О культуре в широком смысле

Гульмира Жамантикова
Недавно Шнуров раскритиковал депутатов госдумы за недостаточно широкое понимание культуры (https://news.mail.ru/politics/36718207/ ):

«Они до сих пор все высокопарное и розовенькое воспринимают как культуру в хорошем смысле слова, а все то, что с сереньким у них не культура, а бескультурье», — заметил Шнуров, добавив, что культура гораздо шире и объемнее.

Я согласна с Сергеем Шнуровым в том, что слово «культура» имеет более широкий и глубокий смысл, чем это многие понимают. Но сдается мне, что и сам Шнуров понимает слово культура слишком узко – всего лишь как средство самовыражения. А в действительности культура включает в себя всю деятельность человека, весь образ жизни в целом, включая и экономическую (хозяйственную) деятельность, и социальные отношения и т.д. Раньше так и было.

Например, понятие «культура кочевых народов» включало в себя не только песни, танцы, народные костюмы и т.д., но и весь образ жизни кочевого народа, включая быт, традиции, национальную кухню, особенности семейно-родовых отношений, весь спектр взаимоотношений с окружающим миром. Это и есть культура в самом широком смысле слова.

Невозможно сохранить культуру, разрушив сложившийся образ жизни. Хотя такие попытки и предпринимаются, но выглядит это очень искусственно, фальшиво. Если кочевник переехал в город, стал работать в офисе, получать за это зарплату, покупать на неё продукты и бытовую химию в супермаркете, то как можно его обвинять в том, что он забывает свои традиции, не заботится о сохранении своей культуры, языка и т.д.? Да, можно устраивать по выходным «народные гуляния», петь песни, вспоминать народные сказания, но всё это слишком натянуто, неестественно, неорганично, нецелесообразно, в конце концов. И со временем это всё сходит на нет и становится частью музейной истории.

Культура утрачивается не тогда, когда перестают вспоминать национальные традиции по праздникам и петь народные песни, а гораздо раньше – в тот момент, когда ты меняешь свой образ жизни и уезжаешь в город. Ты становишься уже частью какой-то другой культуры, вопрос в том – какой? И культура ли это? Как назвать её – попса? Это смесь культур или просто глобальный хаос? Можно ли назвать этот образ жизни культурой, если нет в ней той глубины, широты и цельности, которые свойственны естественным национальным культурам?

Я думаю, творчество Шнурова – это и есть образец этой самой глобальной «поп-культуры», которую он называет «серенькой», отстаивая её право на существование. Но всё это поверхностная мишура, пена, не имеющая никакого отношения к подлинной культуре, структурирующей деятельность и мировоззрение человека, входящей в его плоть и кровь, формирующей его самосознание.