Мои переводы. Майдар Сосорбарам. Футбол

Виктор Балдоржиев
Бывает такое сооружение для времяпровождения людей, стадионом называется. Очень похоже на место для игр или баталий. У каждого человека есть такое место для времяпровождения. Вот и я прихожу сюда и смотрю, как люди носятся по полю и пасуют друг другу мяч. Обозреваю. Смотрю – мяч достался пятому, а тот тут же передал его одиннадцатому. А одиннадцатый бежит, остервенело, с мелькающим мячом, а навстречу ему мчится другой, тоже под одиннадцатым номером, но в красной футболке, и пытается отобрать у него неугомонный и прыгающий мяч.
 
Да, мяч… Ведь у людей всякие мячи. У большинства – золотые. В мечтах. А кого-то и вовсе нет мяча. Вот и ходят они, протягивая вверх руки, надеются достать в прыжке, хоть один, пусть и маленький, но свой мяч.
 
А здесь одиннадцатый отнял заветный мяч у другого одиннадцатого. В это время пятый номер, у него желтая футболка, подсек ногой удачливого одиннадцатого в красной футболке, тот и грохнулся на землю. Красиво упал, руки раскинул и лежит, постанывает, смотрите, мол, как не по правилам всё получилось! Но долгожданного свистка нет, и он встаёт, как будто бы ничего и не было. А другой одиннадцатый и пятый в желтых футболках опять полны энергии, ведь мяч теперь у них, и вот они уже мчатся стремглав в атаку на ворота соперников.
 
Не видел судья, что пятый номер подсек одиннадцатого в красной футболке. Он ведь видел в это время совсем-совсем другое: то, что должно достаться ему – его золотой мяч.
 
Выйти в путь в тёплой одежде – все равно, что иметь тысячу монет. Так говорит моя бабушка. Но я не только в теплой одежде, я еще и сытый! И не упаду носом в землю, как этот одиннадцатый номер в красной футболке. Вот почему на мне тёплая одежда. Видимо, тут всем нужен свой золотой мяч. А мне любой подойдёт.  Мяч у меня, вот и хорошо. А не будет, ничего плохого не случится. Сидеть и наблюдать тоже хорошее занятие.
 
Одиннадцатый неожиданно и резко сильно пнул по мячу, за который он так отчаянно сражался. Смотрю: двое, которые сидели перед мной, увидев это, вдруг стали целоваться. И тут до меня дошло: ведь это мужчина и женщина! Или наоборот – женщина и мужчина. Впрочем, сейчас трудно разобраться.
 
Пятый номер в желтой футболке уже хромает, смотрит на вратаря. А тот запустил мяч мощным пинком очень и очень далеко. Все рванули за ним, и в жёлтых, и в красных футболках. Арбитр отчаянно и властно машет руками… Снова замелькала игра, поле, вот тот самый одиннадцатый в красной футболке. Вовсю мчится. Как будто в этом мяче сконцентрирована вся его жизнь!
 
И вот начинается битва, мощнейшая толчея. О, как я счастлив, когда вижу такие картины! И эти, которые гоняются за мячом, тоже, наверное, счастливы. Иначе, зачем бы они бегали по полю? Закуриваю поспешно, дымлю сигаретой, и продолжаю наблюдать. Ведь вот в чем закавыка: все эти люди бегают и толкаются с одной единственной целью – осчастливить меня!
 
Монголы плохо играют в футбол? Есть такое мнение. Конечно, у нас нет Пеле. И монгольский Марадона еще не родился. И Шрека у нас нет. Их нет поодиночке, как личностей, но в каких-то мерах, по долям, они есть среди нас. Ведь и я ношу порванные штаны до тех пор, пока не появятся целые. А они обязательно появятся!
 
Вот это толчок, да еще сзади! Оборачиваюсь. Ну, конечно, я так и знал. Это же ТОТ старик, которому все позволено. Эти старики всегда наглые. Будь на его месте какой-нибудь воришка, пацан, пусть даже неуклюжий учитель или студент, все равно бы они извинились. Это возраст, молодые не будут так наглеть, а если начнут выпендриваться, то их быстро поставят на место. Даже спросят: а что ты сделал для блага Родины? А старику все можно, даже, если он всю жизнь в тюрьме просидел, ему ничего не стоит наехать на молодых. Возраст…
 
Смотрю: вратарь на той стороне поля берет в полете летящий мяч. Ах, как хорошо, ведь это всегда прекрасно! Всё, сражение закончилось. При завершении и становится понятным смысл дела. Все дело в ногах! Конечно, побеждает тот, кто забил больше мячей. Но ведь забивать их надо ногами, лишь иногда, очень редко – головой. Ведь ног у людей больше, чем голов, не правда ли?
 
Возвращаюсь домой. Телевизор мерцает. Опять футбол. Жаль, что телевизор у нас все ещё черно-белый. Откуда там быть красным и желтым футболкам? Там только черные и белые. И, конечно, рекламные паузы. «Это мыло сделает вашу кожу чувственной и мягкой!». Неужели? Но пахнет от этих слов женщиной. Слишком приторно пахнет. Что ни говори, а футбол все же лучше.

Перевод с монгольского.

На снимке: Монгольский бизнесмен и политик Чулууны Ганхуяг - инициатор ряда благотворительных проектов для детей и молодежи - с юными футболистами.