Такие разные герои веры

Рыжов Александр Геннадьевич
Почему Павел называет Самсона героем веры? Во-первых, стоит обратить внимание, в каком перечне стоит Самсон в Евр.11 – рядом с Иеффаем, человеком с насквозь языческим мировоззрением. Во-вторых, показательны дела веры людей из конца списка Павла, они отличаются от дел веры первых двух третей списка и связаны с военными реалиями (а войны были наказаниями от Бога за отступничество народа). В-третьих, надо обязательно учесть фон жизни Самсона. Он был герой веры «в роде своем», в обществе, которое смирилось с порабощением филистимлянами, которое выдает своего судью врагам. Т.е. рядом с Авраамом и Павлом (а наша планка героизма веры находится ведь где-то здесь) Самсона трудно назвать человеком, выдающимся какими-то духовными качествами. А вот на фоне своих современников он в самом деле выделяется – он единственный, кто борется с захватчиками, и две коротеньких молитвы, дошедших до нас из этих десятилетий, принадлежат ему. Пусть это и «эгоистичные» молитвы (первая – о своем избавлении от жажды, вторая – о возможности отомстить), в них нет и намека на желание покаяться в неправильном поведении, прославить Бога или помочь своему народу, они только о себе – но все-таки это молитвы.

По поводу третьего пункта. Мы часто склонны судить людей по своей системе координат – в том числе людей, живущих в других странах, культурах или живших в другие исторические периоды. Мы меряем их даже не по себе, а по своим представлениям о правильном образе жизни, которому сами мы в основном не соответствуем. Но это наше представление является ограниченным и обусловленным нашим культурно-историческим контекстом. При оценке людей из других эпох или наших современников, но живущих в других странах, надо учитывать, в какой среде эти люди росли, какие взгляды усваивали с детства как заведомо правильные, как они потом развивались, насколько были способны противостоять каким-то стереотипам своего общества, какой путь и в каком направлении проделали в личностном росте. «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем» (Быт.6:9). Рядом с Авраамом Самсон не выглядит героем веры, а рядом с Иеффаем – очень даже.

Еще мысль, подсказана Николаем В. Учитывая все грехи и постигшее наказание, к Богу взывать, кажется, не было никакого смысла. Но Самсон обращается и получает ответ. Когда уже не было надежды на это. В этом его вера – в том, чтобы обращаться к Богу в безвыходной и безнадежной ситуации, даже когда по всем предварительным соображениям кажется, что Он не ответит.

26.03.2019