Клайв С. Льюс Создание человека

Лариса Болотова
        Как же создавался человек?   
      
        Из книги Клайва С. Льюса «Ад, чистилище,  рай»:

«Долгие века Господь совершенствовал животное, которое должно было стать вместилищем человеческой души и собственным Его подобием. Он дал ему руки, способные держать, рот и горло, способное к артикуляции, и мозг, достаточно сложный, чтобы выполнять все материальные действия, с которыми связано разумное мышление. Вполне возможно, что создание существовало много столетий, не будучи ещё человеком: возможно даже, что оно уже могло делать вещи, которое современных археолог счёл бы доказательством его человеческого уровня. Но оно оставалось животным, ибо все его физические и психические процессы были направлены только к материальным и естественным целям.

Наконец, когда исполнились сроки, в этот организм - и в психику, и в физиологию – вошло по воле Божьей новое сознание, которое знало Бога и могло сказать «я», взглянув на себя извне, судить об истине, добре и красоте; и настолько вышло из времени, что ощущало, как оно уходит. Это сознание стало править всем организмом, освещая любой его уголок, а не только один мозг, как у нас. Человек весь был  сознанием. Органические процессы  его тела подчинялись закону его воли, а не законам природы. Сном было для него не наше тяжкое оцепенение, а сознательный отдых – он бодрствовал и наслаждался радостями сна. Отмирание и восстановление тканей тоже подчинялись ему, и можно предположить, что он жил столько, сколько хотел. Полностью владея всем своим телом, он владел и более низкими формами жизни. Мы и теперь, хотя и редко встречаем людей, наделённых таинственной силой, которым подчиняются животные. Этой силы у райского человека было очень много. Новое создание было создано, чтобы покоится в Боге, и покоилось в нём».

        Получается, что человек сознавал себя как единое с Богом и имел общую душу.

«От кого-то или от чего-то они узнали, что могут стать как боги – жить не для Господа, а для себя.  Осознание себя немедленно порождает опасность самопоклонения».

        Человек приобрёл индивидуальную душу и мог жить самостоятельно. Что-то подобное происходить при рождении человека. Младенец вначале сознаёт своё единение со всем, но постепенно начинает осознавать своё отдельное «я».

«До этого момента организм человеческий (астральное тело?) был во власти человеческого духа. Но эта власть ему была только препоручена, и он утратил её, потому что уже не был представителем Божьим. Господь стал им править иначе – через законы природы, а не духа. Органы, не руководимые более человеческой волей, подпали под власть низших, биохимических законов и не были уже защищены от боли, старости и смерти. И диктовать душе стали не разум, не выбор, а физиология и среда. Да и сама душа подпала под психологические законы ассоциаций, подобий, созданные Богом для высших антропоидов. Воля же могла теперь лишь силой подавлять желания, загоняя их в подсознание. Человек не просто ухудшился, как бывает с людьми, а стал совсем другим. Он потерял с грехопадением свою особую природу. Ибо прах ты и в прах возвратишься. Весь его организм, вознесённый вверх к духовной жизни, упал обратно – туда, откуда Господь его поднял, как много ранее».

         Удивительно, что Господь допустил это, ведь Он всемогущий.

«Он (Господь) возносил растительную жизнь, чтобы она могла вместить животное начало, химический процесс – чтобы он вместил начало растительное, а физический процесс – чтобы он вместил процесс химический. Человеческий дух стал жильцом или даже узником в своём собственном доме; разумное сознание  стало таким, как теперь, - слабым мерцанием части мозга. Но это ограничение власти было всё же меньшим злом, чем порча самого духа. Он отвернулся от Бога, поклонился самому себе, и возвращение к Богу стоило теперь ему больших усилий. Гордыня и высокомерие, желание нравиться себе и подавлять соперников, зависть, беспокойное недовольство и всё растущая тревога легко зародилась в нём».

          Здесь, я думаю, автор не прав. Всё это надо отнести к душе, а не к духу. Дух потерял своё управление душой. Физическое тело стало управлять душой, её желаниями и чувствами. Сознание человека опустилось на уровень физического тела. Своё «Я» человек связал с физическим телом.

«Такой дух не только слабо, но и дурно правил плотью; он посылал в психофизический организм гораздо худшие желания, чем этот организм посылал ему. Это предалось по наследству всем последующим поколениям, так как было не «приобретением признаков, а новым типом человека». Новый вид, который Бог никогда не создавал, внедрил себя грехом в мироздание. Мы представители испорченного вида».

           Не согласна с автором. Нет в Мироздании того, о чём бы Бог не знал, на то Он и Бог. Нас просто отключили временно от высших миров, чтобы мы не наделали глупостей, пока не обретём свой разум.

«Дерево жизни и дерево познания добра и зла, таящих в себе, несомненно, огромный мистический смысл. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут».

          Христос, своим воскресеньем, показал, как можно вернуться в высший мир, после смерти, если конечно жил на Земле праведной жизнью.

«Человек как особый вид испортил себя и в нынешнем нашем состоянии добро, прежде всего, исцеляет его и исправляет.

Не Бог, а человек выдумал пытку, кнут, рабство, тюрьму, ружья и бомбу. Человеческая корысть и глупость, а не Божья воля породили нищету и непосильный труд.   

Мы ощущаем что-то невыразимо прекрасное в запахе свежей древесины или в плеске воды о днище лодки, но это не сливается с нами, а как бы таится в глубине».

           В чём же путь освобождения от сансары? В слиянии, вернее в наполнении своей сущности, всем окружающим.

«В результате грехопадения животная сторона человека перестала подчиняться стороне человеческой. Быть может, человек среди прочего был призван восстановить у животных мир, и если бы он не перешёл к противнику, он бы совершил дела, которых мы и представить себе не можем».