Ч. 55 Судьба людей из экипажа одиночного транспорт

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/03/25/657

4 ноября 1942 года порожним рейсом в одиночное плавание в Исландию из  бухты Белужьей на Новой Земле вышел под командой капитана Виталия Эмильевича Цильке тихоходный  танкер «Донбасс».

Тихоходность советских транспортов и танкеров была главной претензией союзников, потому что они постоянно отставали от конвоев.

В это же время в патрульное плавание вышел германский эсминец Z-27 под командой корветтен-капитана Гюнтера Шульца. До этого в середине октября Z-27 в составе группы из четырёх эсминцев занимался минными постановками в районе мыса Канин Нос.

Максимальная скорость танкера составляла 10 узлов, а эсминца – 37,5 узлов. Утром 7 ноября с эсминца обнаружили   СКР-78 под командованием лейтенанта Е.М. Фролова. Это было одно из малых рыболовных судов, на которое поставили 2 орудия калибром 76, 2 мм, а также 2 зенитных автомата и два пулемёта.

После этого судно назвали сторожевым кораблём. Машина бывшего траулера еле давала ход 7 узлов, от эсминца не уйти. Немцы дважды пытались потопить СКР-78 торпедой, но оба раза промахнулись. С советского корабля отстреливались, но безуспешно.  Корабль противник потопил артиллерийским огнём.

Экипаж успел спустить две шлюпки, шесть человек, не попавших в шлюпки, плавали в ледяной воде. Немцы подобрали всех.
 
Из команды 43 человека спасли 29, из них 10 легко и 2 тяжелораненых, один из которых был офицер. В тот же день на эсминце обнаружили танкер «Донбасс». Немцы открыли огонь из артустановки, повредили машину. Ответный огонь из  двух орудий, имевшихся на танкере, не причинил немецкому кораблю вреда.

Чтобы потопить танкер, с эсминца израсходовали пять торпед. Немцы спасли 15 человек моряков, в том числе капитана и одну из 5 женщин, которые находились в составе экипажа танкера. Погибли 49 человек. Радист успел передать радиограмму о бое с немецким эсминцем.

Спустя много лет после войны выяснилось, что в составе экипажа находился разведчик-нелегал, которого должны были забросить на Запад. Он погиб во время боя. Пленных до конца войны держали в концлагере для моряков в Штуттгофе, в котором гитлеровцы погубили свыше 65 000 человек.
 
Капитан В. Э. Цильке после войны работал в управлении Черноморского пароходства в должности капитана-наставника.

Судьба эсминца Z-27: 27 декабря 1943 года в Бискайском заливе его потопили артиллерийским огнём британские лёгкие крейсера «Enterprise» и «Glasgow». На океанское дно отправились около 300 человек.

30 октября 1942 года из Исландии в Архангельск вышел в одиночное плавание транспорт «Декабрист», старенький пароход, который до революции назывался «Анадырь». Этот ветеран успел поучаствовать даже в русско-японской войне.

4 ноября 1942 года транспорт атаковали немецкие самолёты. Отбиться зенитчикам не удалось. Транспорт затонул после попадания торпеды.  Экипаж успел спустить четыре шлюпки, на которых разместились 80 человек.

Полярная ночь, штормовая погода, холод…. Три шлюпки исчезли без следа. Две недели  шлюпка, которой командовал 47-летний капитан Степан Поликарпович Беляев, через 11 суток добралась до необитаемого острова Надежда, находящегося в 120 милях от Шпицбергена.

В этой же шлюпке оказалась и 32-летняя Надежда Матвеевна Наталич, судовой фельдшер. Когда подошли под парусом к острову, все страдали от обезвоживания, лизали солёный снег, попадавший в шлюпку.

При высадке на берег вымокли, успели забрать из шлюпки только часть провизии - консервы и сухари. Шлюпку унесло волнами, сил вытащить её на берег не было, к тому же, измученные жаждой люди сразу набросились на снег.
 
Потом на берегу сделали палатку из паруса. Остров – одни камни. Начался буран. Одиннадцать человек замёрзли там, где высадились. Оставшиеся с трудом дошли до какого-то деревянного строения из трёх дощатых стен, вместо четвёртой стены  была скала.

Из оружия – топор и винтовка с двумя патронами. В сарае была чугунная печь без трубы и двухъярусные нары. Надежда Матвеевна поддерживала огонь и топила из снега воду. Нашли бочку с бензином, потом обнаружили мешки с мукой и бочонки с маслом, топором вырубили консервы из того места, где выгружали шлюпку. Всё уже покрылось льдом.

Этот остров известен тем, что на нём зимой собирается много белых медведей. Люди умирали один за другим. Двое матросов нашли бочку с авиационным спиртом, напились и на следующий день умерли. В живых остались четверо.

Медведи пытались проникнуть внутрь этого жилища. Капитан сумел застрелить одного. Когда умирали люди, снимали их одежду, надевали на себя, а тела съедали медведи. К острову в августе 1943 года подошла немецкая подводная лодка U-703. На неё забрали только капитана.

Но немцы оставили Надежде Матвеевне пакет с несколькими таблетками витаминов, лимон, хлеб и колбасу. Через несколько недель та же подводная лодка забрала её и рулевого Василия  Бородина. Матрос Лобанов умер. Подводники похоронили его достойно. Подводная лодка пришла, чтобы высадить метеорологов, которые основали там станцию. О судьбе U-703 я уже писал.

Василия Бородина и Надежду Наталич по приходе в Норвегию подводники передали береговой охране, которая доставила их в Тромсё. Здесь уже было иное отношение: избивали, допрашивали.

После освобождения американцами союзники всех троих подлечили и отправили в Мурманск. Там их допрашивали в НКВД, проверяли.

Затем отправили на Дальний Восток, все троих назначили в экипаж парохода «Бухара». Беляева - по-прежнему капитаном. За границу их не выпускали.

Капитан Беляев умер в 1956 году. Бородин и Наталич поженились, но супружеская жизнь распалась. Бородин уехал к себе в село в Орловскую область, Наталич в конце жизни оказалась в Грозном, не позавидуешь.

Дальнейшие судьбы её и Бородина неизвестны.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/03/27/1136

На фотографии: остров Надежды