Миниатюра про Костю

Сан Саныч Кузнецов
     Нас в семье росло трое братьев. Я, средний брат Костя и младший Лёшка.  Костя у нас в семье был уникальным ребёнком. Однажды он смотрел, как его родной отец, сидя на веранде, играет с соседом в шахматы. Мы, дети, тоже были там. При этом я читал книгу, самый младший Лёшка, в силу своего возраста, занимался машинками, урча и сигналя, подражая большим машинам. Средний брат Костя, которому в тот год исполнялось семь лет, внимательно наблюдал за сражением шахматистов. Раньше он никогда не видел, как играют в шахматы. У нас дома шахматы были, но никто никогда не играл в них при Косте и он, естественно, не знал правил игры. Игроки, по ходу игры, жарко комментировали каждый ход, обсуждая его преимущества, или недостатки, когда ход был неудачен у кого-то из них. Иногда Костя что-то спрашивал у игроков про то, или иное действие. И они, видя заинтересованность ребёнка, пространно ему объясняли свои ходы фигурами, рокировки, шахматные вилки, превращение пешек в королеву и всё, что возникало на доске. Один из соседей был главбух местного завода, имел высшее образование и отличался своим интеллектом, как довольно образованный человек.
 
     Он и выиграл партию у отца. Когда они перевернули доску и хотели собрать фигуры и убрать, Костя попросил разрешения сыграть кому-нибудь с ним. Отца в это время позвала мама, что-то помочь ей и батя ушёл. Сосед решил уважить ребёнка и вновь расставил фигуры, повернув доску белыми фигурами к Косте, как бы давая ему некую фору. Они начали играть. Подчёркиваю, что Костя впервые увидел шахматы и игру партнёров. Примерно на пятом ходу, сосед не на шутку задумался, громко возмущаясь агрессивностью игры Кости. Я, привлечённый этим, поневоле стал следить за игрой брата. Меня поразило, как Костя развивает свою атаку. Двинув неприметную пешку в стороне от основных полей сражения, он тем самым открыл поле для офицера, объявив при этом шах от этого самого офицера. Сосед был вынужден спрятаться королём, потеряв от этой пешки королеву. Тут его голос повысился до максимума, что на этот шум вернулся отец. Он с удивлением смотрел на сына, который так озадачил соседа. Через десяток ходов стало ясно, что он вчистую проигрывает ребёнку, который впервые сел за шахматную доску.  Его возмущению, что он прозевал потерю королевы в начале партии и, мол, из-за этого и проиграл партию, предложив немедленно повторить игру.

     Это становилось забавным, и мы с нетерпением ждали следующей партии.  Когда все фигуры были расставлены, Костя сам повернул доску, чтобы на этот раз играть чёрными. Сосед на это возразил, но как-то не очень настойчиво и партия началась.  На этот раз сосед играл более осторожно, но примерно через двадцать пять ходов стало ясно, что и эту партию выигрывает ребёнок. Костя находил такие нестандартные ходы, которые напрочь запутывали соседа, что он поневоле стал ошибаться, теряя одну фигуру за другой.  Он сдался, не доиграв партию. Обвиняя отца, который вовремя матча советовал ему тот, или иной ход и попросил всех молчать при следующей партии.  Расставили фигуры, сосед хотел повернуть доску, чтобы играть чёрными, как предписывают правила.  Костя попросил этого не делать, на что сосед с удовольствием согласился.  Сделав стандартный ход Е2 Е4, он воинственно поглядел на Костю, который ответил почти симметрично. Где-то на четвёртом ходу, Костя пожертвовал офицером, потом та же участь постигла коня и пешки.  Сосед с удовольствием забирал подставленные фигуры, считая партию уже выигранной.  Но каково было его изумление, когда фигуры были ещё недостаточно расставлены на доске, когда Костя вдруг объявил шах и мат. Надо было видеть выражение лица соседа, который так увлёкся подставами, что не заметил, как оказался в западне, проиграв и эту партию. Да и мы все, находящиеся на веранде, с удивлением и восхищением смотрели на брата, который предложил сыграть ещё одну партию. Но сосед, сославшись, что у него от напряжения разболелась голова, ушёл к себе.

     Вызов принял отец, но и его Костя, шутя, обыграл где-то на двадцатом ходу. Я, зная свои способности в этой игре, даже не рискнул играть.  В последующем Костя с золотой медалью окончил школу, поступил в Бауманское училище в Москве, в один из лучших институтов нашей страны и успешно его закончил.  Надо сказать во взрослой жизни мы с ним неоднократно сражались за шахматной доской, но я всегда ему проигрывал.  Только однажды мне удалось выиграть одну единственную партию, но анализируя её в последующем, я пришёл к выводу, что братец проиграл её мне, просто напросто поддавшись.   Удивляет, что всерьёз не занялся шахматами, он наверняка бы мог достичь многого. Я неоднократно посещал его в то время, когда он учился в Бауманке. Его соседи по общежитию жаловались мне на Костю, что это ходячий компьютер и с ним невозможно играть во что угодно, он всегда выигрывает.  Особенных успехов он достиг в игре в карты. Они иногда сутками не выходили из-за стола, играя в преферанс.  Их захватывал такой азарт, что не могли оторваться на поход в столовую и жевали прямо во время игры сухую, неварёную вермишель.  Помню я хохотал, слушая про достижения братца на поприще азартных игр. Его друзья, с кем он жил в общежитии, не помнят такого случая, чтобы хоть когда, расписывая пульку, он проиграл.