Воспоминания о театре. Часть третья

Татьяна Гармаш
Начало воспоминаний  http://www.proza.ru/2017/03/27/169 

   В театре все участники, от мала до велика, естественно хотели быть заняты в спектаклях и рвались на сцену. Но постановок с массовыми сценами, где могла быть занята вся труппа, было немного. Берладин нашёл выход из положения и придумал для студийцев следующее: каждый месяц в помещении спортзала устраивались показы-просмотры. Мы тащили туда всё, на что хватало нашей фантазии и способностей.
 
   Мы осаждали библиотеки и штудировали всемирную литературу и драматургию. Благо, времени для подготовки у нас было достаточно. Студийцы начали объединяться в пары или группы по несколько человек. Кто-то брался за отрывки из пьес Островского и Мольера, а кто-то даже замахнулся на шекспировского Гамлета.

   Мы легко сблизились и подружились с Надеждой Скок. Я в то время читала книгу Г.Бояджиева «От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров». Не знаю, что на нас нашло?.. Нас вдруг привлекла тема античного театра и мы взялись читать отрывки из трагедии Софокла «Электра».

   Ещё мы показывали какие-то юмористические сценки с переодеваниями. Например, одна была о том, как брошенная с детьми жена, замаскировавшись под бандита, в тёмном переулке поджидала скрывающегося от алиментов мужа. Под дулом пистолета он раздевался до нижнего белья... Помню, как мы по знакомым искали мужские семейные трусы. А потом повсюду таскались с чемоданом разного тряпья.

   Репетировали мы везде, где только появлялась возможность: у нас дома, у Нади в общежитии. А когда время поджимало, то и у неё на работе. Работала она в то время в Комитете Комсомола завода «Волгоцеммаш», который находился в заводоуправлении.

   Про Надю Скок хочется сказать отдельно много хороших и тёплых слов. Она была очень любознательным и интересным человеком. Грамотная, начитанная, добрая, весёлая и компанейская подруга. В отличие от меня она была просто одержима творчеством. Всё своё свободное время она проводила за чтением. Она эти книги, можно сказать, глотала. Даже когда перед занятиями в театре мы заходили с ней в столовую поужинать, она сидела за столом с книгой.


  - Надя, - говорила я ей, - я тоже люблю читать и не могу жить без театра, но ведь когда-то надо и есть.
  - Ты знаешь, Танюша, - отвечала она, - мне порой кажется, что я могу не есть сутками.
  - Так нельзя! Иначе и сил ни на что не будет!

   Помню, как она даже в транспорт заходила с раскрытой книгой в руках. И садилась на сидение наощупь...
   
   И вот однажды я нарыла в библиотеке рядом с моим домом книжку греческого поэта Тасоса Ливадитиса «Кантата для трёх миллиардов голосов». Я работала тогда в кинотеатре «Авангард». Во вторую смену работа была поспокойнее и я брала книги
с собой. Могу сказать, что я была просто потрясена этой поэмой. И сразу решила подсунуть её Надежде. Три дня она молчала, ибо была занята и читала другие книги, но стоило ей прочесть «Кантату», как она заявила:

  - Таня, это вещь!!! Я забираю себе женщин! Это моё! Ты уж извини...

   Мне ничего не оставалось, как взяться за воплощение образа поэта. Он был как бы связующим звеном в контексте всей поэмы. Мы стали учить тексты и готовиться к показу. Но вскоре поняли, что содержание требует участия мужчин, ибо монологи женщин и мужчин в поэме чередуются. Мы обратились к нашим ребятам из студии и всё встало на свои места.

   В итоге роль поэта у нас сыграл Сергей Никитин, а «мужчинами» стал Виктор Шестопёров. Мне за недостаточностью таланта достались две небольшие роли прохожих, одной из которых был - агностик. Но я была вполне удовлетворена тем,
что принесла эту вещь в театр. И самое главное - она понравилась нашему Толь Толичу и он взял её в постановку, включив «Кантату» в репертуар театра.

   Режиссуру и роль «Человека в кепке» взял на себя его брат - Юрий Анатольевич Берладин. В спектакле также были заняты и другие студийцы. Ура!!! Мы играли «Кантату» целых два сезона. А по воскресеньям на Камерной сцене проходило по два спектакля в день. Для самодеятельного театра это настоящий прогресс! И я этим горжусь до сих пор.

  Никогда мне не забыть, как мы проводили в театре праздники. Мы самозабвенно играли в нашем спортивном зале в «мини-футбол». Мы делились на мужские и женские команды по четыре человека, у двух противоположных стен ставились невысокие лавочки, служившие воротами и начиналась игра. Всем игрокам из мужских команд ноги связывались верёвками, чтобы они не так шустро бегали и не всегда обыгрывали нас, женщин.

   В нашей команде все девчонки подобрались небольшого росточка, и я придумала ей название «Шпингалет». А судьёй у нас, конечно, был наш любимый Толь Толич. Для чего на шее у него всегда болталась детская дудка. Все, кто не участвовал в игре, автоматически становились болельщиками.

***

Продолжение  http://www.proza.ru/2019/10/24/102

На фото: Надежда Скок, "Камерный театр", г.Тольятти, 1975 год

Кому интересно ознакомиться с текстом "Кантаты", то это здесь http://www.proza.ru/2015/07/02/1497
Я не поленилась и набрала с книги полный её текст. Не поленитесь её прочитать. Это потрясающая вещь!