Творцы своей судьбы

Александр Нивин
Мне на глаза попался мой аттестат об окончании начальной школы с заслуженными "пятёрками", с красочным гербом России (бумага - качественная, плотная, чуть ли не пергамент) - и вспомнилось...
Композитор Юрий Столяров был частый гость в нашей школе. Из учеников был собран хор, мы готовились к участию в районном конкурсе самодеятельности, разучивали и пели песни, которые сочинил Юрий Столяров...
И вот желанный час настал, мы - октябрята и пионеры  - поём на настоящей сцене в районном Д К патриотическую песню на тему подвига военных лётчиков Александра Романенко и Сергея Царькова, которые в июле 1944 года направили свой подбитый штурмовик на колонну отступающих фашистов. Зрителей в зале столько, что нет свободных мест. Мы стараемся из всех наших сил, чтобы наша школа заняла почётное место. Юрий Столяров подыгрывает на баяне, а хор сурово отрывисто поёт:
"И столбы стоят, как часовые,
Возле Новоржевского шоссе"...
Мне особенно приятно это петь, потому что Новоржевское шоссе - моя улица, и памятник лётчикам героям - всего в ста метрах от нашего дома.
Песня исполнена, все мы бежим за кулисы, потом по коридору в полутёмный зал - смотреть продолжение концерта.
Я сижу рядом с моей классной  Ефросинией Романовной Горской. Весь наш класс очарован ею, нашей первой учительницей. Нам несказанно повезло, потому что она - душевная, добрая, справедливая, когда надо - строгая (в меру). И к тому же она красивая, у неё такие правильные черты...  Ефросиния Романовна в войну была разведчицей, ходила по вражеским тылам, собирала сведения о расположении немецких воинских частей... Это она сама нам рассказывала. А мы слушали, затаив дыхание.
Какой парень появился на сцене! Старшеклассник, солист, одет по последней моде. А как он смело держится, как поёт! И песня - душещипательная, прямо-таки хватает за душу...
"Всюды буйно квитнэ черемшына,
Мов до шлюбу вбралася калына..."               
Я тут же влюбляюсь в" украиньську мову". Мне представляется, что лучше этой песни на свете нет и не может быть. И как он артистично её исполнил - по-современному, энергично.  Смелый парень, спортивный, яркий.... Небось, девушки сами ему на шею вешаются...  Все кругом так хлопали, кричали и свистели, что этот старшеклассник вынужден был выйти ещё раз и спеть по новой. А зал "стоял на ушах",  никак не хотел его отпускать.
Я сходил в буфет, купил там слоёное пирожное (было у меня в кармане заветных 20 коп), не себе, конечно - любимой учительнице... Иду коридором, смотрю -  этот певец! В компании таких же, как он, моднявых парней идёт размашисто (похоже, к буфету, где есть и пиво и что покрепче), курит на ходу - этак изящно, раскованно.
Певец мог меня не заметить, пройти мимо. Но он, о чудо из чудес, снизошёл, обратил на меня, ничтожного, мимо проходящего сопляка, своё высочайшее (и даже пристальное) внимание. Я уж начал лепечущим голосом : "Как Вы здорово спели "Черемшину" ...
И тут - к изумлению моему - я вижу, как сигарета певца ткнулась в моё пирожное и зашипела, источая смрадный, как сама подлость, тонкий дымок. Замечательный певец, которому только что  бурно аплодировал  зал, проказы ради, загасил сигарету о моё пирожное. Это действие сопровождаемо было гоготом, я бы мог сказать, лошадиным, но не хочу обижать лошадей.
У меня не покатились по щекам  слёзы. Я был воспитан людьми военного поколения и твёрдо знал, что мужику пищать -  бабой быть. Я отнёс пирожное с вдавленным в него окурком к урне и бросил его в чёрный зев, полный окурков и плевков. Потом я взял в гардеробе своё пальтецо и  поплёлся домой, на свою улицу "Новоржевское шоссе". И никому не рассказал про пережитый мною "позор", даже любимой Ефросинии Романовне.
Песню "Черемшина" я люблю и по сей день. Что касается певца, то о нём я не слышал больше ничего и лишь совсем недавно узнал, что его внезапно постигла тяжёлая болезнь, он стал плохо ходить, врачи усиленно лечили - не местные, в питерской клинике - после чего молодой человек остался инвалидом. И весь город сочувствовал ему: мол, судьба обошлась с ним так несправедливо.