На самом высоком уровне

Анатолий Белаш
                Меня, как и многих моих соотечественников, интересуют обстоятельства и причины развала Советского Союза, поэтому, увидев в библиотеке книгу Строуба и Тэлбота «Измена в Кремле», я захотел её прочитать.
 
                Книга американских политиков и ученых, второй из которых был советником и заместителем Госсекретаря США, рассказывает о советско-американских отношениях в период перестройки и развала СССР. 

                У нас нередко развал советской системы объясняют происками администрации и спецслужб США. Не сомневаясь в том, что крах СССР был в их интересах, я всё же всегда думал, что вмешательство США не было существенным.

                Свидетельства, приведенные в книге, полностью это подтверждают. События в СССР были для американцев полной неожиданностью. Вот только одно из свидетельств – в период крушения берлинской стены один из журналистов спросил президента Буша, предполагал ли он такое развитие. «Нет, этого я не предвидел» - ответил  Буш.

                Администрация президента США была крайне озабочена развалом СССР, опасаясь расползания атомного оружия по отколовшимся странам. Тэчер была против объединения Восточной и Западной Германии, не желая её усиления.
      
                Содержание книги, статус авторов не дают основания сомневаться в их компетентности и правдивости, но меня настораживало отсутствие указаний на первоисточник, переводчиков, несоответствие названия книги содержанию, и я стал копаться  в интернете.

                Выяснилось что в Америке книга была издана в 1993 году под названием The Highest Levels (The inside Story of Cold War). У нас переиздана в 1994 г  под таким же названием «На самом высоком уровне». Переводчики – Т.Кудрявцева и Н Изосимова. Рецензент Юрий Язовских объясняет изменение названия торгашеской уловкой и в согласии со мной заключает, что американцы вообще никак не готовили развал СССР, а с удивлением следили за событиями в нашей стране не в силах повлиять на события.
               
                В книге приводится любопытный факт. В  декабре 1989 года после кровавых событий в Румынии, свержения и убийства Чаушеску, силы безопасности устроили бойню. Госсекретарь Бейкер заявил, что США не будут возражать, если Варшавский договор сочтёт необходимым вмешаться в дела Румынии. Авторы с иронией отмечают, что это было в 10ую годовщину осужденного Америкой вторжения в Афганистан и сразу же после её интервенции в Панаму. Это уравновесило бы действия США в Панаме и на Филиппинах.