Забытый юбилей

Александр Москвитин 1
Со дня первых альтернативных выборов в СССР прошло 30 лет. Сегодня – юбилей. О нём почти все забыли. А мы с вами сейчас вспомним об этом событии.
26 марта 1989 года состоялись первые в Советском Союзе выборы на альтернативной основе. То есть, гражданам СССР предоставили возможность действительно ВЫБРАТЬ одного депутата из нескольких кандидатов. Впервые с 1922 года (с момента образования СССР) и с 1917 года (большевистского переворота) в этой стране проходили ВЫБОРЫ (выборы в Учредительное собрание в ноябре-декабре 1917 года не в счёт).


Особенности советских выборов

До марта 1989 года в СССР выбирали депутатов на безальтернативной основе. То есть, в избирательном бюллетене фигурировала лишь одна фамилия кандидата в депутаты (райсовета, горсовета, облсовета, Верховного Совета Республики, Верховного Совета СССР). Этот безальтернативный единственный кандидат назывался «кандидатом от нерушимого блока коммунистов и беспартийных». Как видим, в СССР даже предвыборные блоки существовали, а значит, шла напряжённая политическая борьба)))
Само собой разумеется, что победу на любых выборах в Советском Союзе одерживали именно кандидаты от этого блока – «блока коммунистов и беспартийных», в составе которого находится весь советский народ. Вот таким странно-тотальным был этот «блок».
Следует ещё также отметить, что в СССР глава государства народом не избирался. Народу (гегемону, хозяину) было предоставлено право избирать лишь депутатов Советов разных уровней. А уж эти депутаты на своих заседаниях (райсовета, горсовета, облсовета, ВС края, республики, ВС СССР) выбирали председателя Совета. Эти выборы тоже были безальтернативными; да и вообще, Советы любого уровня являлись на самом деле декорацией, призванной засвидетельствовать наличие в Советском Союзе «власти народа» или, как выражался советский Агитпроп – «власти трудящихся».
Представители «нерушимого блока коммунистов и беспартийных» неизменно получали на выборах наивысшее количество голосов – от 99% до 100%. Обычно останавливались на цифре 99,9%. Такие кандидаты в депутаты, как И.В.Сталин, В.М.Молотов, Н.С.Хрущёв, Л.И.Брежнев, К.У.Черненко и т.п. неизменно получали стопроцентную поддержку трудящихся.
С позиции нынешнего дня выборы с единственным «кандидатом» и единственным политическим «блоком» кажутся абсурдными. Действительно, мы, развращённые демократией и всевозможными альтернативами, сегодня смотрим на советские выборы, как на цирк или даже зоопарк. Однако советским трудящимся и в головы не приходила мысль об абсурдности выборов на безальтернативной основе. Потому что: а как ещё? Превращать выборы в спектакль и шоу, как в США? Выдвигать кандидатами в депутаты и руководители актёришек и проходимцев, как на Западе? Допускать политическую конкуренцию, приводящую к шумихе в прессе, заказным убийствам и расколу общества? Нет! Советский народ не может допустить этого в своей стране! Наша страна едина, в ней отсутствуют враждебные друг другу классы, и поэтому в СССР нет, и не может быть политического противостояния и политической борьбы. Поэтому у нас и кандидаты в советские парламенты (Советы) избираются на безальтернативной основе. Так и должно быть в таком передовом обществе, каковым является Советский Союз.
Советский абсурд для трудящихся СССР стал системой, в которой жили десятки миллионов людей, воспринимающих абсурд, как норму жизни. Как рыба не видит и не чувствует воды, в которой она живёт, так и советский человек не воспринимал абсурда системы (за редкими исключениями, с которыми власть жестоко боролась).
Самыми абсурдными советскими выборами стали выборы в Верховный Совет РСФСР в марте 1985 года. Страной тогда «руководил» Константин Устинович Черненко. За два дня до смерти он принял участие в голосовании на выборах в ВС РСФСР. Черненко голосовал в Центральной клинической больнице, в которой он умирал. Смертельно больному генсеку притащили в больницу избирательную урну, а больничное помещение оформили, как избирательный участок. Сюжет с голосующим умирающим генсеком прошёл в программе «Время». Черненко передвигался, как зомби. Он, задыхаясь,  произнёс несколько фраз. Этот позор транслировали на всю страну и на весь мир.
Несмотря на весь этот абсурд, несмотря на отсутствие альтернативных кандидатов, избирательные участки в Советском Союзе никогда не пустовали. Охват электорального поля был почти тотальным. В выборах принимали участие практически все жители СССР. Походы на избирательные участки являлись своего рода семейными праздниками, и на то имелась своя причина. Заключалась она в следующем: на избирательных участках работали буфеты, где продавали всякие вкусности (пирожные, ситро, булочки); зачастую там же устраивали продажу таких дефицитных товаров, как колбаса, книги, всяческий ширпотреб. Тут уж даже самые ленивые и аполитичные прямо с утра торопились в ближайшую школу, ДК, училище, клуб, где были устроены избирательные участки. Чем раньше придёшь и проголосуешь – тем большая вероятность того, что удастся вкусно перекусить в буфете и купить какой-нибудь дефицит. Те избиратели, которые приходили с детьми, предоставляли право бросить бюллетень в урну своим отпрыскам. Дети, как правило, делали это с большим удовольствием. Меня, например, родители всегда брали на выборы, давали мне бумажку, которую я опускал в прорезь большого ящика. Это был странный ритуал, я не понимал – зачем всё это нужно, но с удовольствием принимал участие в этом ритуале. Тем более, что на избирательном участке можно было купить вкусную булочку, запить её сладким напитком, а потом ещё, возможно, раскрутить родителей на какую-нибудь книжку или набор открыток.
На советских избирательных участках имелись и кабинки для голосования. Но ими никто не пользовался. Галочку напротив выбранного единственного кандидата ставили на ходу, не прячась в кабинках. Кстати, если какой-то трудящийся вдруг забывал прийти на выборы, к нему на дом приходили члены местной избирательной комиссии, и он голосовал в своём жилище. Не проголосовать советский человек не мог.
Так продолжалось до 1989 года, до первых и единственных в СССР свободных выборов. Которые, собственно, и стали одной из причин развала Советского Союза.


26 марта 1989 года

Выборы эти проводились на основе закона «О выборах народных депутатов СССР», который приняли в декабре 1988 года. Под этот закон изменили советскую Конституцию – теперь главным органом власти в стране становился Съезд народных депутатов СССР. Вот на этот Съезд и выбирали депутатов 26 марта 1989 года. Всего нужно было выбрать 2250 депутатов.
В СССР к тому времени уже полным ходом шла перестройка с её демократизацией и гласностью, стали появляться политические партии, неформальные объединения выходили из подполья и становились фактором общественной жизни. В республиках силу и влияние приобретали национальные движения, которые требовали решения проблемы языка, культуры, а также частичной экономической самостоятельности той или иной республики. То есть, к марту 1989 года оказалось, что в СССР нет единого советского народа, нет единого общества. Выяснилось, что советский социум состоял из различных частей, между которыми имелись разного рода противоречия. А значит, в СССР началась политическая борьба – почти как на загнивающем Западе.
Политическая предвыборная борьба накануне выборов марта 1989 года из сегодняшнего времени выглядит довольно примитивной. Альтернативные кандидаты практически не имели возможности донести своё мнение до избирателей (слово «электорат» тогда ещё не знали). На Центральном телевидении вовсю велась агитация в пользу провластных кандидатов от КПСС и государственных организаций. Впрочем, к тому времени даже на ЦТ имелись такие полусвободные передачи, как «Взгляд» и «До и после полуночи», которые стали трибунами для выступлений кандидатов от тех, кого вскоре назовут «демократами» (это слово ещё не получило широкого распространения для обозначения противников КПСС и сторонников демократического выбора). В регионах на местных телеканалах уже шли свои передачи, в которых пока ещё мягко критиковалась власть, которые стали трибунами для выступлений «демократов». Например, в Ленинграде такими передачами били невзоровские «600 секунд» и курковское «Пятое колесо». Кроме того, уже выходили независимые газеты, которыми обзаводились появлявшиеся многочисленные партии, а также листовки, в том числе, и написанные от руки. Официальная советская пресса к началу 1989 года уже разделилась на официозную провластную и условно оппозиционно-демократическую. Поэтому в таких изданиях, как «Огонёк», «Московские новости», «Комсомольская правда» всё чаще появлялись материалы, агитирующие за альтернативных кандидатов (Ельцин, Сахаров и другие «демократы»).
Главным альтернативным кандидатом на Съезд считался Борис Николаевич Ельцин. Его «вдруг» полюбил и зауважал советский народ. Не весь, конечно. Однако очень большое количество трудящихся почему-то поверило в намерения Ельцина изменить страну к лучшему, в его слова о борьбе с привилегиями и всевластием партийного аппарата. Ельцин – этот вчерашний член Политбюро ЦК КПСС, представитель высшей партийной номенклатуры, пользующийся всевозможными привилегиями и льготами, стал символом честности и борьбы против несправедливости советской системы. Вот как красиво и эффективно работал советский Агитпроп: он мог из любого говна сделать конфетку (и наоборот). А сейчас нам пытаются внушить, что Агитпроп СССР был тупым и неповоротливым, что Суслов и другие товарищи не понимали происходящего, отстали от времени. Наглая ложь и клевета! Советский Агитпроп всегда находился на высоте своего времени и с честью выполнял все поставленные перед ним задачи. Вот и из номенклатурного чиновника Б.Н.Ельцина именно Агитпроп сделал борца за народ, видного демократа, вождя демократических сил. За Ельцина 26 марта 1989 года проголосовали 91,5% избирателей; при этом соперник Ельцина по избирательному округу - представитель партноменклатуры Евгений Браков (генеральный директор ЗИЛа) эти выборы проиграл.
Выборы на Съезд народных депутатов СССР проводились в несколько этапов с марта по май. Но основная часть депутатов была выбрана именно 30 лет назад, 26 марта 1989 года. Депутатами стали как представители верхушки КПСС (М.Горбачёв, А.Лукьянов), так и разнообразные «борцы за народ», поэты, режиссёры, артисты и даже вчерашний диссидент Андрей Сахаров.


Съезд народных депутатов СССР

Через два месяца после первых и последних общенародных в СССР выборов открылся Съезд народных депутатов. Первый Съезд народных депутатов СССР проходил с 25 мая по 9 июня 1989 года. Заседания Съезда транслировались по ТВ и на радио. Вся страна прильнула к экранам телевизоров и радиоприёмникам: все смотрели и слушали Съезд. Это действительно, было что-то небывалое: впервые в советской истории в прямом эфире с экранов телевизоров и радиоприёмников неслась открытая критика КПСС, Советской власти, существующих порядков. Советский народ, все трудящиеся, мягко говоря, прибалдели при просмотре этого спектакля, поставленного умелыми режиссёрами. Особенно яркими и запоминающимися номерами стали речи Андрея Сахарова, в которых он критиковал советские законы, а также обвинил военное руководство в убийстве советских пленных в Афганистане (мол, советские вертолётчики расстреливали своих же сослуживцев, попавших в плен к душманам); выступления Анатолия Собчака, Бориса Ельцина, Евгения Евтушенко, Егора Лигачёва (спорившего с Ельциным), «афганца» Сергея Червонопиского (который противостоял Сахарову, защищая часть Советской Армии), Алексея Казанника (уступившего своё место в Верховном Совете СССР Б.Ельцину; позднее Казанник станет генеральным прокурором РФ), Александра Оболенского (выставившего свою кандидатуру в качестве альтернативы Михаилу Горбачёву на выборах Председателя ВС СССР), Юрия Яковлева. Гавриила Попова и многих других депутатов.
На Первом Съезде народных депутатов СССР «зажглись звёзды» многих будущих деятелей перестройки и постсоветского периода. Стоит перечислить хотя бы часть этих деятелей: Леонид Абалкин, Юрий Афанасьев, Аскар Акаев, Руслан Аушев, Павел Бунич, Евгений Велихов, Юрий Власов, Борис Громов, Тельман Гдлян, Борис Ельцин, Илья Заславский, Олег Калугин, Алексей Казанник, Юрий Карякин, Ислам Каримов, Виталий Коротич, Витуатас Ландсбергис, Вилен Мартиросян, Аяз Муталибов, Нурсултан Назарбаев, Гавриил Попов, Дмитрий Павлычко, Виктор Пальм, Михаил Полторанин, Казимира Прунскене, Алфредс Рубикс, Эдуард Сагалаев, Сергей Станкевич, Галина Старовойтова, Василий Стародубцев, Юрий Скоков, Степан Сулакшин, Анатолий Собчак, Андрей Сахаров, Мирча Снегур, Сажи Умалатова, Сергей Червонопиский, Юрий Черниченко, Николай Шмелёв, Станислав Шушкевич, Юрий Щекочихин, Владимир Яворивский, Геннадий Янаев и многие другие.
Во время работы Первого Съезда народных депутатов СССР будущие «демократы» скучковались и объединились в МДГ – Межрегиональную депутатскую группу. МДГ стала фактически первой оппозиционной фракцией в советском парламенте. МДГ была образована по инициативе А.Сахарова, ЮАфанасьева и Г.Попова. Целью МДГ объявила трансформацию тоталитарного политического режима в СССР в демократический. Одним из сопредседателей МДГ стал видный «демократ» Борис Ельцин. МДГ выступала за отмену монополии КПСС на власть, за введение многопартийности в СССР, за изменение формы собственности в стране, за новый Союзный договор и сводную прессу. После августа 1991 года МДГ распалась. Из неё вышли такие партии, как «Демократическая Россия», Республиканская партия и т.д.
Во время проведения Первого Съезда народных депутатов СССР в стране происходили доселе невиданные события: массовые забастовки шахтёров Кузбасса, Печоры, Донбасса, Караганды. Шахтёры требовали справедливости в оплате труда, а также начинали выдвигать более масштабные требования (изменение политической системы в СССР и формы собственности).
5 июня Съезд не работал – в стране был объявлен день траура по погибшим в железнодорожной катастрофе в Башкирии. Накануне, 4 июня в Башкирии два поезда попали в зону загазованности (прорвало газопровод), после чего произошёл взрыв и начался огромный пожар. При этом погибли около 600 человек, столько же было ранено.
На Съезде избрали новый Верховный Совет СССР и его главу – Председателя Президиума ВС СССР. Им стал генсек Михаил Горбачёв.
Всего было пять Съездов народных депутатов СССР. Последний Съезд проходил в сентябре 1991 года, уже после провала «путча ГКЧП». Пятый Съезд народных депутатов СССР собрался 2 сентября 1991 года. А уже спустя три дня – пятого сентября – Съезд фактически самораспустился, приняв напоследок ни к чему не обязывающую «Декларацию прав и свобод человека», объявив о начале переходного периода для формирования новой системы власти и подписания Союзного договора, а также сделав последнюю коллективную фотографию. Больше Съезды народных депутатов СССР не собирались. Мавр сделал своё главное дело и мог уходить делать другие дела. До конца декабря 1991 года ещё проводились заседания Верховного Совета СССР, на которые являлось с каждым разом всё меньшее количество депутатов. Советская тоталитарная власть исчезла, растворилась, расплылась… и проявилась в виде новой власти – уже вполне демократической. При этом зачастую в тех же самых креслах и кабинетах восседали всё те же задницы и рожи партийных номенклатурных работников. Но теперь они были демократами, а власть свою они получили при поддержке народа. Народ хотел демократии – народ получил демократию. Впрочем, это уже совершенно другая история.


Юбилей

Нам же с вами остаётся в этот знаменательный день вспомнить славный юбилей – 30-летие первых и единственных в СССР общесоюзных выборов на альтернативной основе. Вот уже 30 лет в СССР и постсоветских государствах проводятся так называемые свободные выборы. Альтернативных кандидатов, как правило, выдвигается очень много. Зачастую – до неприличия много. И теперь не редкость, если избирательный бюллетень достигает длины до одного метра, и в нём фигурируют десятки фамилий. Нынешние выборы президентов и парламентов в некоторых постсоветских государствах иногда (или регулярно) становятся поводом для противостояния, мордобоя, бунтов, переворотов и революций. Бунты, мордобой и перевороты, конечно, не являются признаками демократии. Скорее, они присущи недоразвитым социумам, коими и являются социумы всех постсоветских государств. Однако в связи с тотальной деиндустриализацией, которая проводится на просторах бывшего СССР, в постсоветских государствах высвобождается огромное количество бывших трудящихся: рабочих и служащих. И не все из них могут найти для себя достойную работу в новых условиях постиндустриального постсоветского бытия. Зато для них находятся иные занятия: агитация во время предвыборной кампании, участие в партийных и общественных акциях, волонтёрство (оплачиваемое и реальное), провокационные и революционные дела. Но сегодня речь не об этом. У нас сегодня великий юбилей.
Поздравим же друг друга с этим юбилеем! Пожелаем всем тем, кто верит в выборы – удачного выбора на ближайших и отдалённых выборах. Всем, кто в выборы не верит, пожелаем верить во что-то иное, столь же светлое, как и демократические выборы.
Во всяком случае, нам теперь есть кого и из кого выбирать. И это уже великое достижение.

март 2019