Актер. Режиссер. Сценарист. Поэт

Татьяна Латышева
   Когда Володя Савелов в 1975 году начинал свой актерский путь в театре кукол, ему пришлось срочно вводиться в пять спектаклей. Сразу семь ролей вместо трех ушедших в армию молодых актеров. Когда Владимир Савелов уходил из театра, его репертуара из 14 ролей в 11 спектаклях хватило практически всем мужчинам-актерам.

 Те 35 лет его жизни вместили не только актерство. Владимир Савелов – человек многогранный и ищущий. На несколько лет уходил во Дворец пионеров – был очень неплохим заведующим отделом художественного воспитания. По отзывам педагогов Дворца, он прекрасно справлялся с обязанностями, подходил к делу творчески. Савелов вообще очень тонко чувствует детскую психологию и легко находит контакт с детьми.
В первой половине 80-х Савелов работал в УВД – в пожарной охране. На заочном исторического факультета, где Владимир был одновременно и старостой группы, и старостой курса, было много сотрудников правоохранительных органов – они и «взбаламутили». Но без театра Савелов скучал. Рапорт об увольнении не приняли – не было замены. Так что требовался компромисс, чтоб отпустили. Умный человек подсказал выход. В 1985 году Владимирова Савелова через гороно вернули в родной театр с формулировкой «в связи с нехваткой кадров». Следующие 25 лет Владимир Савелов полностью посвятил куклам, ролям, стихам и музыке, сценариям – словом, творчеству. Говорю же: Володя Савелов человек многогранный.
Если быть до конца точной, то и его самое первое пришествие в «Куколку» в 1974 году после службы в армии было отнюдь не актерским, а административным – начинал Владимир Савелов уполномоченным по зрителю. У него это хорошо получалось – коммуникабельный, интеллигентный, обаятельный, он легко и быстро налаживал контакты и играючи делал зал битковым – и на стационаре, и на выезде. Но творческое начало не скроешь. Даже в армии, где Савелов писал стихи в армейские газеты и сценарии к праздничным концертам, на которых еще и декламировал, и был ведущим, все отмечали его творческие способности. Впрочем, это не мешало бравому солдату замечательно справляться с основным делом –  разбирался в технике (был техником связи) и руководил малой типографией.
Стихи Савелов писал не только «датные» и патриотические, но и лирические. Как у всякого уважающего себя воина, на гражданке у него оставалась муза, в смысле, девушка Люда с Ахтырки, которая через несколько месяцев в одном из писем сообщила банальное, по Маяковскому, «знаете, я выхожу замуж». Впрочем, романа как такового не было, скорее имела место быть небольшая новелла, но «для солдата главное, чтобы его далекая любимая ждала». Владимир благодарен Люде с Ахтырки за тот творческий импульс.
Не случись повода – еще неизвестно, как повернулась бы судьба. А поскольку повод  был, то стихи полились потоком.

  …Словом, с армейских времен Владимир Савелов почувствовал себя поэтом. После удачного участия в нескольких капустниках режиссер Анатолий Сезоненко предложил Савелову сменить «мечи на орала», то бишь, весьма уважаемую административную службу на тяжелую актерскую каторгу. И получилось! 
Работа Савелова в «Пиратах и призраке», где он играл одноногого пирата, была потря-сающей. Зал замирал, когда он объяснялся в любви девушке-таитянке. Очень тонко выписанная роль.

 Удивительная работа в спектакле режиссера Ханиной «Аистенок и Пугало», где Володя играл Автора. Спектакль очень тонкий, лиричный. Во многом именно благодаря работе Савело-ва. Ленинградский режиссер тогда сказала, что актер такого уровня мог бы работать в любом столичном театре. Так естествен-но, доверительно, будто ткал, создавал его герой основу, нить спектакля, и на ней работали все остальные. Он связывал все сцены спектакля, именно он крутил все его действие.
В «Буратино» Савелов играл Карабаса. Не Злодея, такой он у него был умный антигерой! Медведь в «Веселом маскараде» – правильный, порядочный, тугодум-милиционер. Дубоватый, как скала непробиваемая, – Арей в «Прелестной Галатее», хитрый Купец в «Легенде горы Фудзи», страшный Дракон в «Ореховом прутике», интеллигент Лев Чандр в «Чебурашке»… Парой штрихов подчеркивал и протягивал их через всю пьесу – получался выпуклый, полнокровный образ.
Великолепный Крот в «Дюймовочке». Массивный, большой, с западаниями памяти. Он занимал собой всю сцену. Майя Лебедева играла Мышь. Тандем удивительный! Он играл «Брежнева», она – старую интеллигентную еврейскую даму. Очень вкусно играли, друг от друга заряжаясь.  А как интересно играл Савелов Рассказчика (вторая его роль в этом спектакле) в «Легенде горы Фудзи»! Как точны были интонации этого японца! Он запоминает мелодику языка и умеет «разговаривать» на любом языке мира, однажды на новогоднем капустнике поздравлял – аж на двенадцати.
В репертуаре театра восемь спектаклей с песнями на стихи Владимира Савелова. Большинство из них исполнял сам Владимир. В «Чебурашке» поют все герои – Лев, Чебурашка, Волк и Крыска – да-да, Крыску Лариску играл тоже он. Зонги в «Легенде горы Фудзи» и в «Гасане, искателе счастья» – это тоже савеловское творчество.
Импровизации у Савелова всегда остроумны и уместны. Он – мастер имитации – не злой и не пошлой. Хороший Дед Мороз, умелый ведущий. Принимается на ура любым коллективом. Сценарии поздравлений, теплых и смешных, для всевозможных бенефисов и театральных праздников – это тоже всегда творчество Савелова и Сезоненко. «Рыбу» придумывал Сезон, «мясо» нарастало при активном участии Савела. Иногда требовалось сделать это очень срочно. Так было с юбилеем Юрия Корчагина в драмтеатре. Куклой Козленочка любимого друга посвящали в кукольники.

 Он ответственный, хороший товарищ. Поддерживает связи с режиссерами и актерами, живущими в других городах: Григорием Гольдманом, Натальей Ханиной… До последнего его дня дружил с Валерием Затопляевым. Много помогает друзьям и коллегам. В трудную минуту всегда рядом. У него много деловых связей, и для товарищей он умеет и просить, и добиваться. Старший по дому: справляется, знает законы, дотошный и настойчивый.

 Володя – меломан, много лет собирает виниловые пластинки. Соревнова-лись на эту тему с другом Затопляевым. Любит исторические книги, «путешествует» по странам в Интернете.
В театре из актеров «сезоненского времени» осталось буквально несколько человек. Савелова среди них нет. До недавнего времени он руководил студенческим театром «Пульс» в медколледже. Увлеченно, как все, что он делает. Делился «ВКонтакте»  фоторепортажами  побед в самого разного уровня конкурсах и фестивалях. Действует его частный театр, он пишет для него пьесы, прекрасные сценарии, написал Гимн курской милиции и получил за это премию. Пьесы – про терроризм, правила дорожного движения. Близкие детям образы, в игровой форме они учат детей адаптироваться, ориентироваться в жизни. Его пьесы ставят и другие театры, в разных городах. Однажды Савелов написал даже продолжение «Конька-Горбунка»…
Словом, многогранный человек наш Владимир Савелов.               
   (Из книги "Ваш собкор из театра кукол, или Золотой век Анатолия Сезоненко: до и после")