Уж на раскалённой сковородке

Виктор Еремин
В связи с началом революции в Испании 14 апреля 1931 г. король Афонсо XIII с семьёй выехал в Италию. Отрекаться от престола он не стал, так и умер в 1941 г. в Риме законным монархом. Главой дома испанских Бурбонов король назначил своего младшего сына — дона Хуана, графа Барселонского.

Тем временем в Испании учредили республику, которая пала в ходе гражданской войны 1936 — 1939 гг. В стране установилась личная диктатура генерала Франсиско Франко, человека мудрого и решительного.

В июле 1936 г., когда правый мятеж националистов против республики, организованный генералом-лейтенантом Хосе Санхурхо, оказался на грани провала, а Санхурхо погиб в авиакатастрофе, Франко, до того не участвовавший ни в какой политической деятельности, неожиданно провозгласил себя главнокомандующим. Все генералы, испугавшиеся взять ответственность за казалось бы безнадёжное дело мятежа, молча согласились с его решением. Едва Франко получил командование, как сразу стал побеждать. В итоге была учреждена хунта национальной обороны*, которая в сентябре 1936 г. присвоила главнокомандующему звание генералиссимуса и титул каудильо**. Таким образом, готовность взять на себя ответственность за страну в считанные месяцы вознесла Франко на вершину государственной власти. 1 октября 1936 г. в Испании официально была установлена личная диктатура каудильо.
_______________________________
* Военное правительство.
** Предводитель (исп.)

Страна воевала ещё три года, причём в гражданскую бойню вмешались международные силы. За республиканское правительство выступило международное коммунистическое движение во главе с СССР, а за мятежников — Германия, Италия, русская белоэмиграция.

Победила хунта. 1 апреля 1939 г. вышло последнее коммюнике главнокомандующего со словами «Война завершена». И с этого времени главной задачей Франко стало не дать втянуть Испанию во Вторую мировую войну, которая разразилась через пять месяцев. Сохранить власть и восстановить Испанию после бедствий гражданской войны каудильо помог исключительно его великий талант интригана. Главная проблема заключалась в том, что Франко никогда не считал себя фашистом, тем более антисемитом.

Каудильо был убеждённым националистом, и только по этой причине причисляется ныне к фашистскому лагерю. Как сказал о Франко тех лет Уинстон Черчилль: «Он думал только об Испании и испанских интересах. Благодарность Гитлеру и Муссолини за их помощь (в гражданской войне. — В.Е.) ему была чужда. Этот тиран с ограниченными интересами думал лишь о том, как избежать участия своего обескровленного народа в новой войне». Вот вам и «тиран». Сам каудильо в частных беседах называл Гитлера сумасшедшим, а Муссолини — клоуном. Зато с уважением отзывался о Черчилле и с глубочайшим почтением, соединённым с ненавистью — о Сталине.

Франко дипломатически переиграл и Гитлера, и Муссолини. В 1940 г., после разгрома Франции, Гитлер вознамерился провести 20 дивизий вермахта по испанской территории и захватить Гибралтар, что привело бы к закрытию для Великобритании пути в Средиземное море и к Суэцкому каналу — самому короткому пути в британскую колонию Индию. Для англичан это стало бы национальным бедствием.

Каудильо вёл с фюрером личные переговоры и выставил перед немцами такие невыполнимые условия, что Гитлер предпочел оставить Испанию нейтральной. Фюрер даже заявил в частной беседе, что готов дать вырвать себе несколько зубов, чем ещё когда-либо вести переговоры с Франко. Это событие серьёзно обозлило Берлин, там впервые задумались о целесообразности оккупировать Испанию и посадить там верное мировому фашизму правительство.

Поначалу Гитлера останавливал жёсткий антисоветизм Франко. Всю жизнь главным врагом Испании каудильо считал Сталина и СССР. В 1941 г. Испания с готовностью направила на Восточный фронт т.н. «Голубую дивизию»* в составе 19 тыс. добровольцев. Однако руководство дивизией осуществлялось из Испании, командованию вермахта она не подчинялась. Испанцам это мало помогло: в 1954 г. домой вернулись живыми из сталинских лагерей только 296 бывших добровольцев. И поделом: зверства испанских частей в дни блокады Ленинграда никогда не будут забыты нашим народом. За что боролись оккупанты, на то и напоролись.
_______________________
* Название дивизии дано по цвету мундиров.

Отказ фашистов от захвата Гибралтара стал сигналом союзникам к тому, чтобы начать секретные отношения с правительством каудильо. С лета 1942 г. и до конца войны именно Франко был центральным переговорщиком, который пытался убедить западные страны заключить с Гитлером сепаратный мир и всеми силами Европы обрушиться на СССР.

Неблагодарный! Гитлер неоднократно намеревался сместить «коварного интригана». Но всякий раз фюреру мешали советские победы: сначала в битве под Москвой, потом Сталинградская битва, затем Курская дуга.

Во внутренней политике головной болью Франко была власть. Какое государство следовало учредить в Испании? Республика обескровила страну и порушила её экономику, монархия была серьёзно скомпрометирована, но и диктатура каудильо могла быть только временной, это генералиссимус понимал отлично. После битвы под Москвой в правящих кругах Испании стала популярной идея реставрации монархии в лице дона Хуана. Опасаясь Гитлера, Франко предпочёл отложить решение вопроса до окончания войны.

Каудильо как чувствовал: он решил пока сосредоточиться на политике экономического национализма. Последующие события доказали, что это было гениальное решение!

Дальновидной была и политика Франко в отношении евреев. Он просто объявил всех граждан Испании испанцами без выяснений, кто из них какой национальности. Тогда же генералиссимус «закрыл глаза» на взяточничество испанских пограничников, которые за деньги пропускали евреев со всей Европы в Испанию. Этим он спас сотни тысяч человек от истребления. Каудильо отказался принимать антисемитское законодательство, как того требовали Гитлер и Муссолини. Более того, «весной 1941 г. Франко решительно заявил Гитлеру, что общины евреев-сефардов в Салониках (Греция), Софии и Пловдиве (Болгария) пользуются покровительством испанских властей, как лица, чьи предки были в своё время незаконно изгнаны из страны. Сефарды получили испанские паспорта, в большинстве благополучно пережили войну и в конце 1940-х выехали в Израиль» (Х.Г. Дамс). Фюрер и дуче решили между собой, что Франко — скрытый еврей.

Так же благодушно относился Франко и к лётчикам союзников, сбитым над оккупированной территорией. Они через Испанию беспрепятственно переправлялись либо в Африку, либо в Англию.

Зато внутри Испании террор против коммунистов, социалистов, анархистов, республиканцев и сепаратистов из Каталонии и Страны Басков не ослабевал до кончины каудильо.

Короче, после разгрома гитлеровской коалиции союзники не нашли ни малейшего формального повода для вторжения в Испанию. Франко уберёг свою страну от погрома.

И.В. Сталин не собирался просто так забыть и простить Франко массовое истребление коммунистов. По его приказу началась открытая травля Испании и её каудильо. Я уже говорил о том, что Франко глубоко уважал Сталина, но после войны вождь против воли стал учителем каудильо. Франко тщательно изучал критику Сталина в его сторону, и если признавал её верной — старался исправить. После смерти вождя он постарался избежать главной сталинской ошибки — оставил после себя достойного преемника.

Преамбулой международной атаки на Испанию оказалось неожиданное выступление дона Хуана Барселонского. В марте 1945 г. в Швейцарии принц издал т.н. Лозаннский манифест. Там, в частности, содержался призыв к странам-победительницам покончить с испанской диктатурой: «Режим, установленный генералом Франко и вдохновляющийся принципами тоталитарных режимов держав Оси*, абсолютно противоположен традициям нашего народа и несовместим с условиями, которые создала в мире последняя война». Хуан надеялся вернуться на престол при помощи английского и американского оружия. Авантюра провалилась — победители не пожелали вмешиваться в испанские дела.
______________________
* Т.е. находившихся к тому времени на грани разгрома Германии, Италии и Японии.

Однако на Потсдамской конференции 1946 г. с подачи Сталина все её четыре участника исключили Испанию из содружества наций и отказали ей в членстве в создававшейся тогда ООН. Было заявлено, что «режим Франко не обладает необходимой квалификацией для принадлежности» к ней.

17 апреля 1946 г., опять же по приказу Сталина, представитель Польши выступил в Совете Безопасности ООН с обвинениями Испании в том, что на её территории скрываются 200 тыс. вооруженных немцев и некоторые учёные — разработчики атомной бомбы для Франко. Совет Безопасности единогласно поддержал польскую делегацию, и 13 декабря 1946 г. всем членам ООН было настоятельно рекомендовано «до низвержения режима Франко отозвать из Мадрида свои дипломатические миссии».

Результат оказался ошеломляющий — все испанцы, независимо от возраста и социального положения поддержали своего каудильо перед лицом международной блокады. Когда Франко доложили о решении Совбеза ООН, он только и сказал: «Всю вторую половину дня я рисовал. Поистине, я нахожу всё больше удовольствия в этом занятии».

Испании было отказано в инвестициях и помощи (весь её золотой запас ещё в 1930-х гг. коммунисты вывезли в СССР). Отмечу, что Франко поддержали многие латиноамериканские страны и арабские государства Ближнего Востока. Так, Аргентина предоставляла Испании под небольшие проценты кредиты, за счёт которых приобретались пшеница, кукуруза, растительное масло и мясные консервы.

В условиях международной изоляции правые социалисты решили сместить Франко и возвести на престол дона Хуана Барселонского. Начались тайные переговоры в Лондоне и Париже. Об этом донесли каудильо, и он принял единственно верное решение. 31 марта 1947 г. было официально объявлено, что Испания вскоре вновь станет монархией, но без короля — до тех пор, пока жив нынешний глава государства.

Дон Хуан попытался протестовать. Это только ещё больше обозлило Франко: он конфисковал всё имущество королевской семьи и лишил госпенсии мать дона Хуана вдовствующую королеву Викторию Евгению. 7 июня 1947 г. опубликовали закон о порядке престолонаследия, по которому каудильо получал право «в любое время назначать короля или регента» и лишать любого претендента права престолонаследия.

25 августа 1948 г. Франко пригласил дона Хуана на свою яхту «Асор» в Бискайском заливе. Во время встречи каудильо дал понять, что не видит своего собеседника на месте короля и предпочитает, чтобы в будущем монархом стал десятилетний тогда сын дона Хуана — Хуан Карлос. Графу Барселонскому было предложено послать Хуана Карлоса на воспитание в Мадрид, что граф и сделал. Всю оставшуюся жизнь генералиссимус опекал принца, полагая его своим сыном — у самого Франко были только дочери.

22 июля 1969 г. на заседании кортесов* Франко представил принца Хуана Карлоса в качестве своего наследника на посту главы государства. Кортесы проголосовали за это предложение без всяких прений 491 голосом против 19 при 19 воздержавшихся. Проблема власти в Испании была окончательно решена согласно воле генералиссимуса Франко.
___________________________
* Кортесы — испанский парламент.

Сразу после смерти Сталина Испания была принята в ООН, и международная изоляция завершилась. Так мудрый уж избежал раскалённой сковородки, на которую его почти сорок лет то и дело бросали враги диктатуры каудильо.