Национальное. Быть или не быть?

Вла-Да
2019 год объявлен Международным годом языков коренных народов. Таких языков в мире более шести с половиной тысяч. Каждый месяц в мире умирает в среднем два языка. Уже к концу ХХ1 века  большинство этих языков коренных народов может навсегда исчезнуть.

Народы имеют собственный язык, собственную культуру. Де-юре и язык, и культура находятся под охраной Конституции, их  сбережение в компетенции государства. Их дополнительную защиту и контроль помогает обеспечивать Европейская хартия региональных языков. Россия уже много лет является членом  Совета Европы, она взяла на себя обязательство ратифицировать Хартию, подписанную ею (распоряжение Президента РФ от 22 февраля 2001 г. N 90-рп), но... так своего обязательства до сих пор и не исполнила.

Почему важно утверждение Еврохартии?  Утвердить её, значит согласиться и детально прописать, какая работа должна и будет проводиться в отношении каждого языка меньшинств России.
Если Россия не торопится с утверждением, значит она не готова или не желает брать на себя таких обязательств, оставляя существование коренных языков и культуры в России  практически без защиты. Незащищённые коренные народы, малые народности  отрываются  от своих корней, традиций.

Сохранение коренных языков - обязанность России, если она не желает допустить их исчезновения. А их исчезновение вполне реальная угроза  - не мифическая пугалка. Оно, повторяю, реально.
Национальные меньшинства и их коренные языки и культура могут исчезнуть под экономическим гнётом наиболее мощных объединений, могут стать добычей экстремистски настроенных сообществ.

Мне хочется обратить внимание на необходимость и проблемы сохранения родного языка в моей республике Коми. Отстранение от решения проблем, связанных с сохранением языка коренных жителей, национальных меньшинств приводит к ускорению темпов ассимиляции языка, что и происходит на практике.
Европейская Хартия - это тот правовой акт, в котором прописаны общие принципы и частные обязательства, какие берёт на себя государство с целью исполнения её положений.
Надо отметить, что и принципы, и защита  в отношении ко всем  языкам едины, нет какой-либо избранности. Но степень поддержки, правомерно, в каждом конкретном случае должна быть различна. Ведь тяжелобольной, к примеру, нуждается в большем внимании, в экстренных мерах.

Русские шовинисты и в республике Коми не раз разворачивали кампании против изучения коми языка и языков других малых народностей. Несознательные граждане рассылали письма Главе республики, в министерства, в средства массовой информации, к руководителям школ с требованием запретить изучение национального языка, на школьных и классных собраниях уговаривали родителей отказаться от изучения их детьми "чужих" языков, приводя несущественные доводы.

В июне 2017 года некто Александр Росс создал петицию, от лица родителей учеников школ Коми, призывающую запретить обязательное изучение коми языка. Обращение своё он адресовал госсовету, ссылаясь на то, что в повседневной жизни никто уже на этом языке не говорит, а изучение, к примеру, других иностранных языков может стать дополнительным преимуществом в современном обществе.

Да, родители хотят, чтобы их дети изучали иностранные языки, такие знания действительно сегодня востребованы. Но значит ли это, что с национальным языком можно напрочь расстаться, упразднить традиции, культуру народа коми. Это значит, способствовать ускорению отмирания и языка коми, и традиций, и культуры. А этого в здравом уме и ясной памяти допустить никак нельзя. Надо заметить, что коми язык в республике является одним из государственных языков. Изучение его необходимо. Да, республика многоязычна, в ней проживает около ста пятидесяти национальностей. Но проживание граждан других национальностей не  может отменять мер, направленных к сохранению языка, традиций и культуры коренного народа, ибо у него нет другой родины. 
И это абсолютно обоснованно, это правильно.

К сожалению, на территории РФ "Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств" не действует. Россия подписала этот документ, но вот уже много лет не ратифицирует его, хотя президент Путин и ратует за сохранение языков нацменьшинств. Чиновники придумывают разные аргументы, довольно странные причины. Например, их не устраивает дифференцированный подход к защите языков.В странах, ратифицировавших хартию, наблюдается рост количества носителей исчезающих языков. Кроме того, происходит развитие этих языков, так как они начинают осваивать новые сферы, развиваются лексически.

Почему же многие граждане против изучения их детьми в школах национальных языков коренных народов?
В связи с этим надо отметить несколько наиболее важных, на мой взгляд, причин.

Первая, непонимание важности сохранения языка и культуры коренного народа в силу малообразованности или малокультурности граждан, выступающих против изучения и сохранения национального культурно-языкового наследия.

Вторая, отсутствие или недостаточная пропаганда необходимости сохранения культурно-языкового богатства коренного народа. Примеры? Есть. В республике принято двуязычие, но превалирует русский язык, а коми язык практически в загоне. Да, кое-что делается в республике в направлении пропаганды и сохранения национального культурно-языкового богатства, но все эти мизерные потуги крайне недостаточны.

Третья, о которой хочется сказать особо, это изучение национальных языков в школах республики. Почему некоторые родители яростно протестуют, не желая, чтобы их дети изучали национальный язык? Я вижу причины в том, что дети по данным предметам имеют очень слабые успехи, что и приводит родителей с детьми к недовольству. Это их состояние противления неуспеху вполне можно понять. И дело совсем не в трудности языка, в трудности освоения им. Дело в недостаточно хорошем обучении педагогами.
Необходимо прививать любовь и уважение к языку и культуре коренного народа.  Навязывание же не всегда проходит удачно.
Необходимо разрабатывать щадящие методики изучения, вызывающие не отвращение к языку и культуре, а интерес, благоговейный трепет.   
Необходимо готовить педагогов к работе с детьми, изучающими национальный язык, как неродной.

К сожалению, будет наблюдаться и нежелание изучать национальную культуру, национальный язык, будут звучать призывы отменить такое изучение, пока дети не испытают удовлетворения от предмета, пока такое изучение будет больше похоже на мучение, не приносящее радости и удовольствия.

Не вижу непреодолимых трудностей в решении этих задач. Необходимо желание.Необходима воля, как государственная, так и гражданская.