Духовный подвиг

Марина Стригина
         Сердце творческого человека всегда испытывает огромные перегрузки, нравственные, эмоциональные. На его плечи ложится людская боль и светлые моменты народной радости. Часто современники и не осознают, что рядом с ними живет человек, совершающий духовный подвиг. Единство родины и судьбы писателя-патриота нашло отражение в произведениях Александра Щербакова, где чувствуются одновременно ранимая нежная душа и энергия мужской силы человека-созидателя.
         Современная литература изобилует различными направлениями. И мир прозы Александра Щербакова уникален тем, что живет по своим законам. Многоплановость и широта взглядов писателя нашли отражение в его творчестве, где в арсенале уже более тысячи произведений. Рассказы Щербакова особого литературного жанра нон-фикшн («Христопродавец», «Забулдыге рак на горе свистнул») сменяются постмодернизмом, где наряду с соприкосновением реального и фантазийного («Первый поцелуй», «Ангелочек. Драма у реки») мы видим парадоксальные компромиссы между жизнью и смертью («Андрейка, я соскучилась!», «Павлик. У последней черты»), границы устоев и абсурда («Оленька»), памятник страданию и мужеству нашего народа в годы ВОВ («Смертельный десант», «Медсанбат»).
         Сложные процессы, происходящие в мире, ставят под сомнение моральные принципы, духовное и нравственное начало человека. И настоящая литература призвана помочь читателю найти великую историческую правду. Неслучайно, в рассказах о ВОВ Александр Щербаков ведет нас по дорогам военных действий своего отца, принимавшего участие в боях на Северо-Западном фронте в Новгородской области, максимально приближая читателя к реальным событиям. В связи с этим, произведения о Великой Отечественной войне Александра Щербакова, вошедшие в сборник «Пылающая звезда», посвященный отцу Щербакову Ивану Петровичу, заслуживают особого внимания.
         Среди литераторов принято изображать Великую Отечественную войну, показывая героизм народа. И, несомненно, это правильно. Русские мужественные воины вынесли на своих плечах все тяготы боёв. И в произведениях Александра Щербакова, в литературном багаже которого огромное количество военных сцен, такие герои, безусловно, занимают центральное место. Меткость подобранных слов, яркие описательные обороты, умение лаконично рассуждать о глобальных вопросах позволяют беллетристу с точностью передать эпоху военного времени, ее героизм и жестокость.
В рассказе «Дружок», представляющем собой зрелое произведение писателя-баталиста, проблемы мужества, дружбы, самопожертвования гармонично встроились в текст произведения, где действие развивается в мирное и военное время. Рассуждение об армейских друзьях и воинском братстве, представленное в начале произведения, красной нитью проходит через сюжет рассказа.
         В произведении прослеживается одна из главных задач автора: сохранить в памяти людей страницы «неприкрытой» жестокой правды о войне, вызвать сострадание к людскому горю. И мы видим, как война, добравшись до мирной жизни, преподносит родителям Алексея «страшный сюрприз» – фрагменты тела их сына.
К мысли о беспощадности войны автор обращается, описывая бои. Используя прием контраста между красотой природы («прелестные цвета радуги», «хрустальная роса», «переливные трели жаворонка», «щелкотня кузнечиков», «аромат луговых трав») и свирепостью боев («безысходный страх», «залповая смерть», «вражеские трупы»), автор показывает противоестественность войны, которая врывается в мирную жизнь человека. Военные эпизоды рассказа, описывающие бои на Северо-Западном фронте в Новгородской области (Старая Русса-Демянск-Рамушево), раскрывают отношения между людьми в экстремальной ситуации. Отрадно, что герои, объединенные общей целью победить непримиримого противника и остаться в живых, бережно относятся друг к другу, помогая товарищам и спасая им жизнь.
         Образ главного героя Дружка писатель наделил далеко неоднозначным характером. Валентин, будучи в начале произведения человеком с не самыми высокими нравственными ориентирами, на войне проявляет лучшие качества: самоотверженность, честность, стойкость, готовность отдать жизнь за названного брата. В эпилоге автор подчеркивает, что такому герою не чуждо чувство вины за проявленную слабость, которая привела к гибели близкого человека.
Таким образом, показывая в конце произведения, что родные погибшего героя помнят его и приходят на могилу, автор приводит читателя к мысли о том, что нельзя забывать о войне, унесшей миллионы жизней и разрушившей судьбы людей.
Стремясь достучаться до глубин человеческой души, способной к сопереживанию, передать любовь к родному краю и всему живому, Александр Щербаков в рассказе «Ласточка» повествует об истории бесславной гибели на войне красавицы лошади.
Война – противоестественное явление для всего живого на земле. И особенно животные беззащитны перед страшными фронтовыми условиями и часто становятся жертвами жестоких обстоятельств, тягостных условий войны. Описывая реальные бои, проходившие на Северо-Западном фронте в Новгородской области поздней осенью 1942 года, Александр Щербаков рассказывает о том, как «ненаглядная зазноба» с «конским хрюпальником» и «громоздкой ряхой», Ласточка, оказалась в реальности войны на «пристанище смерти». Характеры героев писатель раскрывает сквозь призму отношения к животному.
         Уже в начале произведения среди злобных и яростных схваток с врагом, «сероводородных купелей», «кровавой мясорубки» читателю является светлый образ исключительно мирной жизни – «ласкуня» на стройных прелестных «ходилках-брыкалках», красотка с «покладистым, незлобивым характером», дружелюбная лошадь Ласточка. Люди, измученные боями, перестрелками между противоборствующими сторонами, не теряли умения радоваться жизни, питали к животному бескомпромиссную, безграничную любовь. Она отвечала им взаимной симпатией.
«На войне в отношениях не бывает пограничных состояний» – подчёркивает автор рассказа. Героям с внутренним миром, наполненным милосердием, гуманностью, добротой (ездовой Колчин, разведчики) писатель противопоставляет «страшного нахалюгу», «любителя пображничать», Алабужева, у которого к «несчастной твари» лишь презрение. Беллетрист обращает внимание на то, что человек, жестокий к животному, не может быть милосерден к людям. Неслучайно именно Алабужев, оскорблявший людей матерно, занимавшийся рукоприкладством, и стал причиной гибели Ласточки. Писатель мастерски показал всю глубину горя, испытанного бойцами – свидетелями смерти лошади. Читателю становится понятно: люди, часто видевшие человеческие страдания и жертвы на войне, не остались равнодушными к жестокости происходящего, их душа переполнена жалостью к погибающему животному, любимице Ласточке.
         Так, война в своей «смертоносной круговерти» не пощадила никого. Люди, лошади… Каждый проходил своё испытание в дьявольских болотах под Старой Руссой.
Одно из ярких произведений Александра Щербакова – «Первый поцелуй». Продолжая традиции отражения событий ВОВ, воссоздавая картины боев и быта войны на Северо-Западном фронте в Новгородской области близ населённых пунктов Старая Русса и Демянск летом 1942 года, писатель затрагивает проблему взаимоотношений между женщиной и мужчиной в военных условиях. В диалоге героинь, медработников Ирины и Полины, видна авторская позиция: любовь на войне рассматривается сквозь призму возможной гибели предмета обожания, чего почти не бывает в мирное время. Поэтому на войне любовные отношения более страстные, яркие. И первый в жизни героев произведения поцелуй оказывается сопряжен со смертью. «И на том спасибо», – считают бойцы.
         Автор подчеркивает, что страдания героев, находящихся в нечеловечески сложных военных условиях, неизбежны: нет дегтя для керзачей, поэтому ноги у всех сырые; дорог тоже нет, а только глубокие колеи, где увязают двуколка и Т-34. Болота. Непроходимые чащи. Беллетрист показывает, что даже природа здесь не на стороне человека. Поэтому символично в произведении начало бури перед боем. Так писатель готовит нас к будущей трагедии, говорит о движении в пропасть, невозможности выжить, потому что о мирной жизни напоминают лишь летние облака и размышления девушек о любви.
         Так уж вышло, что первый поцелуй в военной судьбе молодых героев сопряжен со смертью. Полина впервые в своей жизни поцеловала умирающего солдата. А лейтенант Екимов наблюдал свой первый, уже виртуальный, поцелуй «с небес». Тем самым автор подчеркивает трагичность любовных отношений во время войны.
Таким образом, Александр Щербаков не тешит читателя картинами удачной и счастливой жизни, а, являясь совестью своего времени, заставляет задуматься над нравственным подвигом, совершенным людьми в годы ВОВ.
«Улыбка бога»… Именно в этом легендарном произведении Александр Щербаков, раскрывая тему войны, ставит необычную для литературы проблему страшных, нечеловеческих условий на войне. Описывая реальные бои 19-21 июля 1943 года на реке Полисть возле Старой Руссы, автор представляет вниманию читателей войну «без прикрас»: «людские клочья, оторванные осколком конечности», «винегретная мешанина из тысяч протухших человеческих тел». Всё это даёт возможность задуматься об обратной стороне победы и романтики войны. Александр Щербаков заставляет плакать над эпизодом, когда герой, прощаясь с жизнью, вспоминает о матери, которой «случилось остаться на земле» без любимого сына. Используя прием антитезы, автор страшным, нечеловеческим условиям военных действий противопоставляет радугу. Именно она, являясь всего лишь иллюзией, дарит воинам надежду на спасение.
         В рассказе «Василек Тевтонский Бантик», созданном в сентябре 2016 года, описываются бои 7-ой гвардейской Краснознаменной Режицкой стрелковой дивизии по уничтожению действующих частей врага на Курляндском плацдарме. В произведении автор затрагивает вопросы взаимоотношений между военнослужащими и организации быта в суровых условиях боёв, проблемы мужества, отваги и страха, мудрости командования и нравственного выбора.
         Завязка в рассказе «Василек Тевтонский Бантик» происходит с момента, когда колонна советских военнослужащих двигается к историческому замку Тевтонского ордена, месту временной дислокации, на ночлег.
         Несмотря на мирное название произведения, уже в начале рассказа в противовес празднованию победы звучат тревожные нотки в предупредительных словах майора о том, что это «чужая страна» и нужно «беречь людей». А ведь главный герой, Василёк, представленный читателю автором еще в экспозиции, – сугубо мирный человек, переводчик из местного населения, «пацанчик с виду лет восемнадцати», с завитушками волос и конопушками на курносом лице, которого писатель ласково называет «кучерявым хлопчиком» и «орёликом», восхищаясь прелестью его молодости. И описание военного быта, устроенного со строгой дисциплиной, тоже больше напоминает мирные хлопоты: «мужики с лошадьми, двуколками, телегами, со всей хозяйственной утварью и тюками с сеном», железо, бочки, лопаты, ломы, фомки, кувалды, фанерные листы, доски, даже кирпичи и оконные стёкла», фураж для лошадей. И только наличие миномётной матчасти, оружия и боеприпасов говорит о военном времени.
         В момент обустройства быта в Тевтонском замке главный герой проходит далеко не милосердное испытание, «посвящение в гвардейцы», которое организует «балагур» сержант Сарафанов, ссылаясь на армейскую традицию. Обманув Василька, люди с «зачерствевшими душами», уже отпраздновавшие победу, повидавшие много смертей и горя, выставили ничего не подозревавшего юношу-интеллигента на посмешище, тем самым ранив его самолюбие. Солдаты не задумывались о причиненных страданиях. Лишь грамотное поведение командира «спасло ситуацию»: заставило Василька утереть слезы, а обидчиков задуматься о произошедшем.
Хотя автор с любовью и нежностью описывает главного героя, не жалея для него ласковых слов, в конце рассказа мы видим, что Василёк погибает от пули советского лейтенанта Чулкина. Символично, что именно юный переводчик, которого еще недавно высмеивали солдаты, бесстрашно вступился за бывшего офицера Коновалова, не зная, что жизнь штрафника на войне была «государственной собственностью» и «не имела цены». Автор рассказа подчеркивает, что не место мирному мальчишке на поле боя. Его молодость, неопытность, горячность, стремление совершить подвиг, незнание законов войны привели к гибели.
         Авторские размышления о том, что борьба между двумя непримиримыми грубыми силами на войне однозначно приведёт к неизбежным жертвам, ставят точку в рассказе, являются финалом произведения.
         Таким образом, создавая произведения о Великой Отечественной войне, Александр Щербаков считает необходимым ответить на важнейшие вопросы: какой ценой доставался героизм, чем жертвовали люди ради победы?
         В сборник «Пылающая звезда», посвящённый 75-летию ВОВ, вошло одно мистическое произведение Александра Щербакова – рассказ с житейским названием «Рандеву после дождя». И это неслучайно. Несмотря на то, что в произведении описываются современные события, образ отца-фронтовика сыграет важную роль в судьбе героя.
Раскрывая проблему смысла жизни человека, указывая на вопросы, волнующие каждого в определённый момент бытия, автор в рассказе использует мистические образы. Смерть, пришедшая за главным героем, подталкивает персонажа, перспективу которого автор вырисовывает метафорами «громадьё планов» и «сияние благополучия», на серьёзный анализ прожитых лет. Апостол успения призывает героя не фальшивить и требует держать ответ за совершенные поступки, обвиняя в том, что все достижения и материальные возжелания нужны были для большой услады, а не для бессмертия души.
         Автор (устами Ангела смерти) совершает суд над судьбой героя, подчеркивая ошибки, учинённые в семье, приведшие к одиночеству персонажа: в его жизни есть лишь невнимательные, чёрствые родственники и друзья, которые появляются по необходимости из меркантильных интересов. Демон произносит резюме прежней жизни героя, где он был успешным бизнесменом, подчеркивая, что всё складывалось внешне удачно и был «прекрасный шанс проявить себя на земле». Итог разговора персонажа и Ангела Смерти таков: вряд ли можно назвать настоящую жизнь героя благодатью, она – лишь агония несбывшейся мечты.
         В развитии сюжета переломным моментом является заседание представителей потустороннего мира и бравого военного, лет двадцати отроду, солдата с наколкой СССР и лучами солнца на запястье, которого читатель уже встречал в начале рассказа за столиком ресторана. Неслучайно именно он «горячо требовал» дать шанс персонажу остаться жить и выполнить своё предназначение, ведь это и есть отец главного героя, принимавший участие в Великой Отечественной войне.
Символичны условия, поставленные Смертью в качестве назидания на дальнейшую дарованную жизнь: нужно наслаждаться жизнью, но всегда помнить о финале, выстраивая свою судьбу согласно предначертанию, и ставить задачи значительно более широкие, выходящие за рамки материальных. Важно, что именно отец, военный подвиг которого герой безмерно чтит, после ухода представителей потустороннего мира возвращается, чтобы в финале произведения подвести итог и задать сыну вопрос о смысле его жизни.
         Таким образом, процесс поиска цели существования, проходящий в рассказе Александра Щербакова в трёх измерениях (в настоящее время, в потустороннем мире и в эпохе ВОВ), заканчивается осознанием персонажа себя как писателя: «Рука машинально потянулась за карандашом»… Именно в этом произведении писатель отдаёт дань своему родителю за творческую силу.
         Изучая биографию Александра Щербакова, понимаешь, что перед нами человек из числа легендарных пассионариев, людей с огромной жизненной энергией, способных менять действительность вокруг себя… Его дела и начинания, огромный багаж знаний, нажитый опыт, компетентность в исторических темах привели к писательскому труду и к возможности влиять на людей, формировать их нравственный потенциал, представляя свою точку зрения на события прошлого.
Март, 2019г.