Рецензия на фильм Балканский рубеж

Михаил Берсенев
  «В чём сила, брат? – спрашивал народный экранный герой 90-х Данила Багров в фильме Алексея Балабанова. Хороший вопрос! Сила – в правде, отвечал сам же Данила. Фильм «Балканский рубеж» 2019 года неожиданно для меня оказался силён по многим параметрам, и один из них - он основан на реальных событиях. Да таких, какие многие ещё хорошо помнят. Помнят, как бессильно сжимали кулаки, смотря новости об очередных бомбардировках и геноциде на земле Югославии. И этот момент бессилия, скованности, на фоне отъевшегося лица тогдашнего президента России, отражен и в картине «Балканский рубеж».
      Почему же молчат русские, когда натовцы бомбят мирный город Белград с его родильными домами, стадионами, заводами? Зато «друг Билл», как любил подчеркнуть Борис Ельцин, творит своё чёрное дело при помощи бомбардировщиков. Не особо хочется вносить политический аспект, но почему РФ воюет за Сирию, где у нас нет братьев, а вроде есть союзники, и даже поставили туда средства ПВО последних поколений, но не помогли братскому народу Сербии тогда, на рубеже веков, когда их бомбили? Наверное, к фильму сиё не относится. Хотя, как знать…
   Вернемся в кинозал. «Балканский рубеж» - жесткое кино, но при этом второй положительный параметр картины это - красота. Если взять ножницы и вырезать жестокие сцены и зубодробительный экшен, то на столе останутся красивейшие пейзажи бывшей Югославии. Страна, где живут и жили красивые люди. В фильме есть красота. Даже холодная. Летящие черными воронами натовские самолёты-невидимки «Стелс» с бомбами показаны в фильме весьма красиво. Только последствия тех ударов уродливы.
  В прошлом году мне удалось побывать в Сербии, и я видел следы натовских бомбардировок. Сербы сохраняют их, и в центре Белграда немым укором миру так и стоит здание Министерства Обороны Югославии, развороченное натовскими бомбами. Зато на улицах Сербии очень много красивых девушек и женщин, это поразительно. Жизнь продолжается. Вот что значит балканская кровь! И они поразительно женственны, и этот штрих нашёл отражение в фильме.
   «Балканский рубеж» сделан классно во многом благодаря сербской стороне. Необычайно женственная, трогательная, красивая сербская актриса Милена Радулович (медсестра Ясна) отлично попала в роль. Она красива и внешне, и изнутри. Спасибо ей за тот свет, что актриса смогла внести в ткань фильма. Есть в её чертах балканское очарование, что так часто можно встретить на сербских улицах и проспектах и в кафешках.
     Но ещё более высоких похвал, если так можно выразиться, заслуживает и главный кино злодей всей вещи – албанский полевой командир Смук (Александор Сречкович). Вот уж злодей так злодей! Ему даже вешают словесный ярлык «животное» за те злодеяния, что совершает персонаж актёра. Но надо понимать, что когда одна из красивейших и спокойнейших стран Европы – Югославия - вслед за СССР стала распадаться, то кровью залили эту землю не одна, и не две стороны. Военные преступления совершались всеми сторонами. Мотивация Смука в фильме выглядит, может, и не совсем убедительной (моя земля, а вы все проваливайте), но образ военного преступника и психопата воплощен сербским актером просто мастерски. Если зритель задается вопросом: «- Как такую нелюдь земля носит»? – значит, образ слеплен классно.
     А как здорово сыграл свою пусть и не большую роль актер Гойко Митич(Горан Милич). Старый полицейский со старыми строгими понятиями о чести и верховенстве закона. Во время войны такие становятся на передний край борьбы со злом.
   Что касается российских актеров, то тут, прямо скажем, ситуация похуже. Бек (Гоша Куценко) в фильме – выстрел в «молоко». Ну, просто никакой. Андрей Шаталов (Антон Помпушный) – единственный русский из бригады Бека по сценарию на линии огня – свой образ отработал профессионально. Получился мужественным, но не более. Лучше всех сработал с российской стороны в актерском плане Нодари Джанелидзе (Гирей). Веселый, ушастый, задиристый, обаятельный. Он очень живой получился, приятно смотреть на его работу.
       Так откуда «ноги растут» у картины «Балканский рубеж»?
    Режиссер «Балканского рубежа» Андрей Волгин, скажем мягко, не блистал до этого на кино небосклоне. Но тут он оправдал свою фамилию на все 100%. Мощная, широкая, могучая река Волга, и «Балканский рубеж»  получился тоже таким! Да, есть недочеты, длинноты (чрезмерное внимание колонне российской техники, что идёт героям на выручку), но в целом они не портят ткань фильма. 
    Сюжетная линия рассказывает о захвате российскими военными стратегически важного аэропорта Слатина в Косово в 1999 году, который они должны удерживать до подхода основных миротворческих сил. Аэропорт приглянулся и Смуку для своих военных и коммерческих дел. Вот вам и конфликт. Но это сюжет, а что с атмосферой?
  Думаю, создатели фильма втянули политический воздух ноздрями, уловили тенденции в современных гибридных войнах, и логично в пособники злодею подогнали натовца-доктора Герхарда (Дмитрий Фрид). Понятно, что идеологически сей ход оправдан, а вот сюжетно, как-то, не очень. Чувствуется притянутость этой линии «за уши» к телу вещи.
   Зато музыкальный ряд не чувствуется чуждым. Подобранные композиции соответствуют и сценам картины, и персонажам, и вызывают ценную ностальгическую нотку, что делает фильм еще вкуснее. А музыка как протест против бомбардировок – это отличный ход сценаристов картины.
  Основное достоинство фильма «Балканский рубеж» - в классной и логичной последовательности подобранных сцен, плавном перетекании жанров, разноплановости персонажей. И они – люди! Я протёр глаза, но ни человека - Паука, ни железного Дровосека, ни даже фиолетового Халка не обнаружил.
    Что касается основного посыла картины, то мне показалось, что авторы хотели не просто презентовать некий экшн, но и показать, на ЧТО способен человек. Люди. Метаморфозы характеров. Вот жили мирно и вдруг – бац…Историческая катаклизма! Развал страны. Гибель Империи. И откуда тогда что берётся? Брат идёт на брата. Те, кто вчера пили вместе чай в гостях друг у друга, хватаются за оружие и целятся друг в друга. Другие получают свободу для воплощения своих маниакальных задатков, возможность разбогатеть на крови, а кто-то бежит, превращается в жертву и гибнет.
   Фильм «Балканский рубеж» я бы не рекомендовал к просмотру детям до 16 лет точно. Подчас жестокость сцен зашкаливает, и тогда на ум приходит  одно название – геноцид.
    В целом же, «Балканский рубеж» – настоящее событие на довольно унылом российском кино небосклоне. Зато и у нас в последнее время стали зажигаться вот такие фильмы – звездочки. «Движение вверх», «Легенда 17», сейчас вот «Балканский рубеж». Пусть у нас звездочек будет больше!

10 из 10.

(Михаил Берсенев, 25.03.2019)