Найти героя-6. Белый лебедь лыжни

Евгений Медиокритский
Буквально  вчера от друзей получил запросы:  первый – «вспомни о выдающихся моментах советского  спорта, ведь ты был перворазрядником - спринтером по лёгкой атлетике»»;  второй –« а помнишь, что сказал перед стартом на 30 км В. Веденин в Саппоро». При наличии Интернета  память срабатывает быстро...
Хорошо помню конец шестидесятых и начало 70-х. Одним из героев той поры оказался Вячеслав Петрович Веденин. Даже по жизни иногда приходили  всплески памяти о блистательных  победах на лыжне нашего героя – «белого лебедя лыжни» . И его удивительно красивый бег (см. фото из Интернета).  Особенно в Саппоро, в Японии на 11-зимних Олимпийских  играх в  1972 г... 
Сначала  о гонке на 30 км. Её ещё называют спринтерской для мужчин. Ну,  какие же тридцать километров могут быть спринтерскими?.... Изнуряющими,  выматывающими.  Да!  А в подтверждение – великолепное стихотворение Роберта Ивановича Рождественского (именно  о той, 30-ти километровой).

РЕПОРТАЖ О ЛЫЖНОЙ ГОНКЕ

Бесконечен этот тягун,
Как дорога в неблизкий свет.
За твоей спиною сквозь гул
Потрясающе катит швед!

Ты выигрываешь у него
Полсекунды, пол-ерунды!
Крут подъемище!
Кто кого: Или он тебя или ты.

Стала нашей твоя судьба,
Слёзы встали у самых глаз.
И у нас к тебе - не приказ
И не просьба - одна мольба.

Ты выигрываешь! - прибавь!
Ты выигрываешь! - нажми!
На мгновенье прильнув, припав,
- Хочешь, наши силы возьми!

Вот!
Зачем нам теперь они?..
Ты, пожалуйста, добеги.
Дотерпи, родной!
Дотяни, Достони, дохрипи, смоги!

Через все чужие «ни в жизнь!..»,
Через все свои «не могу...»
Ну, еще! Еще продержись!!
... Ох, как жарко на этом снегу!

Позади остались знаменитые и «непобедимые»  шведы , норвежцы, финны. И с большим отрывом – минутным.

 Ещё с большим успехом выигрыш советской команды  классической эстафетной гонки  4х10км. Последний этап –веденинский.  Подвиг Вячеслава Петровича Веденина! 
Уйдя на него с отставанием в 1 минуту от норвежца Харвикена, он не только «достал», но и обошёл соперника. А вот его собственные воспоминания:

- Как я финишировал — почти не помню. Черту пересёк, и всё — темнота. Следующее воспоминание — как мне уже после финиша зубы пытаются разжать. Видимо, я их в остервенении так сжал, что говорить не мог. Когда же дар речи ко мне вернулся, первым делом спросил: «Ну как, мы выиграли?» Потому что в конце этапа уже ничего не соображал  (из Википедии).

Ещё раньше,  впервые в 1970 году на чемпионате мира, В.П.Веденин, ликвидировав отставание в 40 секунд от сборной ГДР,  также пришёл на финиш первым в эстафетной гонке!.

Вот несколько выдержек из интервью самого Вячеслава( Вячеслав Веденин: «Я должен быть первым!», журнал «Лыжный спорт», 2011г.):

- У меня была мечта с 6-го класса школы - стать чемпионом Олимпийских игр. Ради нее я бросил пить и курить, подчинил ей всю свою жизнь. Я ведь из послевоенного поколения. Курить начал во втором классе, воровал у деда махорку, а пить - и того раньше. Помню, как меня, малолетнего, дед сажал на колени, вливал в рот стопку самогона и приговаривал: "Пей, дьяволенок, за столом, а не за углом!" А потом закидывал меня, захмелевшего, на печь, и я лежал там тихо, никому не мешая.

- Мне было шестнадцать, когда я узнал, что в Туле скоро начнется областная спартакиада школьников. Я собрал свой скромный "инвентарь", оделся потеплее, сунул в карман рубль и справку, из которой следовало, что Вячеслав Веденин живет в селе Слобода, учится в девятом классе, здоров. Всю ночь промаялся на жестком вагонном сиденье, то и дело просыпался - целы ли лыжи. В семь утра поезд прибыл на место, а в девять давали старт... Конечно, никто меня там не ждал. Я и понятия не имел ни о каких допусках к соревнованиям. Долго пришлось чуть ли не со слезами упрашивать судей, пока главный - то ли я надоел ему, то ли разжалобил -  распорядился: "Пусть идет". Для меня первый старт на спартакиаде области, к счастью, оказался удачным: не разбираясь в тонкостях тактической борьбы, я с самого начала старался показать предельную для себя скорость. С техникой бега я тогда был не в ладах, зато выносливости хватило, чтобы обогнать всех сверстников. К моему удивлению, я опередил ближайшего соперника почти на три минуты. Произошло это памятное для меня событие зимой 1957 года...

- Мама была против того, чтобы я занимался спортом. Потому что ездил в Тулу на тренировки на товарных поездах, а это 39 километров. Приезжал в третьем-четвертом часу утра. Ни тренер не знал, откуда я приезжал, ни мать не знала, куда я езжу, и она, подозревая что-то плохое, плакала, ругалась. Бывало, и подзатыльники отвешивала. Ну а о том, что стану спортсменом, я тогда и не думал. В деревне дел много. На мне и заготовка дров была, и уход за скотиной, и воды натаскать, а по весне работа в колхозе, в селе Слобода Тульской области..

- В первые годы после войны везде на страницах прессы было "Динамо". Портреты динамовцев. И вот как-то поехали мы с матерью в Тулу продавать картошку, и там присмотрел я майку белую в синюю полоску с буквой "Д", теперь таких не делают. Мать купила мне, и вы бы видели, с какой гордостью я носил ее. Вот такое знакомство у меня было с обществом «Динамо», которое потом стало родным.

Окончив школу, Вячеслав Веденин поступил в Тульский техникум транспортного строительства. Но в связи с тем, что стипендия была небольшой, и надо было помогать матери, он пошёл трудиться в пожарную часть по рекомендации общества "Динамо".  Проработав там полтора года, был призван в армию. В свободное время тренировался на лыжах, летом – велосипед.

Звание мастера спорта по велосипеду Вячеслав получил  даже раньше, чем по лыжам.

А вот письмо молодого Веденина:

- Вы, наверное, забыли меня(пишет он своему школьному учителю физкультуры Леониду Григорьевичу Харитонову) и думали, что я Вас забыл. Но это не так. Я вспоминаю Вас все время. И особенно Ваши слова: "Наш брат-мужик нигде не пропадет, если сам дурить не будет". Сегодня я стал мастером спорта по лыжам. Посылаю Вам протокол соревнований. Прочитайте его ребятам. Может быть, еще один упрямец, как Вы часто называли меня, выйдет из Ваших рук. Тогда будет очень здорово! 

...Далее Вячеслав продолжает:

- ...и представляете, Леонид Григорьевич, я попал в сборную, как это ни странно. Видно, много спортивного Вы мне передали. Теперь еду в Норвегию на чемпионат мира. Не прошли мои походы на 50-60 километров даром. 

Потом случилось самое неприятное...

Вспоминает сам Вячеслав Веденин:
- Дело-то происходило вскоре после августа 1968 года, понятно, какое отношение было у чехов к нам, советским. И вот перед церемонией награждения ко мне подходит наш посол и говорит: "У меня к вам огромная просьба проявить выдержку и хладнокровие". Я ничего не понял, вышел на стадион и обомлел. Стотысячный стадион был забит под завязку, и когда оркестр заиграл наш гимн, начался такой свист, что музыки не было слышно. Поднимаюсь я на пьедестал и думаю: не ровен час, какой-нибудь фанатик выстрелит с трибун. И ведь не то страшно было, что умру, а то, что упаду и опозорю звание советского чемпиона.

- В общем, стою на пьедестале и жду выстрела. Уперся в него ногами, и одна только мысль бьется в голове: "Все равно устою". Это были самые жуткие минуты в моей жизни. Казалось, никогда еще не чувствовал смерть так близко. Наградили меня, а следом - вручение медалей чемпионам и призерам в эстафете. Я подхожу к нашим ребятам - Воронкову, Симашову, Тараканову - и говорю: "Парни, раз уж меня одного не шлепнули, то четверых убрать побоятся. Идемте". Поднялись мы на пьедестал, встали, набычившись, а свист вдруг прекратился. Зрители поднялись, сняли шапки и молча выслушали гимн Советского Союза. Той победой я горжусь не меньше, чем олимпийским титулом. Ведь спорт оказался сильнее политики.

 Известная фигуристка, олимпийская чемпионка Ирина Роднина, также замечательно выступившая на той зимней Олимпиаде, вспоминала в своей книге "Олимпийская орбита": "Я была на трассе эстафеты, когда Веденин сделал, казалось бы, невозможное. Своим глазам не верили даже бывшие чемпионы мира, тренеры лыжников, видевшие на трассах всякое... Веденин боролся за себя. За команду. За всю нашу сборную. И это давало ему дополнительные силы. Таким торжествующим, каким он был на финише, сказавшим о том, что произошло, ровно три слова: "Нажал, догнал и победил" — он и останется в моей памяти навсегда. Останется образцом умения отдать всего себя для победы".

В.П. Веденин продолжает:

- Впервые я почувствовал, что действительно известен в 1976 году, уже когда закончил выступления в большом спорте. Приехал я на чемпионат мира в Финляндию. Никаких пропусков на чемпионат от спорткомитета я не получил. А там к трассе во-о-обще невозможно было приблизиться! Ее охраняли с собаками. И вот я подхожу, уже готов ко всему, и вдруг полицейский мне улыбается и говорит: "О-о, Веденин! Пожалуйста!" Представляете: обычный полицейский меня помнит! В Италии подходит какой-то мужик, я его не видел никогда, просит автограф. Я просто обалдел...

Тренером Вячеслава Веденина был прославленный советский лыжник, олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта СССР и заслуженный тренер СССР Павел Константинович Колчин.Тоже легенда лыжного советского спорта.

Достижения  Вячеслава Петровича таковы  (по Википедии) :

Двукратный олимпийский чемпион 1972 — в гонке на 30 км и эстафете. Тогда же получил бронзовую награду в гонке на 50 км.
Двукратный чемпион мира 1970, Высокие Татры (30 км, эстафета), серебряный призёр в гонке на 50 км.
Серебряный призёр Олимпийских игр 1968 года в гонке на 50 км. Там же занял 4-е место в эстафете и 14-е — в гонке на 30 км.
Дебютировал в сборной СССР на чемпионате мира 1966 г. В гонке на 50 км лидировал до 45-го километра, но занял 6-е место.
13-кратный чемпион СССР: 15 км (1969), 50 км (1967, 1968, 1969, 1972), 70 км (1969, 1970), эстафета 4х10 км (1966, 1968, 1969, 1970, 1972, 1973)
Награды и звания
Заслуженный мастер спорта СССР (1970)
орден Ленина (03.03.1972)
орден Трудового Красного Знамени (1970)
Почётный гражданин Тульской области
Почётный гражданин города Кандалакши (Мурманская область)

Сын Вячеслава Петровича — Вячеслав Веденин-мл. (род. 1986) пошёл по стопам отца и в качестве судьи по лыжным гонкам на XXII Зимних Олимпийских играх 2014 года в Сочи давал олимпийскую клятву судей.

Другой сын, Андрей (род. 1984) — чемпион России по биатлону.

Родился В.П.Веденин  1октября 1941года.  Рост 164, вес 64 кг.