Мартовская поездка в Пьяченцу

Ирина Завадская-Валла
В доме на via Cristalli , куда я приехала к ужину( итальянский ужин не позднее 20-00) явно напряжённая обстановка. Мои давние друзья – он и она: Сальваторе и Ксения пару лет назад купили трехэтажную виллу в центре Пьяченцы. Сами разместились повыше , обустроившись на последнем этаже, нижние уровни – под минигостинницу, состоящую из трёх апартаментов.
В последний мой приезд – в ноябре  гостиница была перед запуском. Я с женой моего двоюродного брата – Натальей были вторыми или третьими постояльцами. Не снимали курток, мёрзли вечерами и только ночью под одеялами согревались и засыпали.  Да дивились тому, как будут жить следующие люди уже в зимний период.  Хотя итальянцам не привыкать – у них везде в домах холодно. Зимой – каторга Сибириана.

И вот – весна, 25 марта, я снова в дорогом моему сердцу городе.  Это попадание в раннюю весну даже для меня самой стал полной неожиданностью. Но о причинах – позже.
От ж.д вокзала – la stazione ferroviaria - приняла решение ехать на автобусе. Здешние
автобусы меньше чем наши минибусы в Питере. Мало посадочных мест, но весьма уютны.

 Итак, я на последнем этапе пути. Впервые еду не совсем поздно, определенно расслабившись. А, главное, этот маршрут под номером один открывает передо мной остановку за остановкой всю средневековую Пьяченцу, о которой писала десять лет тому…  Затем автобус пересекает la piazza Genova и въезжает в новые кварталы.
Дорога заняла чуть больше получаса. Обычно я пешком дохожу за те же  время. Я не могла оторвать глаз  от сменяющихся улиц, бульваров, аллей с деревьями  тронутыми нежным оперением первых листиков. Казалось брызнули секундным зеленым дождичком. И полный восторг от белого, розового, фиолетовых оттенков на тоненьких деревцах – это цветы. Не увидела моей любимой магнолии – она ещё набирает силу, чтобы в апреле  удивить своими огромными фантастичным цветами на безлистных ветвях. Большие сухие, но не ломкие, листья коричневого цвета ковром устилают подножия. Новые  темно – зелёные листья, словно пажи при королевском дворе , примкнут , охраняя венценосные « их величества» великолепных цветов много позже.

Еду, смотрю и в унисон пишу:
В бело- розовой дымке апреля
город мой.
Я иду по Пьченце пьянея
встречей новой.
сердце бьётся будто прибой
светом, радостью.
взмою к небу,
Чтоб обнять tutte vie и дом,
где была я так счастлива...
Время
скоротечно. Считаю потери...
 Бьют часы... Вечер . Шесть. Бом ...бомм ...боммм
2

Древний город. Заблудившись  вмиг
Будешь долго плутать, возвращаться
к первой точке отсчета – sul' piazza,
где копытами бьют о гранит
В бронзе черной гнедые красавцы

В облаках затонули века -
кораблями качаются в зыбях
манускриптов, папирусных свитках…
Редко – редко их тронет рука.

Чаще память, коснувшись гранита
постаментов,забытое ищет
Счёт ведёт из глубин к сорока...

Ничего с собою не поделаешь… Тону, становлюсь той, которая жила во времена Юлия Цезаря.  Здесь, в этом  городе, которому невероятно много лет…
В 270-м году до рождества Христова заложены первые камни , ограничивающие квадрат  - decumano крепости.

Но вот, автобус почти приехал. Остановка «клиника  Пьяченца».  Сальваторе , покупая виллу, имел ввиду возможность сдавать апартаменты всегда без простоев. Сюда едут со всей Италии и из других стран лечиться. Высокоуровневые технология и специалисты в области отоларингологии. Носы, уши, горло. Узкая специализация.- все пути ведут... в Пьяченцу.

Он – Сальваторе не ошибся, предупредив, что мой приезд в этот период будет некстати. Программа попасть к нему на стрижку была под угрозой срыва. Утренний разговор с Ксенией был однозначен: - Приезжай, но у нас полное заселение. Спать будешь в комнате у Софии( дочке -7 лет). НО!!! Я шла до конца.
В Питере две недели назад моя мастер сделала хорошую стрижку, но не ту , что я просила. Мне надо КОРОТКО!под мальчика. Другой возможности приехать в Италию не будет до осени. 
Итак , я у дома. Звоню. Открывает старший сын -красивый , словно выточенный по всем канонам резцом скульптора,мальчик. Красивый пятнадцатилетний юноша. Очень похож на Ксению. Но абсолютный итальянец  - предельно вежливый, здоровается, провожает меня, несёт наверх мой чемодан. Приглашает присесть. Наливает в стакан воды. Спрашивает не включить ли ТВ. И уходит к себе  - сразу в уши неотъемлимый элемент – наушники. Всем привет.
Скоро слышу прибытие мамы с дочкой. Первая по лесенке мчится Софийка. Здоровается, обнимаемся. Мы искренне рады встрече. Показывает мне подарок от Бефаны – механическую собачку, которая отвечает и действует согласно командам. Понятно, что на батарейках. Потом тетрадь формата А -4, всю исписанную словами, буквами, предложениями, рисунками. На всех страницах высшие баллы от учительницы. Как не похвалить! София с раннего возраста очень хорошо рисует. И, во всем очень славный дружелюбный , любознательный ребенок. Жаль, что родителям не хватает для неё времени. Работа, быт… 
В Пьяченце не существует художественной школы для детей. Сама Ксения закончила здесь четырехлетнего обучение в художественном институте имени Гадзола. В доме на стенах висят художественные полотна написанные хозяйкой дома. На многих угадывается сама Ксения. Вот и она.
Мы знакомы и дружны более десяти лет. До моего отъезда из Пьяченцы каждый свободный от дома и семьи  момент времени проводили вместе. А для меня было большой удачей  мастерство Сальваторе. У него уже тогда был небольшой парикмахерский салон. Есть и сегодня.  Он -мастер высочайшего класса.
Обнимаемся быстро- бегом, но крепко и искренне. Скорее ужин…. Уже с большим опозданием.
И извинения, что не сумели для меня сделать по обыкновению пиццу. Хозяин дома -большая умница! Хорошо с удовольствием готовит. Ксения допускается только в качестве помощницы. Но помощница тоже высокого класса.

Продолжение следует