зрительный зал до последнего ряда.
Для начинающего вокалиста владение "тремя кругами" означает умение возвратиться к исполнению, в случае отвлечения.
Теперь давайте поговорим о послеконцертном состоянии юного вокалиста. Из психологии нам знаком эффект Б.В. Зейгарник, который гласит, что незаконченное действие, запомнится лучше, чем законченное. В связи с этим после концерта мы помним лишь свои ошибки, если таковые имеются.
здесь же работает и эмоциональная сфера подтачивая наше выступление негативными эмоциями.
Педагог, оценивая выступление ученика, после концерта, всегда должен помнить, что ученик еще находится в этом измененном состоянии и любая негативная информация может сильно травмировать его. Важно поддержать ученика и взрастить в нем зерно успеха. Заострять внимание на чем - то хорошем. Даже в случае неудачного выступления есть позитивные моменты, они и спасут в ваших речах юного вокалиста. Необходимо закрепление позитивного восприятия концертной ситуации в долговременной памяти ученика . Очень важно,чтобы педагог поздравил концертантов, отметив важность этого этапа.
 
Список использованной литературы.
1. Бочкарев. Л.Л. Психология музыкальной деятельности .Изд. Институт муз. психологии РАН 1997.
2. Готсдинер. А.Л. Музыкальная психология. Изд. Магистр . 1993.
3.Григорьев. В.Ю. Исполнитель и эстрада. Изд.Классика 21. 2006.
4. Цыпин. Г.М.  Музыкант и его работа. Проблемы  психологии творчества. Изд. Сов.композитор. 1988.
5. Рогов. Е. И. Настольная книга практического психолога. Изд. Владос. 1995.