Одесса. Не просто точка на карте

Александр Ерошкин
Лето 1975 года. У меня отпуск. Я решил никуда не ездить. Заготовил пачки бумаг, ручки, соорудил во дворе нечто вроде шатра, где можно спастись от дождя и от солнца, Продумал режим дня: вечером буду ездить на велосипеде купаться на речку или на городской пруд. Вставать рано, очень рано и писать, писать, писать. План романа уже был составлен, основные герои продуманы, а перепетии, я в этом был уверен, будут рождаться по ходу.

Один день – это понедельник – прошёл в соответствии с замыслом. Исписал много листов, но задуманное обрастало подробностями и расползалось. Вечером я сложил написанное, отнёс в комнату, положил на полку. Ездил на велосипеде, купался, встретил много знакомых, но промолчал, что я в отпуске и пишу роман. Во вторник утром рано  в добром настроении я ещё до завтрака сумел написать немало, как мне казалось, безсмертных страниц…

Потом мы с мамой неспешно завтракали, она вскоре куда-то ушла, а ко мне пришла группа студентов из техникума. Многих я знал, один жил по соседству. У них проблема. Они полгода договаривались о поездке на Украину на уборку огурцов, ехать нужно уже через день, единый железнодорожный билет до места куплен, но преподаватель, который должен с ними ехать, категорически отказался. Они пришли в горком комсомола за помощью, там им сказали, что я в отпуске. И они пришли ко мне, чтобы меня уговорить.  Мы сидели «под шатром» вокруг моего стола посреди двора, от чая и от кофе гости отказались, а я понял, что ребятам нужно помочь, но согласился ехать с условием, что поеду ещё и с друзьями. Коллективный билет туда позволял мне взять ещё трёх человек. Скорые сборы, и  мы поехали в Одессу.

За полтора месяца я увидел, что ребята в группе хорошие, группа дружна, но, как  я и предполагал, мы ничего не заработали. Но мы и не перенапрягались. Мы отдохнули под солнцем юга, загорели, узнали особенности того края. На полях села Яськи мы собирали огурцы, вставали в шесть, завтракали и на поле, до обеда  собирали огурцы, а после почти ежедневно был почти тропический ливень, в поле не выйдешь, потому  загорали во дворе общежития, на берегу реки или куда-нибудь ехали. Каждый не по одному разу побывал в Одессе.

При своём первом путешествии по Одессе я прошёл от железнодорожного вокзала до морского вокзала пешком по Пушкинской улице, мимо музея Пушкина, мимо музея восточного искусства, вышел к Потёмкинской лестнице, к Дюку и Лаокоону, спустился на Приморский бульвар, а там примкнул к обзорной автобусной экскурсии. Одномоментно на меня свалилось много  различной информации о городе и горожанах, о героической защите Одессы в годы Великой Отечественной войны и о её освобождении.

Один факт меня тогда и удивил и даже обрадовал: одесские партизаны расправились с предателями, которые прислуживали фашистам  и убивали своих. Экскурсовод рассказала, что весь город был заставлен виселицами. Но впервые люди в большинстве своём радовались этому явлению. Позднее я пытался отыскать в библиотеках эти данные, но не нашёл. И только с появлением интернета увидел фотографии освобождённой от предателей Одессы.

24 декабря 1943 года началась Днепровско-Карпатская стратегическая операция Красной Армии, её цель -  разгром приморской группировки противника между реками Южный Буг и Днестр, освобождение северо-западного побережья Чёрного моря, выход к линии государственной границы СССР с Румынией.

30 марта 1944 года войска Третьего Украинского фронта под командованием Р.Я. Малиновского приступили к освобождению побережья Черного мора, включая город-порт Одессу, через который активно приходили подкрепления и поставки немецким войскам.

Из Википедии известно, что к  26 марта войска 3-го Украинского фронта состояли из семи общевойсковых армий (5-я ударная, 8-я гвардейская, 6-я, 28-я, 37-я, 46-я и 57-я), конно-механизированной группы (гвардейские 4-й кавалерийский и 4-й механизированный корпуса), 23-го танкового корпуса, 17-ой воздушной армии, всего 57 стрелковых и 3 кавалерийские дивизии. Общее число: 470 000 солдат, оснащенных 435 танками и самоходными орудиями, артиллерии и минометов имелось 12 678 (из них насчитывается более 3000 трофейных), 436 самолетов.

Красной Армии противостояла тут 6-я немецкая армия, несмотря на потери,  она  все ещё оставалась значительной силой. К началу наступательной операции в регионе насчитывалось 16 немецких и 4 румынских дивизии, в том числе 2 танковых корпуса и один полк самоходной артиллерии; всего около 350 тысяч войск, при 160 танках и самоходных орудиях, 3200 орудиях и миномётах, 400 самолётах 4-й авиагруппы (Германия) и 150 ВВС (Румыния). Основная линия обороны немцев и румын сосредоточена на реках Южный Буг и Днестр. Также были укрепления на берегах небольших рек Тилигул, Большой Куяльник, Малый Куяльник. Одесса тоже являлась сильным оборонным центром, так называемая «Крепость фюрера». Танки и артиллерийские полки были развернуты в Одессе, Березовке и Николаеве. Пехотные полки расположены вдоль рек, лагун, бухт. Частный сектор крепости Очаков также усилен пехотным полком. Минные поля и препятствия расположены вдоль западного берега реки Южный Буг и вокруг Одессы.

Ещё в начале марта войска Третьего  Украинского фронта подошли к реке Южный Буг,  18 марта начали её форсирование, за 10 дней завершили переправу и устремились на юг.

Слышали про десант Ольшанского, вызвавшего огонь на себя?
Город Николаев был освобождён 28 марта. Когда наши части прорвались к позициям десантников, в отряде оставалось лишь 11 раненых и обожжённых бойцов.

Из донесения командира 384 отдельного батальона морской пехоты Федора Котанова:

 «Отряд старшего лейтенанта Ольшанского за двое суток отразил 18 атак противника, вывел из строя свыше 700 гитлеровцев, уничтожил несколько танков и пушек противника, посеял панику в тылу врага, помешал уничтожению порта и элеватора».

384 отдельному батальону морской пехоты приказом Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина было присвоено почётное наименование «Николаевский».

20 апреля 1945 года звание Героев Советского Союза было присвоено всем 55 морским пехотинцам-участникам десанта. 46 были удостоены этой награды посмертно.

В начале апреля Красная Армия заняла станцию Раздельная, затем был освобождён Очаков. Силы противника попали в окружение.
Вечером 9 апреля советские войска захватили северные кварталы Одессы, а ночным штурмом при содействии партизан к утру 10 апреля Одесса была освобождена. Наступление было продолжено на запад, к Днестру.

Одни фрагмент из того времени - сообщение Совинформбюро о немецких преступлениях в посёлке кирпичного завода и селе Куяльник Одесской области: «Отступая под ударами Красной Армии, гитлеровцы вымещали свою злобу на мирных жителях. Девятого апреля немецкие солдаты и офицеры загнали в глиняный карьер женщин, детей и стариков и учинили над ними зверскую расправу. Фашистские палачи расстреливали ни в чём не повинных мирных советских людей из автоматов и пистолетов. Немецкие изверги в течение этого дня убили до 400 жителей. От рук фашистских палачей погибло более 30 малолетних детей».

А вот эпизод из другого времени. 1983 год, осень.  Я уже работал в «Вечернем Челябинске», одна из опытных акул пера    вернулась с отдыха. Она  взахлёб рассказывала, как там было легко и радостно. Слово КУЯЛЬНИК звучало постоянно и с издёвкой. Она не знала, что там было.  Ей не рассказали. Она обыгрывала само название. Позднее в фильме «Небеса обетованные», кажется, Фима в исполнении Лии Ахеджаковой будет говорить с таким же пафосом о герое  Муданзяна. Помните героя  Леонида Броневого, сбросившего двухпудовую гирю на машину грабителей, снявших колёса с его машины? Названия дают возможность своеобразно интерпретировать слово. Через несколько дней я рассказал коллеге о расстрелах в глиняном карьере кирпичного завода, и она очень пожалела о своих словах.

В общем в марте-апреле 1944 года советские войска освободили  не только Одессу, но Николаевскую и Одесскую области, а ещё  значительную часть Молдавии, создав условия для полного освобождения Молдавии, продвижения в глубь Румынии и на Балканы. Черноморский флот получил возможность перебазироваться  в северо-западный район Чёрного моря. 

Об освобождении Одессы я узнал во время экскурсии по городу-герою в 1975 году. С некоторых пор у меня убеждение, что нечто подобное должно повториться, иначе одесситы не будут чувствовать себя людьми.

Одесса-мама, солнечный город на берегу тёплого моря, здесь живут приветливые и умеющие шутить люди. Не менее сорока лет я храню жёлтую монету из лёгкого металла номиналом в три шишлинга, отлитую в одесском фальшивомонетном дворе. Такую продукцию выпускали к первому апреля, к дню дурака, в прославлении которого Одесса была впереди планеты всей.

 Массу песен я знал об Одессе задолго до того, как увидел этот город и порт на  Черное море. А песни Глеба Романова (помните «Матроса с «Кометы»?) я полюбил и даже пел сам со сцены.  Благодатный край, солнечный край, полный жизни и веселья. Но одесситы умеют и защищаться, а ещё они прославились самым кровавым самосудом за всю историю Великой Отечественной войны.

В Красной Армии предателей не любили, случалось, во время боевых действий их расстреливали без суда и следствия, по горячим следам, в назидание другим слабонервным...

При освобождении Одессы 10 апреля 1944 года ночью въезд и выезд из города были закрыты на целые сутки. Обычно порядок в освобождённом городе наводили войска НКВД. Перед вошедшими открылась страшная картина: посреди главной площади города на виселицах болтались сотни людей. Это были полицаи и их пособники, которые помогали немцам прорвать оборону города и установить оккупационный порядок.

Оказалось, горожане сами переловили всех предателей родины и устроили самосуд. Таким образом, жемчужина Черного моря стала единственным городом, в котором не проводили суд над изменниками СССР.

После госпереворота на Украине в феврале 2014 года я был уверен, что одесситы не признают военную хунту. Но силы не равны. Не только США, но и власти многих европейских стран поддерживают бандеровское насилие и беззаконие. Второго мая 2014 года фашиствующие власти залили протест кровью. Жертвы сидят в тюрьмах, бандиты пока на свободе.

Что удивило? 10 апреля 2016 года одесситы отметили День освобождения Одессы. По городу прошла колонна активистов "Куликова Поля".  В руках Георгиевские ленты, флаги Одессы, Знамя Победы! И множество цветов! Дух Одессы не сломлен. И это даёт основание считать, что Одесса – не просто точка на карте, это зона героического сопротивления в прошлом. И в настоящем. Мне кажется, что и в ближайшем будущем мы услышим об Одессе, поскольку события, связанные с госпереворотом в  феврале 2014 года, с трагедией 2 мая 2014 года в Доме профсоюзов, без последствий не останутся. Зло будет наказано.