Записки экскурсовода Ч. 3 Куда делись люстры?

Светлана Шаляпина
 Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/03/27/92

Освоить новую профессию мне помог опыт моей педагогической работы. Общение с классом мягко перетекло в общение с группой экскурсантов. Чёткая дикция, интересная и доходчивая подача материала без его упрощения, доброжелательность, умение установить контакт - всё это важно и в работе со школьниками, и с экскурсантами. Но в каждой деятельности есть своя специфика. В работе экскурсовода необходимо быть гибким. Многое зависит от состава группы, от уровня знаний участников, от времени, в которое нужно уложиться.

 Вот мы идём по Золотой анфиладе, группа, которая идёт за нами, дышит нам в спину. В каждом зале остановка и рассказ экскурсовода. Я не имею права задерживаться ни на минуту, если группа впереди сдвинулась с места. Поэтому я рассказываю, а в это время посматриваю в сторону следующего зала. И в тот момент, когда там началось движение, мне нужно закончить рассказ об этом интерьере и переходить со своей группой в следующий зал. При этом надо умудриться успеть всё рассказать.Если движение групп медленное, можно рассказать подробнеее - если быстрое, нужно рассказать всё важное и существенное, но короче.

Сколько тонкостей и секретов нужно понять на ходу!

Группу передо мной ведёт Галина, серьёзная, старательная - из тех, с кем мы вместе закончили курсы. Она мне как-то жаловалась на обилие материала, который нужно знать для ведения экскурсии. Я понимаю, как ей было трудно: ведь для неё всё было внове. Она мне говорила: "Тебе хорошо - ты всё знаешь!"

 Всё знать, конечно, невозможно, но я действительно уже давно занималась историей искусства, поэтому осилить этот конкретный багаж знаний мне было легче. А она, бедная, будучи технарём,  буквально зубрила новые для неё слова и термины. И теперь с гордостью и чувством самоуважения она демонстрировала перед экскурсантами россыпи своих познаний.

 Всё это хорошо, но она не умеет сокращать свой рассказ. В итоге она говорит очень быстро, чтобы успеть всё выложить. Но я вижу, как люди в её группе недовольно морщатся. Оттуда  выходит один, а потом другой человек и с недовольным видом произносит: " Вот тараторит! Ничего не понять!" Оба переходят в другую группу.
Кажется, что много знать - это хорошо. Но рассказывать так, чтобы было комфортно слушать, это важнее.

С людьми всегда сложно работать. Сколько понимания и терпения нужно проявить, чтобы люди, пришедшие на встречу с искусством,  ушли, обогащённые интересными впечатлениями и новыми знаниями, чтобы не остались разочарованными.

В Тронном зале ко мне подходит строгая пожилая женщина и, глядя на меня с укором, требовательно вопрошает: "Интересно, а куда вы подевали хрустальные люстры?"
Я удивлённо смотрю на неё и спокойно объясняю, что люстр здесь никогда не было, с самого начала  огромную поверхность потолка украшал живописный плафон.

"Вы молодая, и не знаете... А вообще вы давно здесь работаете?" - недовольно спрашивает она. Узнав, что недавно, она еще более убеждённо уверяет меня, что прекрасно помнит, что в этом зале висели люстры сиреневого цвета.
 Хорошо, что я знаю интерьеры других наших дворцов и догадываюсь: "Вы перепутали, эти люстры висят в Петергофском дворце!" После некоторой задумчивости и моих уверений в невозможности такой пропажи  интеллигентная бабуля облегчённо вздыхает и, удовлетворённая, покидает зал.

Иллюстрация: плафон "Триумф России" в Тронном зале

Продолжение http://www.proza.ru/2019/04/01/141