Твоя жизнь для меня 3 копейки

Людмила Захарова
Твоя жизнь для меня три копейки

     День слепящий, я проснулась раньше, раскрыла от штор стеклянную стену, полных три часа солнце попадало на балкон. Кошарики мои довольны. Вылежавшись с книгой и давлением, решила плыть по течению. Занимаясь домашними хлопотами, я не собиралась даже планировать, чем займусь сегодня.
     Фраза: «Твоя жизнь для меня три копейки» возникла сама по себе, не проводя никакой аналогии с текущим бытом. Ныне стала остро ощущаться краткость нашей жизни, вспоминать утраты близких, начиная с лихолетья, только расстраиваться. Тем более, нет желания описывать лица тех дипломатов, организовавших «Дюндюевка трейдинг лимитед» для торговли майками-трусами, где довелось поработать секретарем. Шеф, разговаривая по телефону, поднимал свободную руку, собрав три пальца щепоткой, не глядя на меня, чтобы принять текущий доклад. Я спросила у второй секретарши, ее муж был арабист, они жили в этих странах, что бы это значило.
- Обычно этим жестом просят подождать, но даже в нищей лавчонке можно не дождаться внимания. Разговор кратким не бывает, тем более, они здесь на чужбине.
     Не только это удивляло русских. Работали мы в редакторе, двуязычные контракты набирали по очереди. Но! Включать компьютер и заводить файл мы не имели права. Человек иногда опаздывал, но на логичное предложение, что мы можем и сами запускать в набор набежавшие документы, ответил резко.
- Мы платили за то, что учились работать в разных программах, а вы хотите бесплатно овладеть пользовательскими знаниями. Мы вас взяли стучать на машинке, вот и стучите. Вам лучше сразу сказать: на кого вы работаете?!
     Мы переглянусь с коллегой в полном недоумении, глядя на шикарный букет роз в вазе на нашем столе в приемной. В коридоре бурно обсуждалось гневное событие на родном языке фирмачей. Пустяк, а столько шума!
     Бочкообразный Хасан внес плов на серебряном подносе, запретив заходить на кухню, велел оставаться на женской половине (в комнате бухгалтерии). Я попросила принести нам вилки, чайник у нас был свой. Он показал нам трехперстную щепотку. Он был по хозяйственной части, иногда баловал офис национальными блюдами. Когда пришел с вилками и поставил бутылку коньяка на квартальный отчет главбуха, многозначительно изрек, что каждый спит на своем матрасе!
     Ольге вновь пришлось пояснять, что все мы русские бабы привыкли жить не посредствам. Намек был в мой адрес, третья поставка шмотья не продавалась на выездной торговле по заводам, ибо грек присылал только мой сорок пятый размер. Барышни-экономки пустились в различные предположения, но Ольга напомнила, что поставщик один лишь раз был в офисе. Именно тогда я перепутала сахарный песок с солью, чем и отличилась.
- Какой дурак просил тебя варить кофе?
- Генеральный тогда приезжал, пир горой был, как сегодня. Если бы пало подозрение на личные отношения с греком, она бы уже здесь не работала. Нас же всех предупреждали, принимая на работу, никаких личных отношений не заводить.
- А все женаты на русских!
- Поэтому никто не вернулся домой из СССР!
     Мы засиделись под коньячок, а на следующий день были вызваны на ковер к московскому шефу офиса. Вопрос относился ко всем четверым. Мы должны были решить для себя задачу: или фирма нам мало платит, или мы не умеем работать, если не уходим в 17.30. Объяснение наше бабье: мы попадаем в пробку, поэтому решили переждать час пик в метро. Шеф не планировал увеличивать зарплату за лишние тридцать минут, решил сократить рабочий день, не ущемляя нас в зарплате. Разумеется, после 16.00 звонков почти не было, а мы уже раздражали.Хасан занес три мешка в бухгалтерию, приказав разобрать, платья примерить, если подходит, показаться шефу, если он одобрит, то можем забирать себе. Бесплатно! Начался показ мод, все, что выше колена запретили одевать на работу. Классические модели деловых костюмов из несминаемых тканей по сей день выглядят презентабельно, ничуть не устарели. Я морально устарела, чтобы выглядеть шикарно. Тощая корова – не юная газель, говорят в народе…
     К девяносто шестому году все наши манагеры разъехались по бывшему союзу, открыв магазины и фабрики, шлепали этикетки «мейд ин ю.с.а.» на тряпки, фирма тихо прикрыла серые делишки, растворилась в небытие, оставив нас без пяти лет стажа. 

     Слишком много событий ускоряло жизнь, что мы не успевали замечать ее прелестей, а только охали, что еще десять лет прошло, ослепительная улыбка сточилась, а все так дорого. Приятель мужа поделился опытом, что он лечится у стоматолога в Подмосковье. Но и на это пока не было свободных денег, хотя цены были названы на порядок ниже. Но друг был настырным, заехал за нами и представил нас кривоногому ливанцу.
     Фаиз был непомерно болтлив, пока не подействовала заморозка, он рассказал, что женился на русской, что лет пятнадцать они прожили на его родине, вернулись снова в Россию. У них не было сыновей, только дочки, и дома считалось, что у него нет детей, советовали жениться на своей. Здесь они жили с родителями жены, пока те нуждались в уходе, затем купили кооперативную квартиру. Заглянул муж, ожидавший, что после укола я буду ждать действия заморозки в коридоре. Фаиз показал ему щепотку в три перста, продолжая изучать снимки. Я спросила его о значении жеста.
- Это значит, что твоя жизнь для меня три копейки. Так у нас говорят о пустяках.
- Но по-русски звучит оскорбительно.
- В нашей семье это так, чтобы не случилось в жизни. Вот зарплата у меня десять тысяч рублей, как у заведующего. У жены еще меньше. А мы купили кооператив, потому что старики сказали, что у Фаиза в России нет дома, а это позор на весь род. Все скинулись по сто долларов, вот мы и с домом. А я не самый хороший сын и брат. По всему миру раскидана семья, успешная родня вносит больший вклад.
- По всему миру? Как такое может быть? И разве успешным людям нравится тратить деньги на бедных родственников, которых не видели ни разу?
- Таков закон, они уважают слово старших. Разве в ваших нравах нет уважения к родителям?
- Есть такая заповедь. Вас, наверно, теща любила?
- Это мамочка жены – теща? Нет, она всегда корила дочку, что за нехристя замуж пошла. Ничего не хотела принимать из моих рук.
- Как же вы терпели?
- Я не терпел, я все прощения просил, что по вашим понятиям я похитил ее дочку.
- Простила?
- Нет. Это ее право, ее вера.
- Все равно непонятно, почему жизнь оценивается в три копейки?
- Потому что семья – это самое главное. Если торговец на базаре говорит с отцом или братом по телефону, это важнее, чем получить трехгрошовую прибыль. Если кто-то из молодежи провинится, собьет человека на машине, то старейшие придут к вдове и скажут ей эти слова.
- Но она может понять как угрозу, ведь речь-то о жизни.
- Да, именно о жизни ее детей, которых надо выкормить, выучить, женить, что семье виновника трагедии по силам компенсировать потерю кормильца.
- Но у вдовы есть семья, которая скажет вам, что жизнь вашего племянника не дороже трех копеек. Что тогда? Будете прятать по всем континентам?
- Всегда так отвечают. Это традиция. Но все понимают, что детей надо выучить, женить. По-нашему, женить, означает полностью обеспечить молодую семью квартирой, машиной, работой. Обычно семьи договариваются, но торгуются долго, конечно. Вдова знает, что если она захочет несчастный случай предать огласке, то ей не дожить до суда. Угроза реальная, этого не скрывают, поэтому призывают к благоразумию. Честь семьи не должна пострадать, а родственника мы сами накажем. Его бизнес передадут более достойному, за руль он уже никогда не сядет, могут и воспитание детей препоручить ближайшему дядьке.
- Очень странная трактовка, несколько пугающая. Зачем так глубоко зашифрованный жест вы показали мужу, что он значил в этом случае?
- Твои волнения пустяки, видишь, я занят! Не спеши, друг, раньше смерти не умрешь.
- Ну и шуточки у мусульман!
- Заблуждаетесь, мадам, никаких шуток и мусульман. Наша религия – семья, очень большая семья. Разве не так же у Христа? Все люди братья, любите друг друга, как себя, помогите слабому и так далее. В России беда, что семьи малолюдные, некому помочь. Мы ведь знаем своих предков, все колена, а иначе как женить парня?! Грех может получиться. Здесь я говорю: мой бог. Брат в Германии скажет: мейн готт! В Америке: май год! И так далее. Вся наша вера, что брат всегда брат, что ты нужен своей семье всегда. Поэтому и жить надо честно, и трудиться на благо всех. А еще стоматологи говорят: «Держи язык за зубами», а то слепок не получится. Язык, как меч обоюдоострый, можешь и сам пораниться.

     Фаиз умел заговорить зубы, отмахивался от вопросов о цене. Его простодушная доверчивость умиляла, он не записывал телефонов, по зубам узнавал пациента. Неужели его не обманывали чисто по-русски?
- Сестра, а как можно обмануть доктора? Я же по снимку вижу, сколько какой зуб продержится. А вот человек с зубной болью прибежит, не продержится. Ну, а кто не может заплатить, разве он должен мучиться? Пусть не платит, а мне бесплатная реклама компенсирует затраты на материалы. Каждые полгода надо показываться стоматологу, но у вас панический страх с детства, как оправдание. Дома у меня был кабинет, вся родня по графику навещала меня, никто не боялся из малышей.
- Как же вы решились бросить устроенный быт?
- Я же говорил, родители заболели. Мне здесь интересно работать. Порою неделю думаешь, как на трех корнях построить мост, сделать невозможное. И делаешь, и получается. Мне радость и беззубому счастье! Разве это не награда?
     Награда стать русским, разделить все тяготы маленькой хрупкой женщины, принять в сердце огромную страну, как сестру, навсегда. Это не глупость, не подвиг, просто его семья стала еще больше. Ничего нового в этом нет. «Носите тяготы друг друга», - сказал Господь две тысячи лет назад. Сказал для всех, но некоторые оглохли, что не может исказить смысла.
     Воспоминания бывают приятными, если светлая память о человеке внезапно настигает тебя. Фаиз не помнил бесчисленных имен, только наши ослепительные улыбки в зеркальце стоматолога.

     День сегодня удался. И вечер принес радость встречи. Сын обещал народить еще кучу детей, чтобы бабуля не забывала свою молодость, глядя на внуков. Фаиз ему поставил не только зубы, но и правильный взгляд мужчины на нашу корявую жизнь.

27.03.19