Крестьянские поэты. Лекции для...

Сергей Сиротин
Крестьянские поэты,
их судьбы как следствие идеологических установок и политических действий.
(Лекции для…)

Поэт погиб потому, что был
не сродни революции…
Лев Троцкий
Речь во вторую годовщину гибели
Сергея Есенина

Шквал ненависти, обрушенный новым пролетарским государством на традиционную, веками сложившуюся деревню, её мышление, уклад, миропонимание, способы ведения хозяйства, не имеет аналогов в мировой истории. Так самый талантливый певец деревни Сергей Есенин был объявлен «кулацким поэтом», а его творчество закрыто на замок почти на 30 лет. Комсомольский поэт А. Безыменский призывал: «Раздавить деревню ударом фабричной пяты». М. Горький в письме к деятелю РСДРП(б) Бухарину от 13.07.1925 года писал: «Надо бы, дорогой товарищ, Вам или Троцкому указать писателям рабочим на тот факт, что рядом с их работой возникает работа писателей крестьян и что здесь возможен даже неизбежен конфликт двух «направлений». Всякая «цензура» тут была лишь вредна и лишь заостряла бы идеологию мужикопоклонников и деревнелюбов, но критика – и нещадная – этой идеологии должна дана теперь же. Талантливый трогательный плач Есенина о деревенском рае – не та лирика, которой требует время и его задачи, огромность которых невообразимы».
Поэты «есенинской плеяды» или по их собственному определению «вышедшие из трудового крестьянства» - это Н. Клюев, которого Есенин считал своим учителем, П. Васильев, А. Ганин, С. Клычков, В. Наседкин, П. Орешин, И. Приблудный, П. Радимов, А. Ширяевец, - из названных семеро погибли в годы репрессий.

Николай Алексеевич Клюев (1884-1937гг.), самый значительный поэт «Аввакумом ХХ века» называли его современники. Родился в Олонецком крае, был всю жизнь аскетически беден и скромен. Профессор Б.Н. Сакулин ещё ы 1916-ом году писал о нём: «Баснослов, баян, он … вольно слагает свою песню-золото, как слагали его предки, и говорит тем же местным наречием, каким говорили его односельчане». В своих стихах выступал приверженцем дедовской старины, незыблемости крестьянского быта и патриархально-религиозного уклада жизни, веками складывавшихся в русской деревне. Клюев был в начале ХХ века выразителем дум, чаяний и философии северного (не крепостного) крестьянства, воспринимавшего возвышенно и чутко собственное высокое предназначение на Богом дарованной ему земле, берегущего от ненужных влияний свой быт, нравы, народные культуру, поэзию и саму обожествляемую ими природу. Лучшим его произведением признана поэма «Погорельщина».

Сергей Антонович Клычков (1889-1937гг.) родился в небольшой деревеньке на 30 дворов в Тверской губернии.  В своём творчестве исходил из того, что прекрасное есть только в природе, автор первым в мировой литературе стал населять природу несуществующими живыми существами, изобретёнными им образами, которые, по его мысли, одухотворяли и возвышали её. Основы своей поэтики Клычков сводил к следующему: подчинение лирического действия народно-песенной традиции; включение в поэтическое событие условно-фантастическими персонажами; образно-символическое изображение действительности.

Колдунок
В облаках заревой огонек,
Потухает туманный денёк.
Повернула дорога во мглу…
По селу идет колдун в онучах,
В серых тучах…
Борода у него — мелкий дождичек,
В бороде у него — дуга-радуга,
А в руках батожок-подорожничек! —
Собрался, старина, видно надолго…
На прощанье махнул колдунок
Над притихшим селом костылем —
Пошатнулся окольный тынок,
Быстрым зайцем шмыгнул ветерок,
Закричал, закачал ковылем:
— Идет колдун в онучах,
В онучах — в серых тучах!
Догорел в облаках огонек,
Умер в поле денёк…
1911год

Александр Васильевич Ширяевец (1887-1924гг.) родился в селе Ширяево Симбирской губернии, из семьи дворовых крепостных людей. В своём творчестве песенную традицию, признанную основой всеми крестьянскими поэтами, дополнял аллегорично-иносказательной образной интонацией: у него очеловечены солнце, гром, молнии, выполняя роль условных лирических персонажей. Как и все крестьянские поэты Ширяевец считал город – неволей, тюрьмой, тленом.

Полям
В. С. Миролюбову

Я из Города -- из плена
К вам приду
И на травы, и на сено
Упаду!

Загляжусь, как васильковый
Лен цветет.
Пусть кует мне жизнь оковы --
Не скует!

Словно в золоте червонном,
Ходит рожь,
Шелестит-шуршит с поклоном:
Узнаёшь?

Звонкой песней вместе с жницей
Я зальюсь!
Над судьбой-озорницей
Посмеюсь!

Манит к воле голос в поле
Ветровой!
Опьянею я от воли
Полевой!
1913

Пётр Васильевич Орешин (1887-1938гг.) родился недалеко от Саратова, в Актарске, скитался по стране, был призван в армию на действующий фронт, награждён двумя георгиевскими крестами. Несмотря на глубоко народные мотивы в творчестве, соответствующую лексику, образы и синтаксис, ритмико-интонационный рисунок стихов автор в большей мере, нежели все остальные крестьянские поэты воспринимает социальные эмоции времени, его стихи звучат современно не только для его современников.

Тёмен лес, темнее – хижины,
Злой тоской – соломой крытые,
Не судьбой ли мы обижены,
В чистом поле позабытые?

Стихи свои Орешин очень часто строит как риторические вопросы лирического героя к человечеству (стихотворение «Отчего не рыдают камни»)

Судьбы крестьянских поэтов и их поэзия остаются вечным напоминанием о беспредельной нелепости идеологических догматов об избранности того или иного класса или группы населения, глупости теорий о стирании грани между городом и деревней, о том, что желание подчинять догмам людей, искусство, саму жизнь ведёт к уничтожению всех проявлений «иного», и забывать об этом нельзя, так как именно такой подход привёл к гибели большинства крестьянских поэтов, как носителей и защитников крестьянского взгляда на мир и его проблемы.

















С. Серотян. Напечатано 28.03. 2019г.