Записки экскурсовода Часть 2. Пробные экскурсии

Светлана Шаляпина
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/03/24/1488

После окончания лекций через несколько месяцев - индивидуальное собеседование и зачёт. Затем нужно написать весь текст экскурсии, которая длится час. Компьютеров еще не было, поэтому весь материал для экскурсии  искали в книгах, лучше в первоисточниках. Нужные книги были в хороших библиотеках, но чаще всего их не выдавали на руки. Приходилось часами сидеть в читальных залах Публичной библиотеки, библиотеки Академии художеств и других.

Однажды, когда я уже работала, после очередной экскурсии пожилая  женщина меня спросила: "Скажите, а в какой книге я могу прочитать то, что вы рассказывали?" Что я могла ответить? О династии Романовых - в одной книге, об архитекторах,  строивших Дворец - в других книгах, о художниках, чьи картины мы видим на стенах Дворца - ещё несколько книг, об исторических событиях того времени - ещё несколько книг,  а ещё нужно прочитать об истории фарфора, о дворцовой мебели, об истории  и происхождении всех музейных экспонатов, разбираться в породах дерева наборных паркетов и т.д.

 Дворцовый парк - это отдельная экскурсия, но если спросят о чём-то, касающемся парка, его скульптур, исторических памятников,  не пошлешь ведь человека к другому экскурсоводу. А любознательные экскурсанты задают вопросы, которые могут касаться чего угодно.

Итак, текст экскурсии написан. Методисты его проверяют, рецензируют. Кому-то приходится переделывать эту работу. Наконец, получен допуск к проведению пробных экскурсий. Что это такое? Очень просто. Если человек уверен в себе, он приглашает на прослушивание экскурсии методиста, который допускает или не допускает к работе.

 Этот шаг для многих очень труден. Представьте, вы выходите к незнакомым людям, которые даже не догадываются, что вы ведёте экскурсию в первый раз, а вы волнуетесь, голос дрожит, вы не укладываетесь в нужное время и задерживаете группу, которая идёт следом  за вами. ( И за это вас ждёт нагоняй от бывалого экскурсовода! ). А методист находится в группе как обычный экскурсант и замечает все ваши ошибки и промахи. В одном зале вы забыли показать китайские вазы, в другом зале вы не успели рассказать о живописном плафоне. А в конце экскурсии вам задали такой каверзный вопрос, что вы не смогли на него ответить. И вообще вы слишком нервничали, поэтому ваш рассказ был сбивчивым. Да, ещё вы очень тихо говорили, и не все вас слышали.

Впрочем, всего этого можно избежать. Вы посещаете экскурсии опытных экскурсоводов, набираясь у них знаний и умений, проводите столько пробных экскурсий, сколько вы хотите, не приглашая методиста, и никто не видит вашего позора, если он случается. Вы постепенно приобретаете опыт, но работаете при этом совершенно бесплатно.

Я помню, что несколько девушек, не уверенных в себе, довольно долго работали таким образом и так и не решились пригласить методистов для прослушивания. Постепенно они исчезли из нашего поля зрения.

А нас, допущенных, оставалось все меньше. Мы начали работать летом, в разгар туристического сезона. Перед Дворцом выстраивались огромные очереди, и мы проводили по 6-7, а то и 8 экскурсий. Много часов на ногах, поесть - только то, что принесено из дома, и то в спешке. В конце рабочего дня - гудящие ноги, хриплый голос и неимоверная усталость. А у тех, кто живёт в Ленинграде, город тогда ещё так назывался, ( и таких большинство ) впереди долгая  дорога домой - у меня полтора-два часа. Такую работу выдерживали не все. Из 60-ти человек, набранных на курсы, и 15-ти допущенных к работе, нас осталось пятеро, самых "подкованных" и стойких.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/03/28/1712