Олег Погудин - Национальный проект России

Кристина Французова-Януш
               

«Музыка – душа поэзии, проясняет и открывает ее. Она делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию. Дух музыки в эмоциональном аспекте – творческая воля, побуждающая одаренных людей создавать состояние звучаний и оформлять их как свое мировоззрение» (В.Г.Белинский)

Если немного переиначить слова Виссариона Григорьевича, можно сказать, что музыка, сопряженная с поэзией, способна стать выражением мировоззрения Художника. В определенный момент от эмоциональной созерцательности артист переходит к выражению базовых жизненных положений, на которых основана его духовная и творческая суть. Таких Художников, предъявляющих на сцене не только эстетический компонент музыкальной культуры, но и свою гражданскую позицию, религиозность и нравственный фундамент сегодня можно перечесть по пальцам. А если все это делается на высоком профессиональном уровне, легко, изящно, великодушно, с чувством меры и познавательно, то подобное искусство переходит в ранг просветительства, становится ценной необходимостью.
 
Носителем именно такого просветительского искусства сегодня является Олег Погудин.  С каким бы музыкальным материалом он ни выходил к зрителю, в том, что он декларирует и делает, заключено самое главное для современного русского человека – утверждение национального самосознания, понимание ценности не только  исторического наследия  русского искусства, но и уникальной идентичности России. Ведь те, кого принято именовать творцами, действительно говорят от лица народа, о нем и для него. Не зря во все времена государственная власть старалась заручиться поддержкой творческой интеллигенции, всячески «наводя мосты» с ней. Бывали, конечно, и трагические сюжеты, когда творцы наоборот становились жертвами тоталитарных систем, но это отдельный разговор для иной сюжетной ситуации.
 
Нынешней весной мне впервые довелось посетить концерт  Олега Погудина в МГУ.  За все время знакомства с  его творчеством видела артиста на самых разных площадках в России и за рубежом – во дворцах, музеях-усадьбах, в больших концертных залах, филармониях, Капелле, в камерных  залах при храмах.  Но вечер в МГУ 21 марта 2019 года – событие иного порядка. Причиной тому –  атмосфера старейшего учебного заведения России, которая благотворно повлияла и на настрой артиста, и на восприятие зрительного зала.

Еще на подходе к величественному главному зданию  Московского Государственного Университета – почти 200 метров над уровнем моря – возникло предощущение чудесного.  Оно сбылось. Олег Погудин, едва появившись на сцене, предварил  выступление кратким монологом, в котором сказал, что в том виде, в каком программа будет звучать сегодня, он давно ее не исполнял, и признался, что для него это личная радость. Добавил, что звучать она будет в сопровождении такого нежного инструмента, каким является гитара.  Артист имел в виду не только собственный аккомпанемент на гитаре, но и виртуозную игру его давнего друга и коллеги на протяжении уже 30 лет – уникального музыканта-виртуоза Михаила Радюкевича.
   
Зазвучали романсы, относящиеся к жанру романса городского, а это практически народная песня. Это то, что заключает в себе саму соль человеческого бытования,  искреннее проявление эмоций – плач, сожаление, тоска, радость, нежность, грусть -  состояния вольного сердца, не скованного никакими установками общества, этикетом.  Это когда авторы песни обращаются к народу через гармонию музыкально-поэтических форм, говоря, прежде всего, о своих переживаниях.  Но одно дело создать произведение искусства, и совсем другое – донести его до зрителя.  Вот тут на сцену выходит Артист.
 
Со временем архитектура русской души почти не изменилась. Изменился  национальный характер (хотя и здесь можно говорить об основе, которая лишь обрастает дополнительными   проявлениями сообразно новой картине мира), целевые установки, стремления, потребности, стиль бытового существования, но корневая завязка на прошлом осталась.  Нас все еще трогает Вертинский, у нас вызывает слезы Окуджава, мы замираем перед романсами Чайковского... Но чем дальше мы от «серебряного века», и от «оттепели» середины ХХ века, не говоря уже о веке ХIХ, тем важнее становится не ЧТО поется, а КАК.  И вот здесь вступает в силу мастерство артиста, которое включает в себя не только интеллектуальный багаж, совокупность профессиональных вокальных качеств, но и то личное, духовное, живое, дышащее, что «цепляет» на крючок восприятия.  Константа, именуемая душой, будучи  тонко настроенным сенсором, мгновенно определяет правду и неправду искусства. Никакие доводы ума не позволят ввести душу в заблуждение. Правильность музыкальной речи, стройность лада, глиссандо, бельканто и иные прелести вокала, призванные очаровывать,  –  все  это вторично, если существует лишь как система, лишенная сердечного эфира.

Итак, 21 марта, Москва, день весеннего равноденствия, небольшой уютный зал Культурного центра МГУ.  Доброжелательные сотрудники открыли его двери ровно в 16:45, как просил артист, ни минутой раньше, ни минутой позже. Небольшая суета, связанная  с бронированием дополнительных стульев, что предназначались для «безместных» билетов.  Волнение,  возникающее в преддверии встречи с тем, что сильно любишь, а значит, позволяешь этому владеть твоими чувствами.  С первых же минут пребывания в зале дала о себе знать благородная атмосфера, свойственная старейшим образовательным учреждениям России. Здесь светло и спокойно. Здесь царят забота, внимание, уважение.  И вот начинается концерт.
 
Олег Евгеньевич Погудин, народный артист России, Член президентского Совета по Культуре, доцент, кандидат наук, чьи заслуги перед Отечеством неоднократно были отмечены различными благодарностями, наградами, дипломами - выходит на сцену в простом костюме, с гитарой.  Звучит городской романс…  "Нет, не хочу" "Лучинушка", "За гитарный перебор", «Девонька милая», «В лунном сиянье», «Отойди, не гляди», «Ветка сирени», «Думы», «У камина», «Нищая», «Капризная, упрямая», «Я тебе ничего не скажу», «Пара гнедых», «Изумруд», «Я вновь пред тобою стою, очарован», «Твои глаза зеленые»…   

Звучат искренние стихотворные признания, положенные на мягкую, созвучную стихам музыку, и сразу же проявляется  многогранная натура артиста, видится еще один образ, еще один лирический герой в череде остальных, им созданных. И хотя сам Олег Евгеньевич  термин образ не жалует,  тем не менее, именно он наиболее точно выражает особенность  его сценической манеры существования.  В данной ситуации «образ» не суть артистической игры, но редкое свойство человека одаренного – умение проявляться в различных  характерах, быть разным соответственно обстановке и обстоятельствам, вживаться в душевную конституцию лирических героев, при этом, очень тонко выражая особенности их поведения, переживания, настроения.
 
Самая большая сложность во всем этом – соотносящиеся с характерами чувствования. Как передать  то эмоциональное настроение, что авторы вложили в песню?! Эмоции можно сыграть через улыбку, позу, движение, жест, но нет,  Погудин не играет.  Беря в руки гитару, он становится Окуджавой, надевая классический фрак, проживает жизнь Чайковского, Вертинского, и всех тех чутких, глубоко переживавших людей, что оставили после себя прекрасные образцы романсовой культуры.
 
Олег Погудин с гитарой – это особенно дорогой для нас лирический герой, близкий своей родственностью и сочувствием. Если его герой, облаченный во фрак, стоящий у микрофона в почти балетной стойке, призывает  к благородному почитанию, даже благоговению, то «парень с гитарой», а точнее друг с гитарой, сидящий на стуле и тянущийся к микрофону трогательным движением шеи, создающим интересный ракурс, при котором так хорошо видны глаза артиста – это воплощение нашего  давнего, почти утраченного ныне атмосферного существования, в котором оттаивала послевоенная страна, звучали голоса народа на крохотных хрущевских кухоньках и широких подоконниках в парадных старых домов исторических центров в Москве и Петербурге. Это то, через что мы спаслись и сохранились, что улыбалось нам в самые страшные годы противостояния личности и тоталитарной системы, что воссияло той самой звездой, свет которой для всех нас ориентир духовного маяка.
 
Но и с гитарой Олег Погудин разный.  С этим драматическим инструментом, старинным и богатым на переживания, он выходит еще в нескольких программах, например, в «Молитве» (в Капеле – 19 марта и ММДМ – 26 марта), и вот в МГУ - на «Городском романсе».  Решение артиста спеть давно не исполняемые романсы наверное родилось  неспроста. В желании вернуться к «прекрасному далеко» скрыто нечто личное. Тот, кому вне сцены свойственно  рационально строгое, даже временами суровое проявление характера, вдруг с едва уловимой застенчивостью  фактически сделал признание, что этой весной пробудилось в нем нечто потаенное, едва различимое из-за далёкости бытия.  Возможно где-то, когда-то, в том времени, что уже почти не различить  «прекрасное далеко» подарило ценное вдохновение.  Оно было пережито, переплавилось в удовлетворение, возможно даже достигло уровня счастья, но….потом растворилось, ушло в почву жизни. И вдруг, спустя много лет, именно в день, когда зима окончательно сдает позиции, в День Поэзии, и в День Рождения Александра Николаевича Вертинского (важный для Олега Евгеньевича день уже хотя бы поэтому)  оно ожило, заявило о себе, и вдохнуло в артиста весеннюю молодость, от которой теплеет взгляд, и расправляются плечи.

Дух и физика Олега Погудина на концерте в МГУ были наполнены такой завораживающей мягкостью, такой добросердечной поэтичностью, что зрительный зал,  несомненно, почувствовал это. И замер.  И безропотно дал себя увлечь. Припоминается нечто подобное: иногда летом придешь на речку, сидишь на берегу, не решаясь войти в воду, вдруг неожиданно, подобно озорному ветру, возникает кто-то легкий, светящийся, стремительный, звонко звучащий. Он немного вдалеке и над – состоящий не из плоти и крови, а из неизвестной землянам материи.  Он легче и свободнее, он иначе смотрит, иначе говорит, иначе любит. И вот, оттолкнувшись от земли, он взлетает, как Человек Двойной Звезды, увлекает всех за собой – в полет, в счастливое далеко, в родные для сердца воспоминания, во всемогущество влюбленной души.
 
Так и произошло. Олег Погудин взял гитару в руки, запел «Лебединую песню» и зал замер. Наступила тишина священная. Подобная тишина возникает, когда соприкасаешься с явлением редким, неповторимым,  которое нельзя пропустить.  Это состояние свойственно фотоохотникам, когда они терпеливо и затаенно приникают к земле, сливаются с рельефом местности, лишь бы не спугнуть  ожидаемую месяцами, если не годами редкую удачу –  на открытое пространство, во всей своей природной красоте, могуществе и величии выходят лучшие представители животного мира – какой-нибудь грациозный краснокнижный экземпляр.  Выход этот становится триумфом для всех. В подобные минуты существует  только природная гармония и смотрящий на нее, - ни дышать, ни двигаться, ни желать еще чего-либо невозможно.  Мне довелось наблюдать  в России за людьми, выследившими снежного барса. Это было великолепно. Человек любовался животным не меньше, чем ««Портретом госпожи Лизы дель Джокондо»» Леонардо да Винчи. Нет, я не сравниваю Олега Евгеньевича  с ирбисом (это иная категория сравнений), но пытаюсь описать почти священное человеческое замирание, что ощущалось на этом концерте.  Связь нерушимая, тонкая и в то же время крепчайшая возникла с первой же песни.
 
В определенный момент вдруг вспомнился очередной «плач Ярославны» одного из наших чиновников: «О, други, как же нам спасти русскую культуру?!». Ответ пришел сам собой. Вот перед нами на сцене МГУ русский артист, певец, просветитель, художник, самобытный, мудрый, прекрасно воспитанный, с Богом в сердце, добрый, сочувствующий.  И без громких речей, без пиара, без распила госбюджета своими силами, с командой единомышленников он осуществляет важный национальный проект, который касается всех и каждого в отдельности. Ведь за красивой формулировкой «душевное здоровье нации» должны стоять конкретные дела. И он это делает – творчеством, поступками, словесными формулировками. Олег Погудин – это не только вокал, но и образование, культура, работа сердца и ума. 

Каждый его концерт  – живая ссылка, - если следовать интернет-терминологии, - кликнув на которую зритель чуткий попадает в мир богатой русской культуры, соприкасается с судьбами тех, кого принято именовать классиками.  Хотите спасти русскую культуру, позвольте  этому Художнику большее, чтобы кроме концертных выступлений, замечательного просветительского проекта «Русскому гению» (реализованному на средства президентского гранта в 2018 году на базе литературных музеев-усадеб), и выступлений за рубежом в рамках серии «Песня объединяет»  у него была возможность создать свой культурно-образовательный центр (школу, мастерскую, дом творчества) целью которого стало бы благое деяние во славу России, воплощенное в кропотливом, трудоемком, но благодатном деле воспитания будущих поколений, сохранении культурных традиций, укреплении духовных основ общества.

Сегодня для нас особенно важно наше прошлое.  Чаяния наших предков, говорящих с нами красивым, умным (как сказал Евгений Евтушенко), проникающим в душу голосом нашего современника, помогают сохранять связь с ними, оставаться чувствующими, живыми. А сегодня быть живым  все труднее, ибо современность  нас учит потреблять, оценивать, анализировать, взвешивать, отвоевывать свое, расталкивая локтями конкурентов. Но это все преходяще.  Истинное лежит на глубине, и глас его почти не слышен из-за гомона повседневности.  Чтобы услышать этот глас, надо успокоиться, замолчать и прислушаться. Такую возможность нам дает Олег Погудин на своих концертах. За каждым романсом, прозвучавшим 21 марта на сцене Культурного центра МГУ, была наша история.  В каждом из них звучали живые голоса русских творцов прошлого, сумевших в эти песни  вложить все живое, что было в них. Они говорили о важном и неразменном, о том, что вдохновляло их, окрыляло,  давало надежду. Именно поэтому в тот вечер на сцене Олег Погудин был так по-весеннему легок голосом, так улыбчив, так светел, как мартовский воздух. Сквозь личность строгого, застегнутого на все пуговицы интроверта вдруг проглянул доверчивый, нежный юноша времен советского Коктебеля, сидящий на морском берегу с гитарой и поющий обо всем, что так переполняло его, о том, что сердцу живому так нужно, хоть иногда и страшно пережить.

Фото: Юлия Ефремова