Моя Николиниана Часть вторая. Николай Клюев

Татьяна Мирчук
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. НИКОЛАЙ КЛЮЕВ
   
          По мере взросления меня стало очень сильно тянуть в родные края, но возможности, особенно когда росли дети, осуществлять свои желания почти не было. В те годы у советских людей не было ни телефонов, ни интернета. Оставался один способ общения – письма. Переписка была столь интенсивной, что по ней можно легко проследить историю всей нашей тогдашней жизни. Меня интересовало всё, что касалось моих родных, и то, какие события происходили на родине, а моих западных родных интересовала наша жизнь. Вот мы сообща и вырисовывали историю нашей родины.
           В моей жизни всегда большое место занимали книги. Читала я постоянно, как только появлялись свободные минуты, а они появлялись только поздно вечером и ночью. Недосып был моим постоянным спутником. Стихи я тоже писала, но не так часто, как бы хотелось. Зато я часто видела сны, в которых сочиняла целые поэмы, красивые, длинные, с интересными сюжетами. Я декламировала их наизусть до самого пробуждения, а проснувшись, не помнила ни строчки. Это меня страшно огорчало.
           С книгами тоже было сложно, купить хорошую книгу, особенно классиков, было почти невозможно. Выручали библиотеки. Иногда я заходила в букинистический магазин и, если видела нужную мне книгу, обязательно приобретала её. Так у меня появился толстый том стихов Сергея Есенина, литературоведческое издание «Слово о полку Игореве» 1958 года выпуска, с большим количеством шикарных иллюстраций под редакцией Д.Лихачёва и др.
           В букинисте я и купила книгу «Вологодские зори», Москва 1987 год. Среди редколлегии я увидела имя В.И.Белова, произведения которого знала и любила. К тому времени у меня уже имелись его «Кануны», «Плотницкие рассказы» и др. Но не о Василии Ивановиче я хочу поведать, а о том, что в книге этой были собраны под одной обложкой другие дорогие для меня имена: Ольга Фокина (её книгу «Буду стеблем» я привезла с Вологодчины в 1979 году, но ещё много раньше, классе в шестом, я полюбила её стихи, и много их знала наизусть, даже подражала ей, сочиняя свои вирши), Александр Яшин, Сергей Орлов, Виктор Астафьев, Николай Рубцов и Николай Клюев...
           Если предыдущих поэтов и прозаиков я читала и любила, то о Николае Клюеве знала совсем немного. На родине, как я говорила, бывала нечасто, но знала о том, что Клюев родом наш Вытегорский, что был он в своё время дружен с Есениным, что относится к поэтам, именуемым литературоведами «новокрестьянскими». Но стихов его не читала и не знала.
           В те годы в Вытегре по инициативе тогдашнего директора краеведческого музея Т.П. Макаровой, уже вовсю велась работа по изучению наследия Николая Алексеевича, проводились «Клюевские чтения», на которые собирались люди, знающие и любящие его творчество, изучающие его биографию и т.д. Это были, как любители, так и большие учёные из разных уголков нашей огромной тогда родины – СССР, которые понимали масштаб личности по имени Николай Клюев.
           Бывая на родине, а я родилась в селе Анненский Мост, который был расположен в шестидесяти километрах от города Вытегры, я просила у мамы районную газету «Красное знамя» за то время, когда меня не было и тщательнейшим образом изучала её, вырезая интересующие меня статьи. Материалы о «Клюевских чтениях» собирала тоже. Все эти вырезки я увозила с собой и складывала в особую папку. Если мне случалось бывать в Вытегре, то я обязательно заходила в Краеведческий музей и покупала буклеты или сувениры. Там я впервые приобрела две тоненькие книжечки стихов Н.Клюева.
          Но нет, не сразу я прониклась любовью к его поэзии и к его личности. Прошло ещё лет десять с тех пор, а может и больше. Ко времени моего знакомства с творчеством Николая Алексеевича, я уже была лично знакома с Тамарой Павловной Макаровой. Она неоднократно говорила мне, что человеку, пишущему стихи, необходимо знать творчество такого большого поэта, как Клюев. И не помешало бы мне, говаривала она, посещать «Клюевские чтения». Возможности такой я в то время не имела из-за отдалённости проживания.
         В 2007 году в мае умерла наша мама. Я не смогла приехать на её похороны, но летом того года, во время моего очередного отпуска, мы с сестрой Ольгой побывали в Анненском. Нужно было уладить некоторые формальности с домом и т.д. Побывали мы с ней и в Краеведческом музее города Вытегры, встретились с Т.П.Макаровой, передали в музей на хранение берестяной короб папиной работы, найденный на чердаке, и фотографии конца 30-х годов из маминого альбома, когда она училась в техникуме.
          Я рассказала Тамаре Павловне, какое впечатление произвела на меня книга стихов Н.Клюева «Гагарий зык» (издатель А.Казаков), которую мне в предыдущий приезд к маме подарила наша общая знакомая, директор лесхоза Г.В. Черкасова. Поведала я и о том, что особенно меня поразил цикл стихов «Избяные песни», и что я читала книгу стихов Клюева, как Библию, растягивая удовольствие и радуясь в ожидании того часа. Макарова воскликнула: «Ну, вот - пора приехать на «Клюевские чтения!» Но я сказала, что смогу приехать только в 2009 году. Тамара Павловна пообещала выслать мне официальное приглашение. И не забыла обо мне!
           А вот моё стихотворение, как отклик на особенно любимые мною «Избяные песни» Клюева:
        ИЗБА-КОВЧЕГ
                Н.А.Клюеву

Изба, похожая на ковчег,
Плывёт по морю житейских истин.
Над ней то дождик идёт, то снег,
То встанет радуга коромыслом.
И солнце в окна её печёт,
И звёзды всходят над самой крышей.
В ней кот запечный, как звездочёт,
Считает их, как летучих мышек.
Там печь-боярыня хлебный дар
На рушниках подаёт расшитых.
И медный бабушкин самовар
Не чаем поит – медовой сытой.
Плывёт изба, не скрипят углы,
Ведь стены матицей прочно сшиты,
Дресвой отдраенные полы
Ярятся в ней золотым самшитом.
Егорий, Власий и Миколай
В избу заходят в любое время,
Совсем, как посуху. Ну, дела –
Для печки дров занесут беремя!
За стол усядутся все рядком,
Копьё, уздечку и посох – в угол,
И потолкуют часок ладком,
А после вышагнут друг за другом.
И Богородица в той избе
Качает зыбку с Христом-младенцем...
Плывёт изба по моей судьбе
И знаю я, где душой согреться.

           Так началось моё знакомство с творчеством и биографией Николая Клюева. В 2009 году всё сложилось, как нельзя лучше. В начале года я записалась на отпуск на середину октября и ждала с волнением и радостью, когда же наступит момент истины. В июне ко мне подошла молодая сотрудница и попросила поменяться со мной отпуском. Ей нужен был октябрь, а у неё по приказу стоял июль.
         Я объяснила ситуацию, она огорчилась, но ничего не поделаешь, у меня были свои планы на октябрь. А когда я вернулась с работы домой, то в почтовом ящике обнаружила письмо от директора Вытегорского музея, в котором она мне сообщала, что «Клюевские чтения», в связи со 125-летием со дня рождения Клюева из-за большого количества участников чтений, переносятся на 17-19 июля. Вот это да!
         Я побежала звонить сотруднице. В итоге, мы благополучно поменялись с ней отпусками, и я полетела в родные края. Всё в этот год складывалось как нельзя лучше. Мой Питерский племянник только что купил новую машину и сказал, что повезёт нас с сестрой на малую родину. В планах у нас, помимо «Клюевских чтений», было посещение многочисленной родни в разных уголках Вологодчины.Всё получилось, как было задумано.
         А на Клюевских в тот год кого только не было! Приехал В.И.Панченко – композитор из Санкт-Петербурга, с песнями на стихи Николая Клюева. С ним прибыли молодые исполнители – выпускники консерватории с шикарными голосами. Естественно, здесь находились исследователи творчества великого поэта: С.И. Субботин – бессменный ведущий «Клюевских чтений, один из его организаторов в 1985 году, кандидат химических и филологических наук, ведущий научный сотрудник Отдела новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья, профессор-филолог Л. Киселёва из Киева, Браун Н.Н. – поэт, сын поэта Н.Л. Брауна – ученика Гумилёва, Аввакумова М.Н. – известнейший поэт, супруги Кошелевы М.Н. и А.В. – издатели из Подмосковья, Маркова Е.И. – доцент из Петрозаводска, скульптор С. Алипов (он сваяет памятник Клюеву, который установят в 2016 году в Вытегре), Куняев С.С. – писатель.
         Сергей Куняев читал на конференции главы из своей новой книги о Клюеве. Только от присутствия таких знаменитостей голова кругом пойдёт у новичка! И стыдно мне стало, оттого, что столько времени мною упущено!
          С этого года Николай Алексеевич Клюев стал частью моей жизни. Я была восхищена исполнителями песен на его стихи, вслушиваясь не только в саму музыку, но и в музыку слов великого поэта. От них веяло добротной сказочной стариной, в стихах словно оживали забытые предметы, обычаи, песни, люди, населявшие эту старину. А как бесподобно читала наизусть стихи Клюева сотрудница краеведческого музея Елена Ломкова (в замужестве Шинкарчук)! Всю эту словесную узорную сложную красоту она преподносила слушателям легко, задорно, звучно! Было понятно каждое слово в непростых клюевских стихах.
         Чуть позже в моей жизни появилась Римма Крапивина – певица из Карелии, из города Пудожа - красавица, умница, Заслуженный работник культуры Карелии. Мы с ней очень сильно сдружились, общаемся, встречаемся по возможности. Песни на стихи Н. Клюева и музыку В. Панченко в её исполнении внесли дополнительную теплоту и красоту в эти произведения. Я рада, что мою авторскую песню «Клюковка» Римма тоже включила в свой репертуар, записав её на студии.
          За эти годы я многое узнала о Н.А. Клюеве из докладов участников конференций, из книг, приобретённых и подаренных мне моими друзьями и знакомыми. Так в моей библиотеке появились книга Н. Солнцевой «Китежский павлин», сборник «Николай Клюев Сергей Клычков Пётр Орешин» (библиотека словесника) – подаренные мне педагогами 4-ой школы города Комсомольска-на-Амуре, песенник «Неувядаемый цвет» (репринтное издание по книге Клюева 1920 года выпуска, издатель А. Казаков), Н. Клюев «Стихотворения и поэмы» 1991 год, «Молодая гвардия» и др.
         Мне удалось приобрести книги с произведениями его друзей-поэтов: Сергея Клычкова «Я прожил жизнь свою, колдуя...» - 2016 года издания, огромный фолиант, где собраны стихи и проза Сергея Антоновича в полном объёме,  стихи Павла Васильева...  Первое стихотворение, посвящённое их памяти, я написала под впечатлением книги Натальи Солнцевой.

МУЧЕНИКИ
На книгу Н. Солнцевой «Китежский павлин»

Красоту родной земли
Воспевали, как могли.
Лес любили и реку,
В чаще звонкое: «Ку-ку!»
Месяц, звёзды и росу,
В поле острую косу,
Запах скошенной травы
И безмерность синевы,
Свежий запах первых пахот…
Головы сложив на плахах,
За любовь свою к отчизне.
В дни какие править тризну?
Кем, когда, в каких местах
Предан был земле их прах?
Не расскажут никому,
Только Богу одному.
Павел, Пётр и Николай*,
Был ли вам обещан рай?
Пимен, Сергий, Александр**,
Вхожи вы в Эдемский сад?
Так ли всё звонка свирель
У тебя, рязанский Лель?***
Иль земная чаша мук
Всё не выпала из рук?
По щеке ползёт слеза,
Но не скажут образа
Ничего. Прости, Христос,
Всех, кто крест по жизни нёс,
Кто за Русь душой радел,
Кто, как колокол, гудел.
Всех, кто шкуру не спасал,
Песни пел, стихи писал.
Знайте, братцы-баюны,
Ваши песни нам слышны!
О берёзке на лугу,
Об околице в снегу,
Об избушках, о реке,
О российском мужике,
Чей загривок и хребёт
На себе всю жизнь несёт
Бед и горестей сполна.
Долу гнёт его страна,
А он терпит да кряхтит,
Не уйдя ни в схрон, ни в скит.
А когда придёт черёд,
Русь от недруга спасёт.
Спите. Мир вам и покой!
Бог их души упокой.

Сноска:
           *П. Васильев, П. Орешин, Н. Клюев
          **П. Карпов, С. Клычков, А. Ширяевец 
        ***С. Есенин

         Книга «Словесное древо», приобретённая в краеведческом музее, изумила меня и прозой Клюева, и его эпистолярным наследием. Та словесная изящность, загадочность и красота слова, которая поразила меня в его стихах, присутствовала и здесь во всей красе!
          В 2016 году у меня появилась книга С.С. Куняева «Николай Клюев» (серия ЖЗЛ) с дарственной надписью автора.  По моему впечатлению – она более полно и достоверно рассказала о Николае Клюеве, его эпохе, его друзьях и недругах, его жизни, исканиях, метаниях, о его многогранной огромной личности, непонятой многими и до сей поры. Сергей Куняев очень тактично обошёл острые углы в биографии поэта, не зацикливая на них внимание читателей.
          При чтении книги у меня возникало ощущение, что сам Николай Клюев был этой самой Эпохой, вокруг которой возникали различные течения и направления. За что и был не любим многими завистниками. Трагический финал такой масштабной личности неизбежен, уж больно много с ним хлопот властям.
За годы знакомства с творчеством Николая Клюева я написала много стихотворений о нём и его времени, сопоставляя его с нашей действительностью. Одно из последних написано после прочтения книги С. Куняева.

КЛЮЕВ
На книгу С. Куняева «Николай Клюев»

По нынешнему времени
Какой же он старик?
Ославленный, осмеянный,
А всё равно – велик!
Достичь бы разумением
Хоть краешка души –
Уже, как откровение.
Да только не спеши
С оценкой скоротечною -
Она из тех красот,
Что Бог во веки вечные
Лишь редкому даёт.
Но то, что Там отмеряно,
Придётся оплатить
Невзгодами, потерями,
А «быть или не быть» -
Вопрос такой не ставится
Пророкам никогда.
Когда ещё прославится,
А нынче ждёт беда.
Летят ему булыжники
Не в спину, а в лицо,
И бывшие сподвижники
В рядах у подлецов!
Кричат ему: «Юродивый!
Свой шутовской колпак
Сними и новой родине
Служи, служи, чудак!»...
Он мог бы стать, как многие,
И жил бы лет до ста,
Но нелюди двуногие,
Что предали Христа,
Его избу копытили,
Пускали с молотка
Радетелей, Святителей,
Что свет несли века.
И радовались темени,
Галдели: « Клюев сник».
А он писал тем временем
Свой огнепалый стих.
Что страшной правдой Выговца
В людских сердцах горит.
Он из забвенья выбрался
И с нами говорит.
Из горних мест, где вечен свет,
Глядит на отчий край,
Смиренный Клюев – не поэт -
Раб Божий Миколай.

         Я благодарна всем, с кем меня свела судьба на «Клюевских чтениях», потому что от каждого участника я получила частицу доброты, радости, света. Это работники музея, бывшие и настоящие: Т.П Макарова, про которую я уже писала выше, Е.Н. Шинкарчук (Елена подготовила и провела мой творческий вечер в здании районной библиотеки), В.А. Терехова, Т.В. Трахачевская (у Тани в доме я несколько раз ночевала, знаю её семью, мы общаемся по интернету и лично), Л.К. Казаринова и др. Это Нина Алексеевна Митрошкина и её воспитанники Руслан Лысков и Настя Никитина, которые так замечательно читают на «Клюевских чтениях» мои посвящения Николаю Алексеевичу. Это читал Руслан:

ПОЕДУ В ГОСТИ К КЛЮЕВУ

Я скоро в гости к Клюеву поеду,
До октября не больше двух недель.
И ходит осень пёстрая по следу
И каждый день заводит канитель:
-Пора, пора! Уж лебеди взлетают
С лесных озёр, чтоб править путь на юг,
Другие птицы тоже сбились в стаи,
Лес пожелтел и скучен серый луг.
Но там, вдали за тёмными лесами,
Высматривают что-то в вышине,
Озёра неотцветшими глазами,
И жизнь идёт в их мглистой глубине.
Не тот ли всё сиговец серебристый,
Воспетый заонежским баюном,
Потомство вывел в заводях скалистых
И в озере неведомом лесном?
Поеду в гости к Клюеву, поеду.
Туда, где мрачен лес и мрачен луг,
Чтоб слушать неторопкую беседу,
Столетних ёлок, клюевских подруг.
Он здесь под ними сиживал, бывало,
Слова, как бусы, складывал в туес
И песни пел, что мать ему певала,
И слушал песни весь окрестный  лес.
Сверкали где-то дальние зарницы,
Уже склонялся к вечеру денёк,
Садились безбоязненно синицы
На лысину к нему, как на пенёк.
Краюху с солью запивал водицей,
Посмеиваясь ласково над тем,
Как в бороде искали крошки птицы,
В его не сомневаясь доброте.
И брёл потом домой по бездорожью,
Железный конь кромсал знакомый луг,
А Клюев грел в ладонях искру Божью,
И знал уже о времени разлук.
Не ведал лишь о том, что друг-писатель,
Бездумно, между делом, на бегу,
Как подлый и неумный злопыхатель,
Смеясь, сыграет на руку врагу.
Ушёл Поэт за многими бесследно,
Всех  дел своих земных не заверша…
Поеду в гости к Клюеву, поеду,
Туда, где всё живёт его Душа.
24-25.09.2013

А это стихотворение читала Настя у памятника Н.А. Клюеву в 2018 году:
      АЛКОНОСТ
           Н.А. Клюеву

«..а кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет:
тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит».
                Подпись под лубочной картинкой
                с изображением птицы Алконост.

Эта птица с дороги сбивала тебя,
Накликая то счастье, то беды,
Но напевы твои всей душой возлюбя,
За тобою отправилась следом.
Золотое яйцо и целительный плод
В твой заплечный мешок положила –
И дарами своими, добавив забот,
В лабиринтах  тебя закружила.
А потом улетела, лишь слабенький свет
Пробивался далёкой зарницей –
Не гнездовье ль её? Ты рванулся вослед
И пропал в катакомбах-темницах.
Я готова душою тебя полюбить,
Как создателя сказочных фресок.
Мне б в твоих катакомбах схватиться за нить,
Чтоб пройти лабиринта отрезок.
И хотя бы перстом прикоснуться к мирам,
Получив на вопросы ответы,
Что писал ты на стенах огрызком пера,
Не чернилами – кровью поэта.
Но пройти этот путь целиком до креста
То пешком, то ползком, то в полёте
Неподъёмно ни мне, ни другим – это так,
Да и подвиг теперь не в почёте.
И пока я искала тебя вдалеке,
Ушибаясь и плача от боли,
Ты спустился с небес с Алконостом в руке,
Чтоб на родине встать на престоле.

           Следующий в моём «клюевском» списке Логинов Константин Кузьмич со всей нечистой и неведомой силой, которую он приручил так, что она его боится. Он выделил в моё владение книгу Неонилы Артёмовны Криничной (ныне доктора филологических наук Карельского научного центра РАН, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации и др.)  «Крестьянин и природная среда в свете мифологии», в которой я обнаружила на 317 и 371 страницах былички от моего папы Прохорова Александра Фёдоровича, записанные Криничной во время её этнографической экспедиции 1971года.
          Думала ли я в далёком 1971 году, что Николай Клюев в 2009 возвратит меня в то время?  Такими вот не случайными встречами и подтверждается истина о том, что ничего напрасного в нашей жизни не бывает! Более того я узнала, что существует фонотека с записью голоса моего отца (1625/14, 1625/13). И теперь у нас с сестрой есть задача – добыть эти записи.
          Благодаря Клюеву у меня есть теперь любимые вытегорские поэты: Олег Шаулов, Алексей Землянин, Галина Данилова, Елена Яковлева и другие, с которыми я встречаюсь лично и на просторах интернета, где знакомлюсь с их творчеством, радуюсь их поэтическим находкам, с удовольствием слушаю песни Алексея Землянина – они талантливы несомненно!
          На «Клюевских чтениях» я написала стихотворение, как напоминание тем, кто изучает творчество поэтов, уже ушедших от нас, имея ввиду и этих поэтов, и себя, и других – живых и пишущих стихи сегодня. Кто знает, как слово наше отзовётся? Уж извините, если зарапортовалась и на некоторое время поставила нас, ныне живущих, на одну ступеньку с ушедшими и великими.

ЛЮБИТЕ ПОЭТА ПРИ ЖИЗНИ

А вы полюбите поэта при жизни,
Когда это так ему необходимо.
Он песни свои посвящает Отчизне,
Он пламенем ярким горит негасимо.
Он душу свою открывает пред вами,
Он сердце несёт на раскрытых ладонях,
В ответ, получая летящие камни.
Полюбят его лишь, когда похоронят.
Он в райские кущи прорвётся едва ли –
Он грешник такой же, как многие люди.
Вы крылья при жизни ему б не ломали,
Поэт, словно птица, и он не подсуден.
Он в ритме ином и в ином измереньи
Живёт, часто этого не понимая.
Он – вечный бунтарь, он не знает смиренья,
И голосу разума он не внимает.
Опасен ли он окружающим людям
Своим отстранённым блуждающим взглядом?
Наверное, коль на серебряном блюде*
Несут его голову, прихоти ради.
И голову снявши, рыдают на тризне,
И в разные ранги возносят повсюду.
А вы полюбите поэта при жизни,
Воздастся за это вам, добрые люди.

* Как подтверждение моим словам - недавно узнала тот факт, что татарский поэт Муса Джалиль был казнён в тюрьме Маобит с применением гильотины, а писала я, думая об Иоанне Крестителе.

         В моём списке привязанностей - любимый всеми «клюеведами» за его любовь к русским поэтам Майкл Мейкин – профессор из США, которому и я каждый раз при встрече дружески радуюсь, потому что это красивый, добрый, умный, благородный джентльмен и одновременно – простой человек, который умеет общаться и заразительно смеяться, как ребёнок, что говорит о его большом сердце.
         Как-то при первой встрече я задала ему вопрос: «Скажите, Майкл, как Вас угораздило изучать творчество такого поэта, как Николай Клюев? Ведь его произведения не каждый русский, даже пишущий стихи, поймёт!» На что Майкл, пожав плечами, ответил: «Да вот, как-то угораздило!» И засмеялся.  Лично я очень рада, что его угораздило! Благодаря Майклу, я люблю Америку.
         Вот супруги Кошелевы, одарившие меня и многих других плодами своего издательского труда – книгами, проспектами, фотографиями. С Мариной Николаевной и Андреем Васильевичем я теперь встречаюсь довольно часто: и в Вытегре, и в Вологде, и в селе Никольском Тотемского района, где они устроили филиал Зеленоградского «Бирюзового дома». Это настоящие подвижники и популяризаторы творчества наших русских поэтов: Н.А.Клюева и Н.М.Рубцова.
         Рада я и своему знакомству с Еленой Григорьевной Койновой – доцентом Тольятинского православного университета. Виделись мы с ней пока один раз, но постоянно поддерживаем виртуальную связь через интернет. Она – человек увлечённый, многогранный, много знающий о творчестве поэтов клюевского круга, особенно о Есенине и Ширяевце. Елена принимает самое деятельное участие в увековечивании их памяти. Из её публикаций я узнаю очень много биографических подробностей из жизни великих поэтов, композиторов, певцов, музыкантов. Человек она неравнодушный и к событиям, происходящим в стране, у нас с ней находится много тем для общения, чему я рада.
         С огромным удовольствием каждый раз слушаю лекции Елены Ивановны Марковой. Повезло студентам, которые учатся в её семинаре! Так чётко и доходчиво выражены мысли, так образно и красиво она доносит их до слушателей! Без бумажек, без шпаргалок, глядя в глаза аудитории – это завораживает и заставляет слушать очень внимательно и вдумчиво. Елена Ивановна – непревзойдённый рассказчик, истории о «клюеведах» из её уст всегда насыщены добрым юмором и любовью.
         Про Сергея Ивановича Субботина я могу говорить только с благоговением! А когда-то была очень удивлена тем, что он, уже учёный с большим званием, химик, вдруг оставил свой институт и перешёл в ИМЛИ, чтобы заниматься исследованием творчества и биографии Николая Клюева, Сергея Есенина и других поэтов того времени. Как широк диапазон его интересов, как глубока память, как точен язык!
         Последние годы он чувствует себя не всегда хорошо, выглядит уставшим, кажется, что он почти не слушает выступавшего. Но стоит тому назвать неточную дату или исказить название улицы или номер дома забыть, Сергей Иванович сразу же, почти не открывая прикрытые глаза, поправит докладчика.
         Я огорчаюсь, если на «Клюевские чтения» не приезжают Н.М. Солобай, Т.И.Привалова, М.В. Скороходов, Н.Н.Ефремовцев. Как-то раз Никита Николаевич, услышав откуда я родом, подошёл и протянул мне буклетик, на котором он изобразил виды моего родного села Анненский Мост. Оказывается, он бывал там у одного нашего общего знакомого в гостях и делал этюды окрестностей.  А с Ниной Максимовной Солобай и Тамарой Ивановной Приваловой мы раз жили в одном номере на базе МЧС во время чтений и очень хорошо общались!
         С москвичкой Татьяной Александровной Пономарёвой – профессором, доктором фи-лологических наук у нас оказалась общая знакомая из Комсомольска-на-Амуре –доцент АмГПГУ Оглоблина Надежда Михайловна, которая писала вступительную статью к одной из моих книг. Оказывается, они когда-то вместе учились или проходили стажировку - не помню – и сдружились. Мир очень тесен, я постоянно в этом убеждаюсь. Потом Н.М.Оглоблина в Хабаровске в 2018 году познакомилась ещё и с Е.Г.Койновой на православной конференции.
         С большим, весёлым, жизнелюбивым издателем из Челябинска А.Л. Казаковым тоже радостно встречаться и общаться, дружить. Я всегда помню, что это с книги стихов Н.А.Клюева «Гагарий зык», изданной Казаковым, произошли все эти события, что я описала выше. И я благодарна Алексею Леонидовичу за радость общения и обилие впечатлений!
         Многое мне хотелось бы ещё написать обо всём, произошедшем со мной за последний десяток лет, благодаря знакомству с творчеством и жизнью Николая Алексеевича Клюева, но скажу самое главное – Клюев для меня остаётся недосягаемым. Я не смогу постичь всей мощи и глубины его таланта, его личности, но не очень расстраиваюсь по этому поводу, потому что впереди меня ждёт ещё много открытий и счастливых моментов познания отдельных страниц большой книги по имени Николай Клюев.
        Счастлива, что присутствовала на открытии памятника Николаю Клюеву в Вытегре – единственному пока в России работы скульптора Сергея Алипова:

      ПАМЯТНИК
         Н.А.Клюеву

Никакого панибратства –
Се не камень, а престол.
И не думал я на царство,
Ан взошёл.
Посох – скипетр, а держава –
Предо мной.
Возвратился я со славой
В край родной.
И  крылатый конь Пегаска
Без узды
Нёс не прытко и не тряско
Из избы
Простой да сразу на престол...
И не думал я на царство,
Ан взошёл.