Эдмунд Шклярский. заметки на полях

Ив Жовайр
  26.03.2019

        В одной из недавних телевизионных передач автор и исполнитель песен Юлия Чичерина высказалась в том смысле, что поэты-песенники это, собственно, и не вполне поэты… Трудно не признать скромность, с которой певица оценивает собственное творчество и творчество товарищей по цеху.
        Нет сомнений, что к текстам поэта-песенника требования иные, нежели к текстам собственно поэтов. В них музыка и мелодика слов важнее поэтического совершенства.  Но и в песнях мы ожидаем смысла, или какого-то содержания ...
        Недавно я слушал, не в первый уже раз, песню «Остров» автора Эдмунда Шклярского. Песня – и мелодия, и ее исполнение (группы Би-2 и «Пикник») -  мне нравится, и, возможно, по этой причине в текст песни я никогда особенно не вслушивался. В отличие от этого последнего раза, когда я в него вслушался… и был несколько удивлен.
        «Постой, пусть закат тебе ляжет на плечи, Я ещe не дышал, я ещe не дослушал твой смех. Постой, ты можешь спугнуть этот вечер, И мы потеряем друг друга во тьме. Мы закрыли глаза и далeкий придумали остров. Мы придумали ветер и себе имена. И не знаем пока, кто из нас на рассвете Станет ждать, чтоб скорее укрыла волна… Этот остров, где всe не так, Как когда-то казалось нам, Этот остров, где каждый шаг, Словно колокол, бьёт в небеса (рвёт небеса). Постой, пусть закат тебе ляжет на плечи, Я ещe не дышал, я ещe не дышал так легко. Постой, за тебя всe сделает ветер. Он стирает следы наших ног, засыпает песком»…
        Я пытался представить себе, как этот текст создавался…  Наверное, вначале возникла хорошая мелодия, а дальше, под звучание готовой мелодии автор записывал  слова, которые просто приходили на ум… Или, точнее, - просились  на язык… Лишь первые две строчки песни - «Мы закрыли глаза и далекий придумали остров. Мы придумали ветер и себе имена» - что-то мне говорят. Здесь можно что-то дофантазировать, предположить… К примеру, что этот придуманный остров – место, куда некая влюбленная пара, (или группа молодых людей), хотела бы уйти от надоевших будней… И что этой мечте, - как предчувствуют они  сами, - не суждено, увы, сбыться.. .  Ну, или еще что-нибудь подобное.
        А остальной текст показался мне начисто лишенным смысла… Вот хотя бы следующие две строчки: «И не знаем пока, кто из нас на рассвете станет ждать, чтоб скорее укрыла волна...». Что это?..  Выходит, что они стремились в мечтах на этот остров, чтобы без помех утопиться? Причём, именно, на рассвете?  Но другие две строчки: «за тебя(!) все сделает ветер. Он стирает следы наших ног, засыпает песком...» полностью сметают нашу догадку! Вовсе не утопиться они мечтали на этом волшебном острове! Они задумали тут  ходить по песку,  но при этом как-то сразу стирать следы своих ног… Правда, потом оказалось, что эту работу можно перепоручить ветру, который все это сделает «за нас» … Кстати сказать, шаги на этом острове, оказались какими-то…гулкими, что ли. Тут «каждый шаг, словно колокол бьет».
        При всем нагромождении нелепиц, песня слушается и нравится. Так нужен ли смысл в песнях, или он не обязателен? Не достаточно ли только хорошей музыки и красивых слов? Не знаю, но на мой непрофессиональный взгляд, авторам стоило еще немного потрудиться и текст доработать.