Жизнь как игра

Людмила Колбасова
Ко всем своим недостаткам, я ещё большая любительница компьютерных игр. В нашей семье играют все и очень давно. Когда в конце восьмидесятых годов мы купили игровую консоль Atari, дополненную до полноценного домашнего компьютера, то все подсели на это вполне серьёзно.

Вопреки расхожему мнению о вредности компьютерных игр, всегда была их сторонницей. Помню, как начальник требовал убрать с рабочих компьютеров специалистов все встроенные в операционную систему игры. И я, как ответственная за программное обеспечение, информационную безопасность и многое-многое другое, сумела ему доказать, что эти игры полезны для работников, так как отлично успокаивают нервную систему. А в нашей сложной работе с населением, сохранить равновесие духа и спокойствия было делом проблематичным. Единственным требованием осталось – играть только в обеденный перерыв. Я за этим следила в силу своих обязанностей, и коллеги меня не подводили.

Игры развивают логическое и аналитическое мышление, память, внимание, скорость реакции, умение сосредотачиваться, ориентироваться в пространстве. Естественно, что во всём должна быть мера и обязательный контроль над детьми – во что и как продолжительно они играют.

Помимо развлекательных функций, видеоигры оказались полезными в науке и образовании.
В медицинской практике для реабилитации людей, перенесших инсульт или страдающих церебральным параличом – за, казалось бы, весёлым приятным занятием перед монитором, у больных повышается жизненный тонус и появляется надежда на выздоровление. Ведь медицинская реабилитация – это тяжёлый долгий и однообразный процесс и здесь важна мотивация. Так вот, видеоигра с вознаграждениями: очками, бонусами и прочими "наградами" является мощной мотивацией, особенно для детей. Игры – это фантастический способ заставить детей заниматься терапией.
(Авторы на прозе, уже взрослые и солидные люди, тоже нуждаются в мотивации – отзывах, призовых местах во всевозможных конкурсах, подаренных баллах и даже в строчках рейтинга. Разве не так?)
Головоломки, упражнения на различные типы памяти и логические задания улучшают когнитивные способности людей с рассеянным склерозом. С возрастом в целом у человека ухудшаются эти навыки, и игротерапия замедляет этот процесс.
Нельзя недооценивать пользу дидактических игр и для развития детей.
Это немножко в защиту компьютерных игр... Хотя не вижу смысла защищать, ведь игры существуют ровно столько, сколько существует человечество, они просто видоизменяются. 
Но я хотела написать о другом.

Проходя сегодня очередной уровень в логической головоломке, поймала себя на мысли, что в игре, как в жизни. Бывают уровни, казалось бы, даже не столь сложные, сколь не выполнимые. Невыполнимы до тех пор, пока не пройдёшь их определённое количество раз. Имея игровой опыт, сразу понимаешь запрограммированный алгоритм действий – так написали разработчики. Начинаешь игру и с первых шагов чувствуешь, что этот вариант непроходим. Иногда сразу закрываешь и запускаешь сначала, и так повторяешь много раз, пока при очередном раскладе вдруг ясно не увидишь, что появился шанс на успех. Как говориться, карта хорошо легла.  Ан нет – не получилось. "Жизни" закончились и теперь весь цикл уровня надо повторить заново.

А ведь для того, чтобы сыграть в выигрышном варианте, надо иметь опыт. Опыт именно этого уровня. И тогда осознаёшь, что всё-таки стоило пройти все предложенные этапы. Играть и надеяться на победу. Внимательно смотришь расклад, обдумываешь каждый шаг – увы, не смогла. Пробуешь снова – и опять не получилось, но сыграла лучше. И так, раз за разом рассчитывая, анализируя, начинаешь вдруг замечать допущенные прежде ошибки и при первом же заложенном выигрышном расположении легко и быстро переходишь на более высокий уровень. Но встречается ещё одно препятствие: бывает, ты не получишь победный вариант, пока не используешь накопленные бонусы.

В жизни нам приходиться постоянно преодолевать трудности: взаимоотношений, личностные, бытовые, производственные и много других. Встречаются они на каждом шагу в виде маленькой кочки до высоких гор. Ну, как говорится, никто и не обещал, что будет легко…
Встретив очередное препятствие на своём пути и видя сложности его преодоления, можно спрятаться и, не решая, кое-как обойти, переждать. Как закрыть уровень, который кажется невыигрышным. Не решая, не проходя, спрятавшись в свою скорлупу, надеясь, что само собой рассосётся.
Особенно мелкие заморочки, которые, на твой взгляд, ни к какой выгоде и не ведут.
А они почему-то не рассасываются. Не умея справляться с незначительными, более значимые уже вгоняют в ступор и панику.
Всевозможные сложности, проблемы встречаются у нас каждый день на каждом шагу – мелкие, крупные – самые различные, и если не прилагаешь усилий справиться, разрешить их, то обрастаешь ими, словно веригами, и не имеешь никакой возможности двигаться дальше. Жизнь становится серой, тусклой, безрадостной и нелёгкой в целом. И вот когда случается получить от жизни выигрыш, взять его оказывается невероятно сложно. И человек вздыхает: «Да у меня столько всего накрутилось…»

Надо понимать, что встретившиеся на жизненном пути трудности – это, как в игре, возможность перехода на новый уровень. Ведь преодолевая их, мы накапливаем опыт, совершенствуемся и закаляемся. Мы становимся более жизнестойкими, терпеливыми, мудрыми. И, преодолев, переходим на новый уровень. Он также не будет лёгким и поставит перед нами новые задачи, создаст новые трудности. Порой, решая их, придётся делать вложения средств (использование бонусов), но с каждой пройденной и разрешённой проблемой, возникшие препятствия не будут нас уже гнуть и ломать. А вот нерешённая проблема будет вновь и вновь возвращаться. До тех самых пор, пока не научимся её решать, иначе она полностью нас поглотит. Трудности, которые мы преодолели – не повторяются. А если и случатся, то мы, уже наученные, легко осилим, потому, что имеет опыт их разрешения.

Это жизнь и другой она не бывает. Наверное, даже у амёбы есть свои сложности бытия. Это алгоритм разработчика, это – замысел Творца. Для нашего самосовершенствования, развития нам посылаются новые и новые задачи и препятствия, и только тогда мы может двигаться вперёд, когда научимся их побеждать. Как школьник переходит из класса в класс, так и мы по жизни, преодолевая невзгоды и решая возникшие проблемы, переходим на новый более высокий уровень. И как в игре, чем выше уровень, тем интересней играть. А в жизни – интересней жить... Но только в жизни "Жизнь" у нас одна.

28.03.2019