Жизнь - путь и общение

Михаил Шаргородский
В жизни все находится в непрестанном движении. Время, люди, транспорт и т.д.
Естественно, что в пути все объекты движения соприкасаются между собой, находятся в какой-то форме общения.
Пока дети малы их круг общения - это родители. Подрастут - прибавляется школа. После нее некоторые поступают в ВУЗы, некоторые попадают на производство. Здесь формы общения складываются примерно одинаково.
Есть старший, чаще всего бригадир, он наставник. Работать надо под его началом. Первоначально, вновь пришедший восторгается мудростью и умелостью своего руководителя.
Проходит время, новички постепенно осваиваются, некоторые поступают на заочные отделения ВУЗов. Через какое-то время такой новичок начинает замечать, что его начальник не так уж мудр, каким казался вначале, что мышление его застыло на каком-то определенном уровне, и т. п.
Трансформация мышления и восприятия весьма проста. Новичок ведь учится, а мастер нет. Естественно, что он его может перегнать. Иногда это достаточно  болезненный процесс. Но не очень длительный. Вопрос в том, что такие ситуации могут повторяться неоднократно, по мере изменения характера деятельности, или места работы.
"Подросшего" новичка, когда его новые качества становятся очевидными, куда-нибудь переводят, или он сам переходит.
Но пока они работают вместе, форма общения традиционна. Старший смотрит сверху вниз, младший снизу вверх.
Через всю эту ситуацию я в полной мере прошел. И даже когда меня на одну ступеньку выдвинули, я искал контакты с более опытными работниками, с  ведущими инженерами так или иначе помогавшими мне освоить профессию.
Не формальные, а даже дружеские отношения у меня сложились с начальником одной из служб завода.
Он иногда помогал мне в студенческих делах. В свою очередь, я очень старался помочь ему в жилищно-бытовых вопросах, где у него были серьезные проблемы.
Причем не только сам. Но и других, могущих быть полезными, привлекал. Он был старше меня и по возрасту и по должности, и это наложило определенный отпечаток на наши взаимоотношения  того периода.
Примерно в этот же период у меня произошла ссора с коллегой из другого цеха. Он  за выпивку уволил одного специалиста, фрезеровщика, равного которому я после этого никогда не встречал.
Я был категорически против, понимая, что заменить его некем.
Этот вопрос получил широкую огласку, и привел к тому, что мы с коллегой перестали общаться.
Вскоре меня взяли на работу в Министерство, и заводские неурядицы остались позади.
Я уже оканчивал институт, и ко мне все новые коллеги относились, как к равному.  Более того. Поскольку я был только что с завода, со мной даже консультировались те, кто уже давно не был связан с производством.
Видимо это придало мне определенной смелости, и я, наверное,  где то перешел принятую планку отношений, что привело к неприятной для меня стычке со старшими по возрасту коллегами.
Общение тоже наука, и ему надо учиться всю жизнь. Ошибки здесь всегда наказуемы.
Постепенно я неплохо усвоил правила общения с учетом существующего менталитета.
Суть его заключалась в том, чтобы  "никому не наступать на ногу" и не допускать того, чтобы "наступали на ногу тебе"
Однажды, на Новый  Год я решил навестить своего заводского друга, о котором  говорил выше и с которым мы давно не виделись.
Придя к нему, я неожиданно встретил там человека с завода, с которым мы разошлись, не примирившись.
Он тоже пришел поздравить своего заводчанина. Мы оба опешили от неожиданности, и чуть-чуть не сошлись в рукопашную. Кончилось тем, что я схватил свою шапку и ушел. Как мне кажется, мой визави тоже сразу ушел.
Разумеется, настроение у меня было крайне испорчено.
На второй день, на работе, я рассказал своему шефу (бывшему главному инженеру завода) о вчерашнем эпизоде.
При этом я высказал мысль, что хозяин дома, не сумевший обеспечить безопасность своим гостям, должен хотя бы извиниться перед ними.
Шеф согласился с моим мнением. А  Серго (так звали хозяина квартиры)  очевидно, мыслил по-другому. А может быть, оставался под старым впечатлением  своего старшинства надо мной. Но, так или иначе, он не перезвонил мне и не извинился. Я тоже не звонил. Так прошли неделя, месяц, год, наши отношения полностью прекратились.
Прошло лет десять, или даже больше. Я женился, стал отцом двоих сыновей, получил квартиру, и полностью ушел с территории завода.
Однажды я повел детей в городской парк на аттракционы. Неожиданно, столкнулся там с Серго, бывшему на прогулке в парке, со своей малолетней племянницей..
Он встретил меня так, как будто мы только вчера виделись, и между нами не было столь длительного разрыва в общении. 
Узнав, что я живу неподалеку от парка, он напросился ко мне в гости. Он хотел познакомиться с моей женой и увидеть наше новое жилище.
Когда пришли, он представился, как старейший друг и коллега. Жена быстро собрала что-то на стол. А Серго был почти профессиональный тамада.  Взяв бокал в руки, он очень подробно рассказал моей жене, что его со мной связывает многолетняя дружба и сотрудничество, а также теплые семейные отношения. И еще много подобных вещей. Когда наступил мой черед ответить, я сказал, что мы никакие не друзья, что дружбу мы сохранить не сумели, что за последние 10лет вообще никак не общались. Что мы попросту бывшие сослуживцы. У моей жены от такого моего выступления чуть инфаркт не случился. Она не могла себе представить, что за столом можно говорить такие вещи.
Судя по всему, у меня старая обида не прошла, и говорил я с напором и очень запальчиво. Мы распрощались и больше не встречались.
Кстати, мой бывший шеф, которого я поставил в курс дела, хотя был уже на другой службе, посчитал, что я и на сей раз прав.
С его мнением я привык очень считаться. А тогда это мне нужно было еще и потому, что моя жена считала, что не надо было отчитать человека в столь жесткой форме, да еще и за столом.
Для себя я сделал вывод, что жизни путь продолжается, а вместе с ним совершенствуется, или изменяется, и  система общения с людьми.
Для завершения этих заметок, следует привести еще один эпизод.
У моего бывшего коллеги с завода, с которым мы были в ссоре, неожиданно скончался отец. Я посчитал, что при таком несчастье не следует сохранять неизмеримо меньшую по исходным причинам ссору.
Я пришел на гражданскую панихиду. Увидев меня, он страшно изумился. Я даже немного задержал очередь,  пришедших выразить соболезнование. Я показал рукой на гроб и изобразил крест, что должно было означать, что на таком фоне, старые дрязги должны быть списаны. Он все понял, и мы обменялись рукопожатием, означавшим мир и дружбу. Так и произошло. Позднее мы познакомились с его женой.
Она работала в медицинском учреждении, куда я был прикреплен для лечения. Мы даже подружились с ней, и она все время удивлялась, что при таком потенциале  дружбы, мы так долго не были знакомы. Я понял, что муж ей не говорил о ссоре на производстве, поэтому тоже ничего не объяснял.   
В отличие от первого эпизода, я потом искренне сожалел, что мы раньше не закрыли свою ссору, имея в виду, что она не содержала личных обид и оскорблений.
Общение очень важная составляющая человеческого бытия. Большинство выстраивает его  по своему уму и разумению.
Разумеется, оно может быть очень разным. Главное, чтобы общение между людьми строились на основе уважения и терпимости друг к другу.
Сегодня, когда с высоты прожитых лет, я оглядываюсь назад, то хорошо вижу, что мое общение с людьми не всегда строились наилучшим образом. До поры до времени,  чаще всего преобладали эмоции, а это далеко не всегда правильный путь.
Со временем я хорошо понял, что существуют личные взаимоотношения, которые ни в коем случае не должны затрагиваться, а тем более ущемляться,  при любом споре, А все остальное - прикладное.
Именно с этого, как  мне кажется, мое общение и по службе, и вне ее, стало выстраиваться на грамотной и приемлемой  для всех основе.